О Беларуси
О Беларуси

Страна Беларусь географически размещена в центре Европы между двумя соседями - Россией с Востока и Польшей - с Запада, - на перекрестке древних путей из Византии в Скандинавию, и вобрала наилучшие достижения разных культур. Наши предки внесли значительный вклад в мировое культурное наследие.

На этнических землях Беларуси в VIII-X веках свои поселения имели несколько восточнославянских племен. Один из них, кривичи, примерно в 970-980 годах создали сильное Полоцкое княжество, а первым его князем был избран Рогволод. В этот период на белорусские земли приходит христианство. В 992 году в древней столице - Полоцке - была основана первая в Беларуси православная епархия.

В начале XIII века под монголо-татарским игом оказались огромные территории Восточной и Центральной Европы. Белорусские земли никогда не знали азиатского гнета. Местные князья боролись с набегами татар и стрались все время контролировать жестокого соседа. На границах государства были возведены мощные оборонительные башни. Одна из них - в Каменце - была заложена в 1276 году.

В середине XIII века высокого экономического, политического и культурного развития достигло Новогородское княжество. Местные князья взяли в свои руки дело объединения белорусских земель, среди которых была древняя Литва. Так появилось новое многонациональное государство - Великое Княжество Литовское. Белорусский Новогородок (Новогрудок) стал ее первой столицей.

Белорусы одними из первых в Европе, благодаря известному сыну нашей земли Франциску Скорине, уже в 1517 году имели свою печатную Библию. Наши славянские предки Петр Мстиславец и Иван Федоров основали книгопечатание в Москве. Именно белорусские мастера внесли свой почерк в российское зодчество. Степан Полубес из Мстиславля основал новый стиль архитектурного декора из ажурных изразцов. Климентий Михайлов из Шклова руководил всеми кремлевскими резчиками по созданию пышных, богато декорированных иконостасов. Белорусские мастера ввели в российские храмы объемную скульптуру по европейскому образцу, резные распятия, которыми стали завершать иконостасы.

Период XV-XVI веков в истории нашей страны называют золотым. В это время местными зодчими возводятся храмы-крепости в Сынковичах и Мурованке, величественные магнатские замки в Мире и Несвиже. Основываются новые учебные заведения, значительными были достижения в медицине, математике, географии, астрономии. Белорусский язык становится государственным языком Великого Княжества Литовского. Содержание Статута Казимира Ягеллончика 1492 года, Статутов 1505, 1529, 1561 и 1568 годов ярко свидетельствует о глубоких корнях и высоком уровне нашего законодательства. Это время особенно отмечено взлетом искусства. Совершенствуются иконопись, скульптура, появляется светская портретная живопись. Уникальная коллекция искусства несколько столетий собиралась Радзивиллами и сохранялась в их главной резиденции в Несвиже. Магнатский род Радзивиллов был одним из богатейших в Европе, его годовая прибыль в два раза превышала доход польского короля. Сегодня в Несвиже находится один из крупнейших в мире некрополей магнатского рода. К сожалению, огромные ценности белорусской культуры во время многочисленных военных конфликтов уничтожались, грабились и вывозились за пределы страны.

В конце XVIII века, после разделов Речи Посполитой, Великое Княжество Литовское исчезло с карты Европы, а белорусские земли вошли в состав Российской Империи, что дало мощное развитие сети железных дорог, мостов, мануфактур, сельского хозяйства, научных открытий. Стала широко развиваться система государственного образования, создавались новые школы, высшие учебные заведения.

1000-летняя история белорусского края - это летопись возрождения, восстановления из руин и пожарищь. На протяжении столетий формировались и укреплялись такие характерные для белорусского народа черты, как национальная толерантность, готовность к сотрудничеству и согласию с другими народами и странами, уважение к их культуре и традициям.

В стародавние времена наше государство являлось европейским центром книгопечатания и просвещения, где трудами и стараниями великих просветителей Франциска Скорины, Евфросиньи Полоцкой, Миколы Гусовского, Кирилла Туровского, Сымона Будного, Климента Смоляцича, Аврамия Смоленского и др. закладывались мощные основы нашей самобытной Культуры.

Среди представителей европейского Возрождения достойное место занимает имя восточнославянского и белорусского гуманиста, первопечатника и просветителя, ученого и писателя, уроженца древнего Полоцка Франциска Скорины (около 1490 – 1551 гг.). Первоначальное образование он получил, как предполагают историки, в Полоцке и Вильно, затем в 16 лет окончил Краковский университет. Скорина дважды стал доктором наук.

Книгоиздательская деятельность Скорины сочетала в себе опыт европейского книгоиздания и традиции белорусского искусства. Продолжив своё обучение в Чехии, Скорина первым среди восточных славян издал в чешском городе Прага печатную книгу – Библию. Он перевел Библию на церковнославянский язык в белорусской редакции, понятный простым людям. Скорина напечатал 20 изданий Библии с предисловиями и послесловиями, содержащие гравюры и иллюстрации. На титульном листе Библии Скорина изображал «Сонейка маладзіковае» – символ получения и передачи знаний, физического и духовного возрождения человека.

В 1522 и 1525 годах в организованной им в столице Великого Княжества Литовского городе Вильно типографии он издал «Малую подорожную книжку» и «Апостол».

Издательская деятельность Скорины является жизненным подвигом, потому что не все, в том числе и церковь, понимали его просветительскую деятельность. Напечатанная Скориной Библия нарушала правила, которые существовали при переписывании и переводе церковных книг, содержала тексты от самого издателя и гравюры с его изображением.

Взгляды Скорины свидетельствуют о нем как о гуманисте, просветителе, патриоте. Гуманизм Скорины представлял собой систему взглядов, которые наивысшей ценностью провозглашали самого человека и его права на свободное развитие, считали его не «рабом божьим», а творцом. Все предисловия и послесловия в Библии Скорины, где он раскрывает глубокий смысл библейских преданий, проникнуты заботой о разумном упорядочении общества, воспитании человека, установлении достойной жизни на Земле. Гуманист Скорина оставил нам свой моральный завет в следующих строках: «Закон прироженый в том наболей соблюдаем бывает: то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным, чего сам не хощеши от иных имети... Сей закон прироженый есть к серии единою кажного человека».

Просветитель Скорина предстает человеком, который содействует распространению письменности. Об этом свидетельствуют такие строки: «Всякому человеку нужно читать, ибо чтение – зеркало нашей жизни, лекарство для души».

Франциск Скорина – основоположник нового понимания патриотизма как любви и уважения к своей Родине. С патриотических позиций воспринимаются следующие его слова: «Понеже от прирождения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя, птици, летающие по воздуху, ведають гнезда своя; рыбы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, – також и люди, и где зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку мають».

страницы 1 2