rosserial

РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

О Беларуси

МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Могилевщина

В апреле 1636 года митрополит  Могилевский получил согласие короля Владислава IV на строительство в Могилеве православного Никольского храма и основание при нем монастыря. В 1672 году Никольский храм был торжественно освящен. Монументальный трёхъярусный золоченый иконостас с колоннами, сделанный в технике сквозной резьбы, является великолепным творением XVII века. Его первый создатель – шкловский мастер Климентий Михайлов. В наши дни иконостас целиком восстановлен в первоначальном виде. В алтарной части и под куполом сохранились фресковые росписи XVII-XIX веков.

 

 

 

 

 

 

 

 




Детали иконостаса Никольского храма не повторяются (на фото вверху справа). При их создании мастера стремились к разнообразию, которое символизирует разнообразие созданного Богом мира.

Костел вознесения Пресвятой Девы Марии (Св. Станислава) в Могилеве, возведенный в 1738-1752 годах, уникален своими фресковыми росписями. Это единственный в Беларуси храм, где так объемно представлены библейские композиции, созданные в XVIII веке. Фрески написаны в 1765-1767 годах художниками-монахами Петром, Лукьяном и Григорием. На своде главного нефа размещены три большие композиции: «Вручение ключей апостолу Петру», «Превращение» и «Вознесение Марии» (на фото справа).

 

 

В 1762—1785 гг. в Могилеве на территории Спасского монастыря (не сохранился) по проекту архитектора И. Глаубица возведен архиерейский дворец. В нем разместилась резиденция православного архиепископа Георгия Конисского, а с 1797 года — Афанасия Братановского.
Здание хорошо сохранилось до нашего времени, и является интересным памятником жилищной архитектуры. Дворец был построен так, что вместе с бывшей Спасо-Преображенской церковью составлял единую панораму, которая раскрывалась как со стороны Днепра, так и со стороны ул. Ленинской (Ветряной), откуда открывался главный подход к дворцу. Перпендикулярно дворцу вдоль вытянутого дворика размещались монастырские кельи, которые образовывали архиерейский двор (не сохранились).

В плане дворца центральное место занимают вестибюль с парадной трехмаршевой лестницей и ориентированный в сторону Днепра зал для приемов. Оставшиеся комнаты первого этажа отводились под службы. На втором этаже находились спальня, кабинет и библиотека. Третий, аттиковый этаж, был предназначен для хозяйственных нужд.

В монументальном строгом объеме дворца и его декоративной отделке совмещаются черты барокко и раннего классицизма. Пластическое решение фасадов с криволинейным переходом к боковым ризалитам, сложные по рисунку наличники окон, высокая ломаная кровля — элементы архитектуры барокко. Ризалиты и боковые фасады имеют более строгое решение: обрамление окон здесь упрощено, а стены по всей высоте покрыты глубоким рустом. Разнообразие приемов декора фасадов дворца не лишило его архитектуру целостности. В советское время использовался как жилой дом, сейчас передан Могилевско-Мстиславской епархии. Внутренняя планировка изменена.

На здании установлена мемориальная доска с текстом: «В этом доме жил и работал в 1785—1795 гг. известный деятель культуры восточных славян, просветитель, писатель и политик — архиепископ Георгий Конисский».

«Георгий есть один из самых знаменитых деятелей прошлого столетия. Жизнь его принадлежит истории», — отмечал А.С. Пушкин в заметках к изданию в 1835 году собрания произведений белорусского архиепископа Г. Конисского. Сорок лет его жизни и деятельности связано с Могилевом.

Жиличский Дворцово-парковый ансамбль был основан в 1823 году по проекту гродненского архитектора Почешинского представителем шляхты Игнатием Булгак - лидским ротмистром, маршалом бобруйского повета, и предводителем дворянства Бобруйщины.

Жиличский дворцово-парковый ансамбль входит в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, представляющий международный интерес (1-я категория). Это один из немногих в Беларуси сохранившихся памятников конца XVIII - начала XIX веков с преобладанием ампира, носящий ярко выраженный усадебный характер.

Архитектурный образ дворца, площадь которого четыре тысячи квадратных метров, был прост, зато внутреннее убранство поражало своим великолепием: богатая лепнина, мелкая скульптурная пластика, роспись, позолота, зеркала, декоративная обивка. В одном боковом крыле дворца был встроен костел, во втором - тропическая оранжерея. Славился Жиличский дворец собраниями предметов искусства, среди которых были живописные полотна, старинные гобелены, ризы, слуцкие пояса, рыцарские доспехи и оружие. В дворцовом музее была коллекция из 30 орнатов (облачение священников), собрания мраморной скульптуры, декоративного фарфора, французские и итальянские каминные часы из позолоченной бронзы.

Когда перед революцией начались волнения, дворец опустел. В 20-е годы тут была школа рабочей молодежи, детский дом. В 30-е сюда из Борисова переехал сельхозтехникум.

Дворец прошел через все войны, но, в отличие от остальных белорусских памятников архитектуры, уцелел: в него не попала ни одна бомба. Однако во время Второй мировой войны ценности были вывезены немецкими захватчиками, а южная часть комплекса (оранжерея) и значительная часть интерьера была ими разобрана.

