Сайт Рерихи и Беларусь на Facebook Наш сайт на youtube
РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Конференции. Культурные программы

                                                                                    
РОЛЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕРИХОВ  В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ


Ермолич С.Я.
Кандидат  педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной
работы Белорусского государственного педагогического университета
имени Максима Танка

Велика роль культурного наследия Рерихов в формировании нравственной культуры личности. В работах Рерихов раскрываются нравственные основы существования человеческого общества, осуществляется призыв к борьбе с невежеством, завистью, предательством и ложью. Мысли Рерихов о сущности нравственной культуры личности необходимо использовать в процессе формирования нравственной культуры личности. Н.К.Рерих в работе «Держава света» говорит о создании центров, где  «безбоязненно, неосуждённо невежеством или завистью, можно обмениваться доверчивыми мыслями»[1, с.8]. Н.К.Рерих призывал без холода осуждения, без невежества отрицания открывать двери привета и светлого утверждения каждому зерну истины, так как  много осуждено, изгнано, засорено страхом и лицемерием. Рерих призывал  лечиться от страха, освобождать энергию от страха, раздражения, лжи и предательства, не забывать бедствий, наносимых озлоблением, страхом, ленью, эгоизмом –  этими порождениями невежества.

В качестве нравственных ценностей Н.К.Рерих рассматривал спокойное терпение и умеренное воздержание.

Нравственная культура личности заключается в гармоничном сочетании рационального и чувственного. Н.К.Рерих призывал «низвести ум свой из головы в сердце» [1, с.13]. Под «Державою света» он имел в виду сердце человеческое, так как сокровища премудрости и ведения постигаются именно  «умом сердца, чашею любви и самоотверженного действия. Где сокровище ваше, там и сердце ваше»[1, с.15].  Мысли о себе, самосожаление, гордыня, всякое невежество Н.К.Рерих рассматривал как престол тьмы, призывал рождать и усиливать свет сердца. Во имя близких нельзя нарушать ритм волн света.

Н.К.Рерих нравственным считал познание истины, которая находится в действительности, а не в патологии очевидности. Он призывал добросовестно, без разочарования изучать всё окружающее. Изучение должно быть несуеверным, безбоязненным и неэгоистичным. Говоря о прекрасном, о тайнах сердца,  Н.К.Рерих имел в виду прекрасные, творящие мысли. Как самые нежные цветы, их нужно растить, нужно поливать непрестанно радостными струями Благодати. Нравственная культура личности предполагает чёткое и благостное мышление.

Нравственно-эстетический идеал Рерихов – всячески поощрять развитие внутреннего сознания Прекрасного, этого истинного щита против тьмы невежества. Нравственно не разрушение, а созидание. Н.К.Рерих отмечал, что мы очень изобретательны в разрушении, очень изысканны в отрицаниях, но как слабы мы бываем в созидании, в даянии, в помощи. Истинные творцы и учёные обладают всепониманием и терпимостью, потому что они действительно знают. Н.К.Рерих призывал честно изучать факты, почитать науку как истинное знание, без ханжества, суеверия, но с уважением и мужеством. Он также призывал охранять ростки света: «Освобождённые  от предрассудков и суеверий, служа победой красоте и всеподымающему знанию, мы приложим во всех размерах и отраслях ревностную мысль утверждения блага. Тем способствуя дальнейшим ветвям изучения и улучшения жизни» [1, с.31].

Н.К.Рерих создал своеобразный нравственный кодекс учёного, творческий опыт которого развивается самодеятельностью, осознанием силы, неуклонною волею, терпимостью. Нетерпимость он рассматривал как невежество, которое разрушило множество полезных и прекрасных дел.

Н.К.Рерих считал нравственным выполнение работы с любовью, так как из совершенства работы рождается чудо – работа протекает в постоянной радости, работник ощущает законную гордость совершенства. Велико несчастье прикасаться к работе без любви, с единственным желанием  поскорее от неё отвязаться. Работающий в сердечном увлечении не чувствует усталости, энтузиазм умножает его силы и возрастающие устремления. Нравственный аспект совершенствования заключается в том, что человек забывает себя во имя творимого, отрешается от эгоизма, и в этом самоотречении заключается один из видов совершенного, нравственного и Прекрасного.

