Рерихи и Беларусь. Памятники Турова
О Беларуси

ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Гомельщина

Одним из политических и религиозно-культурных центров на древних белорусских землях в XII веке был Туров – столица Туровского княжества. Город был крупным экономическим, культурным и духовным центром Туровского феодального княжества, имел прочные связи с Киевом, Северным Причерноморьем, Ближним Востоком, Средней Азией, Прибалтикой и Волынью. Христианство пришло сюда в конце X века. Многие туровские князья впоследствии переходили на княжение в Киев. Во время княжения здесь Святополка Изяславича (1088-1093) его жена греческая царевна Варвара основала в Турове Варваринский женский монастырь. Сохранились сведения о существовании в XII столетии в Турове мужского монастыря.

Уже в 1005 году здесь возводились деревянные христианские храмы. Об этом свидетельствуют летописи, результаты археологических исследований, а вместе с ними каменные туровские кресты XII века, найденные в Турове и его окрестностях.

Городище средневекового Турова или Замковая гора - место, откуда начиналась история древнего города. Внешним видом оно резко выделяется над низинным рельефом болотистой поймы Припяти, издавна привлекая внимание краеведов и любителей древности.

Единственное крупное сооружение монументальной архитектуры, обнаруженное на Замковой горе – Туровский храм XII века стены которого сохранились на высоту от 0,3 до 2,0 м. При раскопках туровского городища были обнаружены многие уникальные для Беларуси находки, свидетельствующие об образе жизни и занятиях жителей древнего города, уровне его развития. Это осколки оконных стекол, свинцовые иконки-вставки, аналогичные вставкам на кресте Евфросиньи Полоцкой, нижняя часть бронзового церковного колокола, фрагменты древнего кирпича, применявшегося для строительства церквей, предметы кузнечного, ювелирного, гончарного, косторезного, кожевенного и других ремесел.

Найдены свидетельства того, что Туров был крупным религиозным центром еще с дохристианских времен. На территории древнего городища археологами было обнаружено уникальное языческое святилище. По словам специалистов, находки, сделанные на нем, относятся к концу X века и совершенно нехарактерны для региона. До сих пор таких археологических объектов на территории республики обнаружено не было. В 2005 году на территории Замковой горы была открыта новая историко-археологическая экспозиция, главным объектом которой является фундамент древнего храма (на фото справа). Археологический комплекс вошел в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, и находится под охраной государства.
С историей древнего Турова связана легенда о крестах, которые якобы приплыли против течения по Припяти во время принятия христианства. По историческим сведениям, каменных крестов в Турове было очень много, стояли они на открытой местности и уже тогда, несколько столетий назад, считались чудотворными. Во времена советской власти кресты были затоплены. И вот не так давно часть из них снова чудесным образом оказалась на поверхности. Еще есть очевидцы того, как два креста появились на поверхности воды, соприкасаясь перекладинами, словно взявшись за руки. Кресты вытащили, и сейчас они находятся в церкви Всех Святых. Люди их называют "отец" и "мать". Третий крест нашли позже в реке. Он сейчас на замковой горе, внутри памятника Кириллу Туровскому.

Прославил город своей просветительской деятельностью епископ Кирилл Туровский (1130-1181г.г). Известно, что Кирилл был сыном богатых родителей, но «богатства» и «славы тленныя мира сего» его не привлекали. Вначале в отцовском доме, а затем в туровском епископском монастыре будущий писатель получил хорошее образование, усвоив знания и идеи и византийского, и римского мира. Есть основания считать, что Кирилл учился в Киеве. «Житие» Кирилла Туровского сообщает, что он «добре извыче святых книг поучению». Он был автором вдохновенных повестей, наставлений, посланий, которые значительно обогатили духовную жизнь народа. Незадолго до смерти он создал стихимолитвы — ценнейшую часть своего наследия. Его произведения переписывали, читали и учили наизусть во всех восточнославянских княжествах. В богатых местных библиотеках хранилось рукописное Туровское Евангелие XI века, самая ранняя из известных науке книга, созданная на белорусских землях.

Современники называли его вторым Златоустом, что «паче всех воссиял на Руси». Произведения Кирилла Туровского и сегодня восхищают образностью и проникновенностью, простотой и искренней заботой о духовном совершенстве соотечественников. До наших дней сохранились восемь его «слов»-проповедей, несколько поучительных повестей («Повесть о белоризце и монахе», «Казание о черноризском чине») и притчей («Притча о душе и теле»), два канона, около трех десятков стихотворений.

 

страницы 1 2 3 4