Обитель Муз там, где Красота
Конференции. Культурные программы


02.03.2017

Обитель Муз там, где Красота

Совсем недавно, 18 февраля, в этом же зале проходил мастер-класс акварельной живописи. Урок был посвящен теме Гималаев в творчестве Святослава Рериха.

В работе художественной студии приняли участие дети школ города, самому младшему из которых было 5 лет. Не остались в стороне и взрослые, которые с радостью окунулись в мир ярких красок и счастливых воспоминаний о детских увлечениях рисунком акварелью.

Работа юных художников, под чутким руководством опытных мастеров, впечатлила большим старанием и точностью композиции. Можно заметить, как проникновенно и сосредоточенно дети относятся к творчеству. «Осознание Красоты спасет мир» - сказал Николай Константинович Рерих. С пониманием этих слов можно убежденно сказать, что такая великая задача по силам этим детям.

А сегодня, 24 февраля 2017 года в экспозиционном зале Лунинецкого районного краеведческого музея в рамках выставки репродукций картин Святослава Николаевича Рериха соединились под крышей музея в одно гармоничное целое три вида искусства – изобразительное, классическая музыка и вокал. И музыка, и музей, и муза художника имеют единый корень. Случайно ли?

В программе приняли участие лучшие воспитанники Детской школы искусств города Лунинца. Возглавляемое Ольгой Алексеевной Белоус музыкальное учебное заведение уже многие годы дает детям лунинетчины навыки утонченного мастерства художественного творчества, танца, вокала.

Музей, впервые проводя у себя вечер классической музыки, по праву может называться «Обитель всех родов Прекрасного», как Н.К. Рерих определил универсальное предназначение музеев будущего.

С большим интересом участники вечера прослушали выступление представителя рериховского движения Беларуси Я.С. Сомова о глубоком понимании членами семьи Рерихов значения музыки для обогащения внутреннего мира человека.

Рерихи посвятили свою жизнь действенной, преображающей красоте Искусства. Выступая по радио города Бангалора 7 марта 1980 года, Святослав Рерих привел слова своего отца: «Ценности великого искусства победоносно проходят через все бури земных потрясений. <…> И когда утверждаем: любовь, красота и действие, – мы знаем, что произносим формулу международного языка. Эта формула, ныне принадлежащая музею и сцене, должна войти в жизнь каждого дня. Знак красоты откроет все «священные врата». Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся».1

Рерихи были разносторонне одарены. Елена Ивановна имела профессиональное музыкальное образование. В 16 лет она окончила с золотой медалью Мариинскую женскую гимназию, после ее окончания обучалась в Санкт-Петербургской частной музыкальной школе по классу фортепиано под руководством директора школы известного профессора игры на фортепиано Иосифа Александровича Боровки. Тогда эта школа была самой престижной в России, и ее Елена Шапошникова (до замужества) также окончила с отличием.

 В 20 лет Елене прочат яркую карьеру пианистки. Она собирается поступать в Санкт-Петербургскую консерваторию. Можно не сомневаться в том, что музыкальная карьера этой прекрасно образованной, блистательной в фортепианном искусстве, признанной красавицы была бы весьма успешной.

В те годы Елена Шапошникова увлеклась музыкой Н.Римского-Корсакова, И.Глазунова, А.Лядова, Аренского. После замужества в 1901 году, Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи часто принимали этих композиторов в кругу семьи, а также таких мастеров музыки, как С.Прокофьев, И.Стравинский, А.Бородин и других. Музыка стала важной составляющей воспитания сыновей Елены и Николая Рерихов Юрия и Святослава.

Находясь в Индии в долине Кулу, после трудового дня Рерихи всей семьей собирались вместе и слушали музыку. Предпочтения отдавались произведениям героического характера – как в симфонии № 3 Л.Бетховена, и прославляющим торжество духа – как в музыке Р.Вагнера. Среди близких и любимых композиторов, музыку которых слушали Рерихи в Индии, были А.Скрябин, С.Рахманинов, Н.Римский-Корсаков, Я.Сибелиус.