Нравственная культура личности связана с многозначительным понятием Учителя – Гуру. Выбрать учителя и следовать ему не было рабством, но было осознанием Иерархии Знания и чувством сотрудничества. Это значило стать звеном беспредельной Цепи, от несведущего до Всезнающего, это значило приобщиться к бесконечным всеобъединяющим созвучиям»[1, с.31]. Важным качеством истинного Учителя Е.Н.Рерих считала незлобливость: «Он может быть возмущён, но никогда сознательно не пошлёт разящую стрелу» [4, с.31].   

Нравственным Н.К.Рерих считал единение, сотрудничество, обмен культурными ценностями. Он определил основную программу действий – обмениваться художественными выявлениями всей отраслей и научными проявлениями, взаимно знакомясь с духовными ценностями всех народов.  Наряду с реализацией программ художественных и научных выявлений и обмена, с помощью которых идёт процесс взаимного обогащения, Н.К.Рерих призывал не забывать благородную работу собирания и установления культурных ценностей. Пренебрежение культурными ценностями он считал позорным преступлением невежества.

Нравственным Н.К.Рерих считал истинное творчество, сопряжённое с понятиями благородства и достоинства мышления. Актуальным на современном этапе является призыв Н.К.Рериха: «Благородство и героизм для нас пусть не будут отвлечённостью, но пусть сделаются почётными гостями наших повседневных трапез.<…>Будем посвящать наши силы положительному началу творчества.<…>Бережно и непредубеждённо будем выбирать эти искры положительного творчества и будем пытаться вносить их во всю нашу повседневную жизнь»[1, с.34]. Актуальными в наши дни являются мысли Н.К.Рериха о том, что каждое ограничение ведёт к разрушению и каждое расширение даёт созидание. Поэтому необходимо всеми силами устремляться к расширению сознания, к утончению мысли и чувствований, изгонять безобразие, пошлость из своего обихода, выметать сор и паутину не только их углов дома, но и из отношений, слов, мыслей, чтобы духу было легко дышать. Необходимо думать не только об обеде, но и о том, чтобы не было отравы для духа, необходимо выбросить яд ссор, сплетен, пересудов, но необходимо дать смеху, радости, красоте почётное место в жизни, зажигать огни понимания и отзывчивости.

Н.К.Рерих врагами человечества считал непонимание, зависть, невежество, ненависть к просвещению и украшению жизни, пережитки и окаменелые традиции. Поэтому необходимо всеми способами говорить и распространять сведения о значении истинного искусства и знания. Проблемой воспитания является то, что в жизни мы теряем словарь добра, признательности и похвалы. Вместе с тем враги щедры на преувеличения, располагают роскошным словарём ненависти, перед которым язык друзей часто бледнеет и кажется пресным.

Расцвет искусства Н.К.Рерих рассматривал как средство разрешения житейских кризисов. «Именно он обращает упадочное перепроизводство к более высокому качеству. Именно он заставляет людей задуматься над проблемами жизни, которые могут быть разрешены через мост прекрасного. Именно он окрыляет тех людей, которые иначе, под неволею условностей, обращаются в Панургово стадо. Словом, расцвет искусства и знания одухотворяет достоинство личности человеческой» [1, с.50].

С.Н.Рерих также раскрывал нравственные аспекты творческой мысли. В дни мировых пожарищ и смятений он призывал обратиться к вечным ценностям, к ценностям высших творческих устремлений человека, которые неподвластны временным разрушениям и раздорам. Красота и духовные устремления для него слились в едином проявлении, стали объективными представлениями, кристаллизацией Высшей Жизни. С.Н.Рерих призывал: «Мы всегда должны идти вперёд, мы не можем оставаться без движения, чтобы не деградировать. Ставя перед собою высшие идеалы, мы стремимся к ним, и наше сознание выходит за пределы повседневности, безобразия невежества и несовершенства. Истинные ценности жизни становятся всё более очевидными. Мы начинаем творчески направлять наши усилия, чтобы искать красоту и гармонию в жизни» [3, с.19]. С.Н.Рерих отмечал, что новые и прекрасные понятия расширяют горизонты человека, меняют его ежедневные привычки, пробуждая бесконечный интерес и вырабатывая терпимость, в результате устремления людей становятся понятными в атмосфере сотрудничества. Войну со всеми её ужасами С.Н.Рерих считал прямой угрозой цивилизации: разрушая произведения искусства, достижения мысли, война лишает людей впечатлений, источников воздействия и вдохновения.

