rosserial

Главная Новости Пакт Рериха и Знамя Мира Семья Рерихов Л.В.Шапошникова Галерея Сотрудничество
РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Культурно-просветительская деятельность Гуманная педагогика О Беларуси Защита Имени и Наследия Рерихов
Конференции. Культурные программы


16.09.2013

(с сайта Международного Совета рериховских организаций имени С.Н. Рериха)

К 110-летию экспедиции Н.К. Рериха «По старине»


г. Гродно

А.А. Вашкевич, заведующий отделом новейшей истории Гродненского государственного историко-археологического музея

В 2003 году Международным Центром-Музеем имени Н.К. Рериха и Международным Советом рериховских организаций имени С.Н. Рериха в ознаменование 100-летия экспедиции Рерихов «По старине» была проведена Программа «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». В ней тогда приняли участие музеи, представители культурной и научной общественности, рериховского движения России, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии.

Этот международный проект положил начало мероприятиям под Знаменем Мира во многих странах за сохранение памятников старины – важных носителей Культуры – проводника для эволюционных достижений человечества.

Белорусская земля богата древней историей и памятниками архитектуры. Здесь летом 1903 года пролегал экспедиционный маршрут Николая Константиновича Рериха и его жены Елены Ивановны. Сам художник назвал его «паломничеством» по старине. Маршрут экспедиции включал в себя десятки городов и населенных пунктов России: Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев Польский, Ростов Великий, Москву, Смоленск, Ригу, Вильно, Троки, Гродно и многие другие города.

Экспедиция осуществлялась по заданию Императорского общества поощрения художеств с целью создания коллекции эскизов и этюдов остатков русской старины, а также по поручению Императорского археологического общества, чтобы получить возможно полную коллекцию старинных городищ, для чего и предложено Н.К. Рериху попутно зарисовать памятники археологической древности.

Два года Рерихи проводят в поездках. Художник пишет картины. Его уверенный мазок четко передает на полотнах характерные черты архитектурных сооружений. Этюды не фотографически отображают старину, но являются своего рода историческими документами, переносящими в далекое прошлое Руси.

Е.И. Рерих на маршруте всюду фотографировала, и часть ее фотографий вошли в «Историю искусств» Грабаря, в другие издания.

Я.С. Сомов с докладом на тему Археологические исследования Н.К. Рериха в России

В экспедиции собран большой научный и культурный материал, создана «Архитектурная серия» из более 90 этюдов памятников древней архитектуры, которую в 1918 году известный исследователь творчества Н.К. Рериха Сергей Эрнст назвал «Пантеоном нашей былой Славы».

Многие из тех памятников, которые посетили Рерихи дошли до нас только на полотнах художника, не пережили варварство войн и крайне невежественное отношение к ним соотечественников.

Предвидя такую трагическую судьбу, у Николая Константиновича зародилась идея «о нужности особого охранения святынь народных». Позднее эта идея воплотилась в Международный договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), подписанный 15 апреля 1935 года в Белом Доме в присутствии президента США Франклина Рузвельта представителями двадцати одной американской республики. В 1954 году Пакт Рериха лег в основу Гаагской Международной Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

В этом свете Н.К. Рерих совсем не случайно избрал город Гродно одним из пунктов своего маршрута, предопределив особую важность результатов его экспедиции при изучении местных памятников старины. Его оценка значимости Коложской церкви - памятника древне-белорусской архитектуры ХII в Гродно для всемирного наследия была как всегда безошибочна. Уже сейчас планируется после реставрации включить этот памятник в охранный список ЮНЕСКО по наивысшей категории.

И именно здесь, в Гродно, 24 августа 2013 года прошла Международная культурно-экологическая Программа «Да процветут пустыни» — совместный проект рериховцев городов Минска, Борисова и Международного Совета рериховских организаций имени С.Н. Рериха (Москва).