Рерихи глубоко осознавали особую важность музыкального воспитания и значение музыки для эволюции нового, лучшего человека. Николай Рерих в очерке «Познавание прекрасного» пишет: «Платон заповедал в трактатах о государственности: “Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души”. “Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным; благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасномыслящим... Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт”.

Конечно, слово музыка, в данном случае, мы не должны понимать в качестве общепринятого теперь музыкального образования в тесном значении. У афинян музыка, как служение всем музам, имела гораздо более глубокое и обширное значение, нежели у нас. Это понятие обнимало не только гармонию тонов, но и всю поэзию, всю область высокого чувства, высокой формы и творчества вообще в лучшем смысле.

Служение Музам было настоящим воспитанием вкуса, который во всем познает прекрасное. Вот к этому действенно прекрасному нам и придется опять вернуться, если только идеи высокого строительства не отринуты человечеством».2

Музыкальную программу вечера открыла Ольга Алексеевна Белоус очень теплыми словами приветствия в адрес зрителей и участников вечера. Она отметила, что это первый совместный проект Лунинецкой детской школы искусств и краеведческого музея. Все без исключения юные участники программы уже известные в регионе музыканты – дипломанты и победители многочисленных музыкальных фестивалей, региональных, районных, областных, международных конкурсов молодых и профессиональных исполнителей.

Любимая Музыка Рерихов, таких композиторов, как Бетховен, Моцарт, Прокофьев, также вошла в программу в исполнении юных виртуозов.

Ольга Алексеевна отметила, что музыка обогащает человека, делает его особенным. Музыка – это международный язык общения.

Вечер начался с выступления хоровой группы – постоянного призера ежегодного районного фестиваля ансамблевой музыки. Прозвучало вокальное произведение с говорящим само за себя названием «Давайте сохраним», музыка В.Серебрянникова, слова С.Старшинова.

Лунинетчина богата талантами, с очень крепкими семейным музыкальными традициями. Школа искусств воспитала не одно поколение музыкантов в таких семьях. Хочется с большим почтением перечислить некоторые их имена: сестры Варвара, Ульяна и брат Богдан Пеленюк, Тимофей Конопацкий, брат и отец которого также выпускники школы искусств. Эти музыканты в числе выступающих сегодня.

Главные герои музыкального вечера – юные талантливые музыканты Владислава Ребковец (аккордеон), Ульяна Насеня (фортепиано), Головачева Виктория (фортепиано), Грушевская Ангелина (скрипка), Анастасия Халимон (скрипка), Ульяна Пеленюк (фортепиано), Рудович Максим (баян), Курилович Арина и Заяц Алеся (фортепианный ансамбль), Богдан Пеленюк (баян), Анна Белоус, Анастасия Халимон, Анна Петренко и Александра Елизова (квартет, скрипка).

Музыкальный вечер порадовал очень насыщенной программой, которая в состоянии удовлетворить самые разносторонние музыкальные вкусы.

Прозвучали произведения Роберта Прахта (пьеска под названием «Зимнее утро» из Детского альбома), Алексея Коробейникова (сюита для аккордеона «Кукушкины проказы» в трех частях), Марш Сергея Прокофьева, сонатина А.Гедике, Шарля Данкля («Мелодия»), адажио Алексея Сударикова, Евгения Дербенко (сонатина «Если бы Моцарт играл на гармошке»), Эварда Молленхауэра («Мальчик Паганини»), Юрия Щуровского («Баркарола»), Николая Колешко («Детская сюита» в 3-х частях), Валерия Завального («В стиле ретро»), Жаннэта Металлиди («Гордый лебедь»), Владимира Коровицына («Куклы сеньора Карабаса»).

Не оставили никого равнодушным выступления вокалистов Конопацкого Тимофея (песня «Колокола» из популярного кинофильма «Приключения Электроника»), Пахолак Анжелики (песня «Голос» из одноименного телевизионного фильма).