С.Н.Рерих призывал деятелей искусства осознать свою ответственность перед человечеством. Понимая значение своего влияния на жизнь будущих поколений, художники не должны жалеть усилий в совершенствовании себя и старании достигнуть наибольшей возможной широты видения и восприятия. Каждый человек, и художник в особенности, обязан развивать искусство творческого мышления. С.Н.Рерих призывал мыслить сознательно. Он отмечал, что современная цивилизованная и сверхусложнённая жизнь со всеми её проявлениями неизбежно способствует определённому образу мышления.  В то время как происходит накопление фактов, сознательное усилие независимой мысли часто утрачивается. С.Н.Рерих  отмечал, что часто встречаются люди, перегруженные фактами и впечатлениями, истинное значение которых никогда не усвоится. Собственная жизненная позиция таких людей должным образом  не определена, и отсюда нередки искажения и неправильные толкования. Творческую и сознательную мысль во всех  областях жизни С.Н.Рерих рассматривал как достояние каждого человеческого существа. Первостепенное значение он придавал развитию творческого мышления: «Воспитывая сознательное и независимое мышление, размышляя над насущными проблемами и понятиями, мы вырабатываем собственную жизненную позицию и потребность во внешней стимуляции исчезает. Мы учимся сознательно выбирать те впечатления, которые хотим получить, анализируем их и усваиваем. И они служат развитию будущей мысли, расширению нашего восприятия»[3, с.22]. С.Н.Рерих подчёркивает тесную связь нравственности и творчества:  «Поиски сущности жизни, углубленное самопознание могут идти только через сознательное и творческое усилие»[3,с.27]. Высоконравственными он считал искания духа, которые он рассматривал как первейшее усилие человечества, врождённое стремление к чему-то, лежащему за пределами очевидной пустоты повседневной жизни. Человечество находится в тисках невежества и эгоизма, поэтому оно должно думать о великих истинах, реальных и вечных, лежащих над конфликтами и разрушениями. Над опустошительными раздорами должен царить дух, очищающий своим воздействием весь мир. Этот дух С.Н.Рерих находил в возвышенных философиях, в искусствах, поэзии, музыке, живописи, скульптуре и архитектуре.

С.Н.Рерих подчёркивал роль искусств в нравственном возрождении человечества. Истинное возрождение он рассматривал не как праздное развлечение, а как активную переориентацию человечества. Искусство усиливает координацию физических и духовных начал в человеке, даёт ему творческий импульс, развивает и формирует личность. Само слово «возрождение»  для мыслителя означало новую творческую активность, новое раскрытие, и каждое истинное понятие обладает силой, возрождающей человека в полном смысле этого слова.

Н.К.Рерих также писал о том, что прекрасное произведение вызывает в человеке все лучшие чувства: «Под сводами великолепного собора отметаются ссоры, и в звуках мощной симфонии неуместны сквернословия…Прекрасно, если можно любоваться звучными творениями. Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым всё тёмное, всё бедственное превращается в радость духа. И как радостно мы должны приветствовать тех, которые волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное!» [2, с.82]. Н.К.Рерих призывал бережно относиться ко всему, что приносит радость и свет.

Восхищение искусством Н.К.Рерих рассматривал не только как удел богачей, но прежде всего как удел светлых и бодрых духов, которые стремятся украсить своё существование. Задача художников  помочь заменить потёмки в жизни сияющими лучами восхищения.

Н.К.Рерих не уставал повторять, что в основе существования лежит творческая мысль. Он разработал иерархию нравственных ценностей, где на первом месте стояли дух и творчество, затем здоровье и лишь на третьем месте – богатство. Мыслитель отмечал: «Лишь ценности духа и творчества лежат в основе Бытия. Только эти ценности будут спасением человечества» [1, с.63]. Для нравственного совершенствования Н.К.Рерих рекомендовал обострять внимание, учиться углублять сосредоточение, быть подвижными, чтобы в нужное мгновение не оказаться затемнёнными какими-нибудь туманными, жалкими мыслями.