Знамя Мира у стен Коложской церкви

На Гродненском этапе Программы, наряду с ее организаторами, также участвовали научные сотрудники Гродненского государственного историко-археологического музея, представители районной женской организации «Надежда» ОО «Белорусский союз женщин» (г. Гродно), региональных средств массовой информации, культурная общественность Беларуси, учащиеся школ.

Программа начала свою работу еще в апреле в ознаменование памятного Всемирного Дня Культуры. В средних общеобразовательных школах города Борисова (гимназии №2, СШ №7) с учащимися проводились тематические беседы об истории и значении экспедиции Н.К. Рериха «По старине», Пакте Рериха, о художественном творчестве Николая Константиновича, его культурно-экологическом подвижничестве.

В день проведения программы в Гродно ее участники по примеру Н.К. Рериха еще ранним утром прибыли к Коложской церкви, чтобы проникнуться событиями 110-летней давности. Как когда-то Рерихи не заезжая никуда по дороге приехали сюда, чтобы как сказал Николай Константинович «под первым непосредственным впечатлением» воспринять ее величие и дыхание стародавнее.

Хоть солнце было уже высоко, Коложа предстала окруженная легкой дымкой и луговым жемчугом – росой. Они словно старались добавить загадочности и стати старинной красоте древнего памятника в глазах первых посетителей. Мы стояли над Коложской церковью на возвышенности, открывающей перед нами быстрые воды реки Неман и далекие горизонты принеманской земли, и понимали, что не мы, а церковь смотрит на нас сверху, умудренная пережитыми веками и историческими эпохами.

Мозаичные кресты из разноцветных прямоугольных керамических пластин со Знаком Триединства

Неповторимый и нигде больше не встречаемый у славян узор из шероховатой плинфы и отполированных до зеркального блеска огромных красных, оливковых и коричневых валунов – это своеобразный шрифт Красоты. Прочитать его сможет всякий прикоснувшийся с искренней сердечностью. Заглавными буквами в этих древних настенных письменах искусная рука зодчего отобразила мозаичные кресты из разноцветных прямоугольных керамических пластин. У оконечностей самых больших крестов из того же материала сложены древнейшие на земле знаки Триединства – ромбовидные элементы из красочной майолики. Они были известны человечеству как минимум шесть тысячелетий в виде трех соединенных друг с другом кругов.

Именно этот Знак стал прообразом для создания Н.К. Рерихом символа новой ступени эволюции человечества — Знака Знамени Мира.

Здесь ясно ощущалось, что место это выбрано нашими предками совсем не случайно.

«Почему древние люди любили жить в таком приволье? Не только в стратегических и других соображениях тут дело, – пишет художник – а широко жил и хорошо чувствовал древний. Если хотел он раскинуться свободно, то забирался на самый верх местности, чтобы в ушах гудел вольный ветер, чтобы сверкала под ногами быстрая река или широкое озеро, чтобы не знал глаз предела в сияющих, заманчивых далях. И гордо светились на все стороны белые вежи…»[1,с.19]. Рерих замечает: «Городище Старой Ладоги, рубленный город Ярославля, места Гродненского, Виленского, Венденского и других старых замков – лучшие места во всей окрестности»[1,с.20].

В своих очерках об экспедиции Н.К. Рерих с озабоченностью отозвался о еще не утраченном великолепии Коложской церкви, к тому времени претерпевшей неоднократные разрушения. «По отношению ко всякому значительному памятнику старины нельзя понятие реставрации разуметь иначе, как поддержание. <…> Если Коложской церкви суждено «поддержание», то в каких формах выразится оно?» — писал Рерих[2,с.25].

