Сайт Рерихи и Беларусь на Facebook Наш сайт на youtube
РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Конференции. Культурные программы


                                                                                       
РОЛЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕРИХОВ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Баранова А.С.
Кандидат педагогических наук, доцент, Минский государственный
лингвистический университет

Интенсивное развитие международных экономических связей и расширение сотрудничества между странами в различных областях экономики и общественной жизни диктуют необходимость развития культурной компетентности специалистов. Достижение согласий по тем или иным вопросам возможно в результате изучения и принятия особенностей культурных традиций, привычек, способов восприятия и интерпретации событий, религиозных воззрений, другого образа жизни. Целостное постижение другой культуры возможно при глубоком постижении литературы, искусства другой культуры.

В современном обществе повысились социальные требования к поведенческой, функционально-деловой и эмоционально-нравственной культуре граждан. Приобрели значимость профессионализм и компетентность, здравый смысл, ответственность, корректность. Актуальным стало знание культурного наследия своего народа и народов других стран, в целом культурной компетентности.

Термин «культурная компетентность» ввёл Ю.Е. Прохоров. Среди прочих значений термин означает личностный рост на основе освоения культуры, эстетики. Общекультурные компетенции, выделенные И.А.Зимней,  предполагают познание и опыт деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества. Важнейшая часть культурной компетентности определяет общение членов социума, диктуя им определённые ограничения, нормы, правила, ритуалы, обязательные для исполнения в рамках данной культуры. В учении Рерихов есть суждения о нормах, правилах, ритуалах, эстетике, необходимые для формирования культурной компетентности.

В работах Рерихов подчёркивается решающее значение культуры в духовном развитии человечества. Н.К.Рерих подчёркивал: «Ближайшая задача осветления Культуры – восхождение духа» [1, с.19].

Большое значение для формирования культурной компетентности имеет овладение культурой познания. Н.К.Рерих отмечал: «Первое условие познания – не стеснять методом изучения. Не настаивать на условных методах. Познание складывается дерзанием, внутренними особыми накоплениями. Подходы к Единому Знанию так многоразличны.<…>

Не настаивать, не урезать, не угнетать указкою, но напоминать о свете, об огнях пространства, о высоких энергиях, о сужденных победах необходимо» [1, с.7]. Н.К.Рерих призывал каждый день мыслить, произносить и применять понятия Красоты и Культуры, меньше отрицать, так как большинство отрицаний имеет в основе невежество.

Пренебрежение культурными ценностями он считал позорным преступлением невежества.

Н.К.Рерих отмечает значительную роль мечты в процессе познания. Культура познания предполагает способность мечтать: « Я не упоминаю художников, музыкантов, поэтов, ибо всё существо их построено на способности мечтать. Великий учёный, если он действительно велик и не боится недоброжелательных свидетелей, конечно, доверит вам, как прекрасно он умеет возноситься к мечтам. Как многие из его открытий в основе своей имеют не только расчёт, но именно высокую жизненную мечту.

Да, легенды не отвлечённость, но сама реальность. Поистине, мечта не знаки безграмотности, но отличия утончённых душ. Потому всячески поощрим в молодёжи нашей стремления к зовущим и творящим сказаниям, и вместе с молодёжью, оставаясь молодыми, почтим мечту как ведущие и возносящие крылья нашего возрождения и усовершенствования» [1, с.62].

Н.К.Рерих высказал ценные мысли о культуре научного исследования: «Наука, если она хочет быть обновлённой, должна быть прежде всего неограниченной и тем самым бесстрашной. Всякое условное ограничение уже будет свидетельством убожества, а тем самым станет непреоборимым препятствием на пути достижения» [3, с.230]. Всякое отрицание он рассматривал как противоположность творчеству. Истинный творец не должен доходить до отрицания в своём светлом, постоянном поступательном движении. Процесс творчества совершается в неудержимой прогрессии. Именно свободная, неограниченная наука может открыть человечеству полезные находки. Н.К. Рерих говорит о взаимодействии различных наук: фольклора и археологии, устного народного творчества и истории.

Формирование культурной компетентности предполагает культуру мышления. Высококультурным является свободное мышление. Е.Н.Рерих призывала к культуре мышления, однако отмечала, что « мы ещё не доросли до свободы мышления. Мы ещё в младенчестве и нам нужно заборчики и повода, так решают за нас наши духовные водители» [5, с.20].

Н.К.Рерих развивал мысль о том, что ограниченное отрицание не должно иметь места в кругозоре молодых учёных: «Лишь убогое мышление могло бы отрезать и загромождать поступательные пути. Решительно всё, что может облегчать эволюцию, должно быть приветствовано и сердечно осознано. Всё, что может служить на пользу развития человеческого мышления, – всё должно быть и выслушано, и принято». [3, с.231].Актуальными и ценными в наши дни являются мысли Н.К.Рериха о культуре мышления. Он приводил пример формирования культуры мышления на Востоке в монастырях. Там молодёжь под наблюдением старших быстро задавала друг другу вопросы, ответ на которые должен последовать также немедленно. При этом вопросы задавались не только неожиданно по существу, но и неожиданно обращались к одному из присутствующих. Характерный удар в ладоши сопровождал эту скоропостижную посылку. Если вопрошаемый не находился с ответом или ответ его был неудовлетворительным, то он был предметом осмеяния. Такие уроки культуры мышления, сохранившиеся и до сего времени, напоминают нам о давних прекрасных школах мысли, когда глубина и изящество мышления считались одним из самых благородных упражнений. Н.К.Рерих правомерно утверждал, что во времена энциклопедий и справочников иногда совершенно упускается из виду, что память как таковая требует воспитания постоянными упражнениями мышления, что лучшие основы преуспеваний должны быть воспитаны в великом труде и внимательности. И любовь, и свобода, и дисциплина, и взаимоуважение, и преданность труду – всё это закрепляется постоянными испытаниями и воспитывается так же, как и познание всех прочих условий жизни.    