Н.К.Рерих выступал против нетерпимости. Нетерпимого человека он считал немилосердным, невеликодушным, не вызывающим доверия, призывал искоренять нетерпимость с детства, с первых пробуждений сознания. Опытный воспитатель должен подмечать, в чём проявится первое отрицание, и немедля заменить его действенным вмещением. Мыслитель подчёркивал:  «Какое множество предрассудков и суеверий будет изъято из жизни! Сколько новых приветливых взглядов и сердечных сочувствий будет создано! Сколько домашних драм будет разрешено благостными заветами вмещения! В каждой школе, по любой специальности, с первого же дня терпеливо и заботливо будет вводиться просвещённое всевнимание и вмещение. Безысходность, исчадье нетерпимости, заменится беспредельностью познавания и созидания. Тёмное «нельзя» заменится светлым «можно», облагороженным истинным просвещением» [2, с.173].   

Рерихи глубоко раскрывали великое понятие Мира, верили в то, что Мир обуздает воинственные инстинкты человечества духовными радостями созидания.

Е.И.Рерих  призывала людей к культурно-духовному совершенствованию. Космос представлялся мыслителям как целостная и одушевлённая энергетическая система, в которой именно энергия бала первопричиной всего. Поэтому главной движущей силой эволюции человечества на пути к совершенствованию Е.И.Рерих рассматривала энерго-информационный обмен, в ходе которого происходит изменение энергетического потенциала разумной материи. Она утверждала, что именно энергия, исторгаемая духовными Учителями, может изменить и переродить сознание человека, а затем и всего человечества. Психическая энергия, носителем которой является сам человек, Е.И.Рерих рассматривала как одно из проявлений тончайших, но в то же время сильнейших энергий. Эта энергия содержит в себе энергетику миров иных измерений, определяющих интуицию, чувствования, в целом духовность, которая синтетически объединяет все накопления и придаёт им иное энергетическое качество.

Учение Живой Этики способствует продвижению человечества на пути нравственного совершенствования: «Учение Живой Этики рассматривает весь мир как единую Мировую Общину. Нам указано развивать в себе чувство сотрудничества, солидарности и дружелюбия, но нигде не заповедано телесное толкание» [4, с.69].

Е.И.Рерих отмечала безнравственность формализма, фанатизма, бездушия: «Там, где мысль заглушена, там, где утверждён фанатизм, там самые лучшие, самые возвышенные ростки духа и сердца – засыхают» [4, с.71]. Фанатизм, обусловленный невысоким уровнем сознания, наносит значительный вред духовному движению. Без преодоления фанатизма, самомнения духовно-нравственное совершенствование Е.И.Рерих считала невозможным.

Е.И.Рерих отмечала необходимость самостоятельного продвижения на пути нравственного совершенствования: «На пути бывают тяжкие переходы, когда ученик предоставлен самому себе, когда он должен самостоятельно выявить всю находчивость, всё умение своё и даже голос Учителя временно замолкает» [4, с.32].

Е.Н.Рерих  призывала бороться с косностью и невежеством, с тёмным сознанием, с ограниченным мышлением, так как  «жизнь питается только высокою мыслью, потому удушение мысли неминуемо приведёт к разложению» [4, с.19]. Высшим и кратчайшим путём к духовности Е.Н.Рерих считала очищение мыслей и труд: «Духовность достигается лишь очищением мыслей и трудом. Стремитесь по этому высшему и кратчайшему пути» [4, с.59]. Умение сосредотачиваться и творчески мыслить при условии очищенной мысли Е.Н.Рерих считала не только очень полезным, но и необходимым: «Без умения мыслить нельзя подвинуться в познании. Также и развитие воли, начиная от обиходных мелочей и до высокого действа самоотвержения, есть основа всякой дисциплины и достижения» [4, с.58].

В книгах Живой Этики говорится о необходимости единения, при этом имеется в виду не внешнее единение, но единение или гармонизация сознаний. Такое объединение требует высокой нравственности. Идея сотрудничества и взаимопонимания особенно актуальна в наши дни.

Нравственная культура должна способствовать нравственному совершенствованию, приносить пользу человечеству: «Самая великая польза, которую мы можем принести, состоит в том, чтобы путём расширения сознания, улучшения и обогащения мышления и очищения сердца усилить наши излучения и таким поднятием вибраций оздоровляющее воздействовать на всё окружающее» [4, с.70].

Литература
1. Рерих Н.К. Держава света; Священный дозор.– Рига: Виеда, 1992.
2. Рерих Н.К. Знак эры. – М.: Эксмо, 2011.
3. Рерих С. Свет искусства.– М.: Бисан – Оазис, 1994.
4. Рерих Е.И. Огонь Неопаляющий. – М.: Международный Центр Рерихов, 1992.