Его опасения были провидческими. В последние годы широко обсуждается принцип восстановления церкви. Малоизучен или совсем не известен облик и устройство свода и пола, фрагментов стены, внутренняя архитектура. Не проведены археологические исследования культурного слоя непосредственно возле Коложской церкви и внутри ее. А ведь именно археологи могут дать реставраторам главное в их деле – исторически достоверное представление и об облике, и о внутреннем убранстве памятника. Много осталось вопросов, но почему-то уже заготовлен и утвержден проект реконструкции. И здесь мудрым советом звучат слова Николая Константиновича, написанные им после поездки по Гродно в поддержку археологов: «Все больше и больше около старины накопляется задач, решить которые могут не одни ученые, но только в единении с художниками, зодчими и писателями».[1,с.22]

Т.Н. Галькевич, представитель рериховцев г. Борисова

Реставрационные работы часто искажают исторический облик старины. Подмостки реставраторов Н.К. Рерих называет «гильотинами», так как за ними «погибает искусство»[2,с.21]. Художник называет все это «тихими погромами». С печалью «умирает старина». Остается «обезображенной, фальшивой, поддельной»[2,с.42].

В доказательство этих слов, сотрудники Гродненского государственного историко-археологического музея провели участников программы в Старый замок Гродно. В этом месте археологи открыли останки так называемой Нижней церкви – памятника белорусской архитектуры XII века. Сейчас она одна из самых древних и пока еще малоизученных объектов, обнаруженных на сегодняшний день в Беларуси.

Большой удачей для нас было побывать на месте раскопок, так как церковь уже давно остается сокрытой от постороннего глаза под деревянным навесом. Под ним на глубине более пяти метров хоть и с длительными от безденежья перерывами, но все же проводятся археологические раскопки, которые дают новые и новые научные открытия.

Этот памятник предстал перед участниками культурной программы из таинственного полумрака словно молчаливый посланник седой древности, подавая нам весть красоты из глубины веков. Возникла мысль, что пробивающиеся сквозь крышу павильона утренние лучи солнца открывают только первую страницу тайн древнего храма. Как много еще предстоит разглядеть пытливому ученому. И тогда заговорят молчаливые свидетели стародавних времен.

Хотя остов строения уже очищен, своевременно ли говорить здесь о реставрации до полного изучения места, как это делается в отношении Коложи? Последние обширные раскопки Замковой горы проводились в 1949 году, но, к сожалению, ни проблемы древнейшего населения Принеманья в целом и Гродно в частности, и отношений славяно-литовских племен, ни проблема русской культуры в Принеманьи XI—XIII вв. не обеспечены археологическим исследованием и обильным археологическим материалом[3].

Древняя Коложа и останки Нижней церкви все же дают нам представление об одной очень важной особенности далекого строительства – насыщение каждой детали убранства богатыми и яркими представлениями славян того времени о Красоте.

Н.К. Рерих так писал об этом великом даре наших предков: «Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, думаешь: какая красивая жизнь была. Какие сильные люди жили ею. Как жизненно и близко всем было искусство, не то что теперь, – ненужная игрушка для огромного большинства. Насколько древний строитель не мог обойтись без художественных украшений, настолько теперь стали милы штукатурка и трафарет»[1,с.15].

Время в пространстве этого знаменитого памятника белорусской культуры прошло стремительно, но сколько полезного для понимания важности охранения бесценных сокровищ, доставшихся нам в наследство от пращуров, он дал. С этими чувствами участники форума прибыли в здание Нового замка - памятник архитектуры XVIII века, где во времена Речи Посполитой проходили сеймы по важнейшим вопросам государственного устройства. Сейчас в стенах замка работает Гродненский государственный историко-археологический музей.

Здесь по Программе начал работу Круглый стол «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».

Н.П. Германова открывает работу Круглого стола в Новом замке (г. Гродно).

Открывая юбилейное мероприятие, член-учредитель Международного Совета рериховских организаций имени С.Н. Рериха Н.П. Германова озвучила приветствия в адрес участников Международной культурно-экологической программы «Да процветут пустыни!». Они поступили от Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха и Эстонского общества Рериха. В приветствиях прозвучали слова поддержки многолетней работы по объединению энтузиастов сохранения культурного наследия, подвижников образования и творческой молодежи Беларуси, практических шагов для реализации завещанных Рерихами потомкам жизненно необходимых принципов заботливого отношения к Природе и Культуре во всех уголках планеты и в частности в пространстве Беларуси.