И конечно же, особым акцентом вечера стало выступление образцового камерного ансамбля «Концертино» - многократного победителя областных и республиканских конкурсов, лауреат Международного конкурса детской струнно-смычковой музыки. Участники ансамбля Анна Белоус, Анастасия Халимон, Анна Петренко, Александра Елизова, Скрибка Егор, Черноокая Ксения и Сыцевич Дарья исполнили возвышенные произведения композитора Олега Хромушина под названием «Интерлюд» и «Музыкальная мозаика» композитора Александр Черненко. Здесь сочетается возвышенная и строгая музыка Антонио Вивальди, Иоганна Себастьяна Баха с незатейливыми детскими мелодиями Натальи Баклановой, с простыми русскими народными песнями, такими как «Во поле береза стояла». Мы услышали Сурок великого Бетховена, 24 Каприс виртуоза-скрипача Николо Паганини, известный во всем мире Полонез Михаила Огинского, Неаполитанскую песенку русского композитора П.И. Чайковского. И все это переплетается самым причудливым образом.

Завершающий музыкальный номер в исполнении ансамбля «Концертино» - попурри «Вязанка белорусских народных мелодий», написанная белорусским композитором Робертом Телепневым, который объединил мелодии известных белорусских народных песен и танцев.

Закрывая музыкальный вечер Я.С. Сомов поблагодарил организаторов вечера директора краеведческого музея Наталью Борисовну Благодерову и Ольгу Алексеевну Белоус за неоценимый вклад в дело обогащения культуры города. Во многом благодаря им Лунинетчина имеет все лучшие возможности стать культурной столицей региона. Поздравления поступили и в адрес принявших сегодня личное участие в качестве концертмейстеров педагогов Детской школы искусств Галины Яскевич, Валентины Савинкиной, Татьяны Кулешовой, Юлии Бузынчик, Коновальчука Александра (аккордеонистика), Елену Колб (учитель мальчиков баянистов) и других учителей школы.

Этот музыкальный вечер является дебютом возрождения в городе Лунинце давних традиций совместных культурных вечеров. Они были очень популярны в начале ХХ века. На этих вечерах звучала камерная музыка, поэзия, вокал, проводились вернисажи, хореографические этюды.

Примечательно, что в недалеком прошлом Лунинц был знаком с подобными вечерами. Из архивных сведений можно иметь представление о театральных постановках в городе; здесь жили и творили музыкальные династии, представитель одной из них - Ольга Белоус. Можно с уверенностью утверждать, что сегодня мы имели возможность наблюдать возрождение еще одной культурной традиции города. Участники вечера выразили надежду на то, что такие вечера непременно будут продолжены.

Сторонний наблюдатель мог для себя отметить, какой шумной и радостной гурьбой появились в музее для участия в концерте дети, ничем не отличавшиеся от многих. Разве только еле уловимой глубиной взгляда. И как сосредоточенно погруженные внутрь юные музыканты преображались на сцене. Это были уже не те, а какие-то другие, особые дети, умеющие уловить тонкое звучание. Еще мгновение и… эта их глубина взора и какой-то внутренний труд изливались навстречу слушателю потоком одухотворенного звука. Во всем разворачивающемся перед публикой действе художественно-музыкальной красоты и гармонии, яркие краски репродукций картин Святослава Рериха в живой атмосфере классической музыки и детского творчества как будто бы ожили, заиграли по-новому.

Впечатление от увиденного дополняется словами Святослава Рериха: «Многие философы полагали, что музыка является одним из самых мощных видов благотворного влияния. Считалось, что музыка, в качестве неотъемлемой части нашего образования, формирует характер и прививает нам любовь к гармонии и красоте.

Вне всяких сомнений, музыка оказывает глубокое воздействие на нашу жизнь <…>. Ритм и гармония – это все равно что пища для наших эмоций и внутреннего “я”».3

____________________

1 Рерих С.Н. Мой источник вдохновения // Рериховский вестник. Публикации – сообщения – исследования. 1990. Январь – декабрь. – Санкт-Петербург – Извара. 1991.

2 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.

3 С.Н. Рерих. Искусство и жизнь. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2004.

Публикации по теме:
- «Музыканты Лунинецкой ДШИ дарили талант в рамках выставки С.Рериха» // газета «Информ-Прогулка», 24 февраля 2017 г.
- «Рисовали Индию, как Рерих» // газета «Информ-Прогулка», 27 февраля 2017 г.

Варя Пеленюк

Фото: Людмила Хмелевская, "Информ-прогулка"