Культурная компетентность предполагает созидание, сохранение и обмен культурными ценностями. Н.К.Рерих призывал обмениваться художественными ценностями всех отраслей знаний, взаимно знакомясь с духовными ценностями всех народов, собирать и устанавливать культурные ценности. Важным и достойным он считал то, что культурная часть общества особенно настойчиво  стала стремиться узнавать прошлое искусства.

Н.К.Рерих отмечал, что Культура и достижение государств строились Красотою, а эволюция в целом покоится на краеугольных камнях Красоты и Знания. Слово «Культура» он считал священным, условность несознательной жизни может быть преображена лишь этим светлым утверждающим понятием, однако культура не бурьян и растёт лишь в духовно возделанных садах.       Н.К.Рерих отмечал, что слово «Культура» может значить «Культ- Ур» – Культ Света.

Н.К.Рерих отстаивал необходимость разнообразия и многообразия культур, призывал в служении великой Культуре не ограничивать себя одною стандартною программой, ибо  «каждый стандарт ведёт к тирании». Мыслитель отмечал: «Основное пламя Культуры будет едино, но искры его в жизни будут индивидуально и драгоценно многообразны. Как заботливый садовник, истинный носитель Культуры не будет вырывать те цветы, которые расцвели не со стороны главной дороги, если они принадлежат к тем ценным породам, которые он охраняет.

Выявления Культуры так же многообразны, как бесчисленны разнообразия самой жизни. Они облагораживают Бытие. Они, как истинные ветви единого священного древа, корни которого держат мир» [1, с.67]. В стране великой Культуры благородным девизом будут Мир, Красота и Знание. Краеугольный камень будущей Культуры покоится на Красоте и Знании.

Н.К.Рерих раскрыл роль культуры в решении жизненных проблем: «Часто мы слышим жалобы на неразрешимые проблемы жизни, – семейные, домашние, общественные и государственные. Если вы наполните вашу жизнь и жизнь ваших ближайших драгоценным чувством прекрасного так, что всё безобразное должно будет скрыться, этим вы создадите постоянную жизнь в энтузиазме Прекрасного» [2, с.91].

Культурная компетентность предполагает развитое чувство терпимости. В умении мыслить сказывается качество терпимости к окружающему. Нетерпимость Н.К.Рерих считал  дикостью. Нетерпимого человека, то есть того, который допустил в себе губительное свойство нетерпимости, он считал непригодным для общественности. Такой человек не только не поймёт окружающего мышления, но и легко может оскорбить самый утонченный оборот мысли своего друга.

С.Н.Рерих под искусством понимал прежде всего Красоту. В работе «Творческая мысль» он призывал «сознательно стараться возвышать свой ум до уровня художественного восприятия, иначе говоря, проникать вглубь. И тогда сможем поддаться влиянию произведения искусства» [3, с.19]. Н.К.Рерих также наметил пути приближения к Красоте: «Допуская Красоту в дом, надо решить бесповоротное изгнание всякой пошлости, напыщенности, всего, что противоречит прекрасной простоте» [4, с.19].

С.Н.Рерих отмечал огромное значение индийской культуры для человечества: «Индия с её сокровищницей мысли, Индия с её огромным наследием в каждой области Культуры – эта Индия преобразует обширный опыт накопленных усилий и достижений и даст миру новы аспект Мудрости и Красоты» [4, с.27].

Е.Н.Рерих также отстаивала идею многообразия культур, выступала против их уравнения и нивелирования: «При настоящем уровне сознания человечества, в тесном замкнутом общежитии неизбежна тенденция к уравнению, а всякое уравнение неминуемо растворяет талант в ничтожество, что ведёт к утрате культуры и понижению уровня цивилизации, т.е. к опрощению, и, увы, к следующей стадии опрощения, именно, к огрубению. Поэтому община и кооперация должны быть поняты широко и жизненно. Именно, новые научные открытия и сама жизнь подскажут новые формы соиметь общение с разными людьми» [5, с.20].

В век увлечения узкой специализацией необычайно актуальны мысли Е.Н.Рерих о сущности культурного человека. Она говорила о том, что ни один узкий специалист, как бы ни была высока его специальность, не может называться носителем культуры. Культура есть синтез, культура, прежде всего понимает и знает основы Бытия и пути строительства. 

 
Литература

1.Рерих Н. Держава света; Священный дозор.– Рига: Виеда,1992.
2.Рерих Н. Об искусстве.–М.: Международный Центр Рерихов Фирма Бисан – Оазис, 1992.
3.Рерих Н.К.Знак эры. –М.: Эксмо, 2011.
4.Рерих С.Свет искусства.– М.: Международный Центр Рерихов Фирма Бисан – Оазис, 1994.
5.Рерих Е.И.Огонь Неопаляющий. – М.: Международный Центр Рерихов, 1992.