В своем докладе, который называется «Н.К. Рерих. По старине», Н.П. Германова постаралась донести до собравшихся историческое и культурное значение того периода жизни Николая Константиновича, когда вместе со своей супругой Е.И. Рерих они посетили десятки городов и населенных пунктов России. В начале ХХ века Россия переживала в отношении старины трудные времена. Н.К. Рерих был одним из первых, кто стал говорить и писать о роли русской иконы; предлагал создавать кружки ревнителей старины, привлекать в них молодежь и широкую общественность. Он встал на защиту погибающей старины, о чем взывал к культурной общественности России с трибун научных учреждений и в печатных изданиях. Одни ученые и художники не смогут решить задачу сохранения культурных сокровищ. Охранение культуры есть дело всенародное и, как считал Н.К. Рерих, «уже пора обращаться не только к правительственным учреждениям, но, прежде всего, к народу. Уже надлежит народу знать свою историю, знать свои сокровища, беречь свои богатства» [1,с.24].

Доклад передал сердечный порыв Н.К. Рериха сохранить то малое, что осталось еще от старины, а его впечатления от увиденного в экспедиции «уложится потом в три емких слова: Русь – чаша неотпитая».

«Пакт Рериха – первый международный договор о защите культуры» - с таким докладом выступила О.В. Дубенко, отличник образования Республики Беларусь, руководитель рериховского движения г. Борисова. Пакт лег в основу ныне действующей Гаагской конвенции 1954 года «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Конвенция является в настоящее время универсальным международным договором по защите ценностей культуры во время вооруженных конфликтов. Но сегодня памятники культуры разрушаются и от недальновидной государственной политики, а потому, идея Пакта Рериха о защите ценностей мировой культуры в мирное время актуальна как никогда.

А.А. Вашкевич, заведующий отделом новейшей истории Гродненского государственного историко-археологического музея рассказал о значимости для науки Старого Замка г. Гродно, высказал сожаление по поводу того, что, несмотря на усилия историков, журналистов и общественности, за последние несколько лет в Гродно наблюдаются тревожные события в отношении памятников старины. Только с 2007 года были уничтожены находящиеся под охраной государства три памятника архитектуры, ряд старинных зданий под угрозой сноса. Старый Замок оставлен без финансирования для поддержания его сохранности и проведения важных археологических исследований. Эти события отражают процессы, которые переживает сейчас страна, когда предпринимаются попытки значительно сократить Государственный список историко-культурных ценностей.

Поэтому, как никогда, сегодня нужны гуманистические идеи, заложенные Н.К. Рерихом в дело защиты и сохранения памятников старины.

Для Рериха защита вековых корней культуры включает и бережное, духовное отношение человека к природе, к тем ее «неизреченным красотам», которые делают человека чище и добрее. В 1901 году в первом экологическом манифесте «К природе» Николай Рерих обратился к проблеме взаимодействия человека и природы и поставил вопрос о необходимости заботливого отношения человека к окружающей среде. Природа является источником жизненных и духовных сил человека. Н.К. Рерих считал, что многие прекрасные и жизненные мысли будут навеяны ближайшим прикосновением к природе в каждодневных благословенных трудах.

«Поистине, когда говорится: «Да процветут пустыни», невольно имеются в виду не только пустыни песчаные, но и пустыни духа человеческого», - писал художник [6,с.70].

С высказывания этой концепции значения природного наследия для жизни будущих поколений начала свой доклад по теме «О культурном и экологическом значении Августовского канала — памятника гидротехнического зодчества ХIХ в.» председатель районной женской организации «Надежда» ОО «Белорусский союз женщин» (г. Гродно) Л.В. Кашенкова.