В 1948 году во дворце обосновалась Бобруйская агрошкола, преобразованная затем в Жиличский сельскохозяйственный техникум. С сентября 1971 года в здании расположилась детская музыкальная школа.

Сегодня здесь работает художественное и музыкальное отделения детской школы искусств, учащиеся которой неоднократно становились лауреатами, дипломантами международных и республиканских конкурсов юных исполнителей (на фото справа).

 

В период между 1778-1787 гг. для Г.А.Потемкина в юго-восточной части Кричева был построен дворец в стиле русского классицизма. Его архитектор известный русский зодчий Иван Егорович Старов (1743-1808 гг.) – автор проекта Таврического дворца в Петербурге.

Первоначально архитектурный облик дворца носил черты классицизма.

19 января 1787 г. императрица Екатерина II, следуя в Могилев, посетила дворец Потемкина в Кричеве.

В 1787 г. Потемкин продал дворец и Кричевские владения Яну Голынскому. В 1849 г. внук Яна Голынского, Стефан Голынский, решил обновить свою резиденцию в неоготическом стиле, в соответствии с архитектурной модой. С главного фасада исчез классический декор оконных обрамлений, а над окнами второго этажа были вылеплены неоготические стрельчатые сандрики (ныне не сохранившиеся). Но, пожалуй, наибольшие изменения коснулись входа.

Во дворце было 72 помещения. Три комнаты справа от вестибюля были жилыми. Две команаты в правом крыле, с окнами, выходящими во внутренний дворик, носили название «епископских», потому что их когда-то занимал епископ (когда в 1855 г. сгорел деревянный костел Кричева, Стефан Голынский отвел во дворце место для богослужений). В правом крыле находились так же служебные и хозяйственные помещения, комнаты прислуги, ванная.

К особо почитаемой хозяевами святыне дворца относилось древнее, вырезанное из светлого дерева и раскрашенное распятие. Распятие хранилось в одном из залов второго этажа. Существовало поверье, что покуда распятие пребывает во дворце, в нем будут пребывать и его хозяева Голынские. В 1918 г. распятие было передано в городской костел Кричева.

Дворцовый парк, заложенный в конце XVIII в., занимал площадь около 10 га и носил черты старопольского парка, главным отличием которого были липовые аллеи. Но часть парка носила и пейзажный характер.

Известно, что у Потемкина работал знаменитый садовод В.Гульд – один из замечательных мастеров паркостроения XVIII в. В 1789 г. он объехал поместья Потемкина в Могилевской губернии. Вероятнее всего, побывал и в Кричеве. На откосе над берегом реки рос «дуб царицы», названный так в честь визита Екатерины II. Перед дворцом стояла скульптура плакальщицы из белого мрамора с надписью «Любовь Ивановна Голынская, урожденная Гончарова-Мордвинова – Mere de huit enfants (мать восьмерых детей)».

Летом 1918 г. уроженка города Черикова Евдокия Николаевна Гордеева организовала ремонт заброшенного здания дворца. 11 сентября 1918 г. была открыта частная гимназия Е.Н.Гордеевой. В январе 1919 г. она была реорганизована в 3-ю Кричевскую трудовую школу 2-й степени. Первым директором был назначен А.М.Галковский, в последствии ставший профессором математики Московского государственного университета. В первый год обучения в 6 классах обучались 110 учеников. Сначала школа носила имя А.П.Чехова, а с 1924 г. – имя В.И.Ленина. В 1941 г. школа прервала свою работу и возобновила ее только в 1943 г., а в 1959 г. переехала в новое здание, в котором располагается до сих пор.

В апреле 1960 г. в здании дворца была открыта школа-интернат. В сентябре 1961 г. рядом с дворцом был построен учебный корпус, который был соединен со дворцом переходом-галереей. К началу 1980-х гг. здание дворца оказалось в плачевном состоянии: стояли голые стены, осыпалась штукатурка, протекала кровля, декор был утрачен. В 2003 г. дворец Потёмкина был внесён в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

В 2008 г. дворец был отреставрирован и торжественно открыт 16 февраля 2008 г., став главной достопримечательностью Кричева. Документальных исторических свидетельств об элементах интерьера найдено не было, лишь упоминания об их богатстве и изысканности. Поэтому основным принципом стало восстановление интерьеров по аналогам дворцов XVIII в. На первом этаже восстановленного дворца разместился «Дом гражданских обрядов». Овальный зал стал залом церемоний. Другие помещения переданы для размещения в них Кричевского краеведческого музея и музея матери. В приказчицкой и зимнем саду размещена экспозиция об истории дворца и его хозяевах. В Рыцарском зале – экспозиция об истории Кричева, от зарождения до XVIII в. В библиотеке можно увидеть подлинные книги XVII–XIX вв. (самая старая книга, хранящаяся в музее – «Обет душевный» Симеона Полоцкого 1681 г.).

Кричевский краеведческий музей имеет около 20000 экспонатов, среди которых: археологические находки, коллекция монет Великого Княжества Литовского, оружие, коллекция народной одежды, орудий труда и быта крестьян, изделия местных гончаров. На будущее намечено воссоздание дворцового парка, хозяйственных построек и конюшен.

страницы 1 2 3