В этом направлении женской организацией были достигнуты значительные результаты: начал выпускаться специальный информационный бюллетень по Августовскому каналу; проведена V-я Молодежная конференция в рамках Международного проекта Всемирного банка о значимости Августовского канала в деле социально-экологического воспитания молодежи, другие международные культурно-экологические программы.

Подобные Августовскому каналу гидротехнические сооружения в мире существуют только в Великобритании и Швеции. Но уникальность Августовского канала определяется старинными инженерными механизмами ручных шлюзов. Это гидротехническое сооружение является экологической системой, какой нет ни в одной стране мира, поскольку на протяжении веков экосистема канала оставалась нетронутой человеком благодаря особому режиму трансграничных территорий, по которым он протекает. Например, там насчитывается 27 растений, занесенных в Красную книгу, обитает 121 вид птиц! Но и эта первозданная природа нуждается в защите от наступающей урбанизации. Сейчас планируется создать вокруг Августовского канала особую охраняемую территорию – биосферный резерват при участии трех стран – Литвы, Польши и Беларуси.

Первозданность природы в этом уникальном месте сохранила для археологов в неприкосновенности свидетельства жизни наших далеких предков. Недавно ученые обнаружили здесь предметы быта древнего человека, относящиеся к VIII веку до нашей эры. Все это является определяющим фактором для внесения Августовского канала в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. На сегодняшний день в этот список в Беларуси внесены Беловежская пуща, Мирский замок, Геодезическая дуга Струве и Дворцово-парковый комплекс Радзивиллов в Несвиже.

Т.Н. Галькевич, представитель рериховского движения (г. Борисов) рассказала в своем докладе о состоянии памятников Борисовщины и их значении для историко-культурного наследия всего региона. Однако в этом вопросе проблемы остаются типичными как для Гродненщины, так и для Борисовщины. Например, сейчас местные власти спешат исключить из Государственного списка историко-культурных ценностей курганные объекты борисовского городища XI – XII вв., насчитывавшего по сведениям проведенных в 1928 году археологических раскопок 204 кургана, мотивируя такое свое решение тем, что насыпная часть курганов почти полностью уничтожена природными воздействиями и временем.

«Обыкновенно у нас принято все валить на неумолимое время, — говорил в таких случаях Н.К. Рерих, — а неумолимы люди, и время лишь идет по стопам их, точным исполнителем всех желаний»[1.с,19].

Внесение еще при СССР этих объектов в разряд историко-культурных ценностей 3-й категории никак не повлияло на обеспечение сохранности исчезающего археологического комплекса от рук человеческих, а не природы. На курганах построили санаторий «Березина» после чего осталось около 70 курганов, а целых насыпей еще меньше. Их число по-прежнему сокращается, в том числе, от незаконных разграблений черными копателями.

В городе незаконно застраивается коммерческими структурами взятый под государственную охрану еще в 1926 году памятник военно-инженерного искусства периода Отечественной войны 1812 года (Батареи).

О подобных варварских действиях, как о «вывозе кирпичей с памятника на постройку, о разрушении городища для нужд железной дороги», писал Н.К. Рерих в 1903 году в очерке «По старине».

Доклад Я.С. Сомова, юриста, представителя рериховского движения (г. Борисов), был посвящен основополагающим достижениям и открытиям Н.К. Рериха в области археологии.

Н.К. Рерих по поручению Императорского Русского Археологического Общества первым среди археологов обследовал современное состояние объектов археологии, расположенных на Великом торговом пути «из Варяг в Греки».

Стремясь отыскать корни человеческой культуры, Н.К. Рерих одним из первых в России занялся изучением местонахождений каменного века и подтвердил существование в то время торговых связей на больших территориях [4, с. 23-24]. Ученый впервые привлекает к изучению археологического материала методы исследования других наук, в том числе возможности химической лаборатории.

Одним из итогов многолетнего изучения Н.К. Рерихом памятников каменного века России стала собранная им уникальная археологическая коллекция, включившая около 100 тыс. предметов, которая с триумфом выставлялась на международных научных конгрессах.

Впервые среди российских археологов Н.К. Рерих восстановил время и этапы заселения древнего Новгорода, установил связь между письменными и вещественными источниками, подтвердив раскопками существование упоминаемых в летописях памятников.

Благодаря необыкновенному «чувству истории» Рерих, как своими открытиями, так и научными догадками, предвосхитил ряд достижений советских археологов, и предопределил научную значимость такого уникального памятника как древний Новгород [5, с. 296]. Его выводы полностью подтверждены исследованиями, проведенными уже нашими современниками – чл.-кор. АН СССР Артемием Арциховским и его учеником академиком Валентином Яниным.

В целом все участники Круглого стола отметили огромное значение творческого и научного наследия Н.К. Рериха в деле охранения культурных сокровищ человечества. Жизненно необходимо как можно скорее обратить современникам пристальное внимание на поднятые им проблемы процветающего бездушия и формализма вокруг погибающей и обезличивающейся от нерадивых реставраций памятников старины.

Далее путь участников культурно-экологической Программы пролегал по территории специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал». Этот памятник гидротехнического зодчества XIX в. словно единой рукотворной артерией соединяет два государства – Польшу, Беларусь, соединяет народы, разделенные государственными границами. Именно здесь символично участниками Круглого стола поднято Знамя Мира, тем самым заявляя о необходимости сохранить этот памятник для потомков.

Проведенная культурно-экологическая программа «Да процветут пустыни» еще раз напомнила всем «о нужности особого охранения святынь народных», о значимости Пакта Рериха в современных реалиях бездушия окружающих к памятникам древности и природному наследию.

Поэтому так актуальны сейчас слова Николая Константиновича, которыми он призвал всех после ставшей всемирно известной научной экспедиции 1903 – 1904 гг. «По старине»: «Пора всем сочувствующим делу старины кричать о ней при всех случаях, во всей печати указывать на положение ее. <…> Пора зло высмеивать сухарей-археологов и бесчувственных педантов. Пора вербовать новые молодые силы в кружки ревнителей старины, пока, наконец, этот порыв не перейдет в национальное творческое движение, которым так сильна всегда культурная страна» [1, с. 22].

Пробуждается интерес молодежи нашей страны к ее истории и культурным сокровищам. Круглые столы и конференции в защиту культуры, молодежные экологические форумы, кружки ревнителей старины при музеях, культурно-экологическая программа «Да процветут пустыни», фестивали национальных культур, работа по восстановлению памятников старины клубами ЮНЕСКО – все это свидетельствует о формировании в Беларуси национального творческого движения, которое утвердит наше Отечество как подлинно культурную страну.


Ян Сомов,
представитель рериховского движения
г. Борисова, Республика Беларусь

______________________
1. Н.К. Рерих. Россия – Москва: Международный Центр Рерихов,1992.
2. Н.К. Рерих. Берегите старину – Москва, Международный Центр Рерихов,1993.
3. Н.Н. Воронин. Материалы и исследования по археологии древнерусских городов. Т.3 // Материалы и исследования по археологии СССР. № 41.- М.: изд-во Академии Наук СССР. 1954.
4. Рерих Н.К. Некоторые древности пятин Деревской и Бежецкой // ЗОРСА, – СПб: Типография И.Н. Скоторохо-дова, 1903. – Т. 5, вып. 1. – С. 14-43.
5. Рерих Н.К. Археология. Книга первая: Материалы Императорской археологической комиссии. 1892-1918 // Петербургский Рериховский сборник. – Самара: АГНИ, 1999д. – Вып. 2-3.
6.Н.К. Рерих. Человек и природа. Москва, Международный Центр Рерихов,1994.

Публикация по теме:
- "Мост времени" // Гродненская региональная гаета "Перспектива", 30.09.2013