РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Публикации

08.10.2013

Слово о Николае Константиновиче Рерихе

(к Дню рождения великого художника, ученого, общественного деятеля)
(9.10.1874 - 13.12.1947)

Николай Константинович Рерих у статуи Гуго-Чохана. Наггар, Долина Кулу. 

«<…> Добрый и терпеливый, никогда не терявший попусту ни секунды времени, гармонично сочетавший состояние напряженности и ощущения благожелательства, всегда приносивший пользу людям и всегда думавший о благоденствии окружавших его людей, он как личность являет собой совершенный образец человека, для которого жизнь стала великим подвигом, высоким служением. Всю свою жизнь он щедро дарил свой огромный талант людям, и лишь в отдаленном будущем может быть полностью оценено по-настоящему и понято сделанное им.

Когда я думаю о своем отце, меня переполняет невыразимое чувство любви и уважения к нему за все то, что он дал и без конца продолжает давать нам. Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он также принадлежал всему миру. Весь мир был полем его деятельности. Все человечество было для него собратьями. Каждая страна представляла особый интерес и особое значение. Каждая философия, каждое учение жизни были для него только путем к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами в Будущее. Его прекрасная картина "Клад захороненный" — это, возможно, глубокий символ огромных достижений и необыкновенной жизни. Он во всем стремился к отображению прекрасного, и мысли его мастерски воплощены в живописи, в литературном творчестве и всей его деятельности".[1]

Н.К. Рерих. Клад захороненный. 1947

Эти слова большой признательности и большой любви к отцу произнес Святослав Николаевич Рерих, выступая в Академии художеств СССР на научной конференции, посвященной столетию со дня рождения Н.К. Рериха, 25 ноября 1974 года.

Глубокие познания культуры древности и высокий взор созидателя будущего сочетались в нем, как во всемирно известном археологе, художнике, ученом, философе, рождая редкий синтез опыта прошлых веков с мощным творческим устремлением в грядущее. Каждая из сторон его деятельности была доведена им до совершенства ради единственной цели – содействовать космической эволюции человечества.

Эта эволюция – закономерный процесс от грубого к утонченному внутреннему, духовному миру человека; гражданственного, общественного строения жизни от формы цивилизации к более совершенному обществу Культуры на основах всеобщего блага и почитания Света. «Лишь ценности духа и творчества, - твердо полагал Н.К. Рерих, - лежат в основе Бытия. Только эти ценности будут спасением человечества».[2]

Не на словах, а на деле академик Н.К. Рерих научно подтвердил свои слова о едином источнике и близкой общности культур человечества. Центрально-Азиатская Экспедиция Н.К. Рериха (1924-1928 гг.) впервые в науке подошла к исследованию этого вопроса методами одновременно археологии, истории, лингвистики, этнологии, и др. В экспедиции Рерих написал несколько сотен полотен. Многие из художественных произведений он посвятил Великим Учителям человечества.

Н.К. Рерих. Знаки Христа. 1924 Н.К. Рерих. Сергий строитель. 1925 Н.К. Рерих. Приказ Ригден-Джапо. 1926-1927

Результаты экспедиции были столь колоссальны, что потребовали создания отдельного института гималайских исследований, который был назван «Урусвати» (санскр. – «Свет утренней звезды»). Институт многие годы плодотворно работал в высокогорной долине Гималаев Кулу на севере Индии при сотрудничестве с такими известными во всем мире учеными, как А.Эйнштейн, Р. Милликан, Л. Бройль, советским академиком Н.И. Вавиловым, президентом Американского археологического института Р. Магоффиным, известным путешественником и исследователем Свеном Гединым, профессором Института Пастера в Париже С.И. Метальниковым, востоковедом Чарльзом Ланманом, профессором из Парижа К.К. Лозины-Лозинского, французского археолога К. Бюнссона, директора Ботанического сада в Нью-Йорке Э.Д. Мерриллом и многими другими.

Н.К. Рерих с сыновьями Юрием (слева) и Святославом (справа). Наггар, Долина Кулу. Институт "Урусвати". Индия. Слева направа: Джавахарлал Неру, С.Н. Рерих, Индира Ганди, Е.И. Рерих, профессор Н.К. Рерих. Наггар, Долина Кулу. 1942

Еще при жизни мировое признание Н.К. Рериха как русского ученого, художника, общественного деятеля было бесспорным. Более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали его своим почетным и действительным членом. С огромным уважением относились к художнику и в самой Индии – с Николаем Константиновичем были лично знакомы известные индийские философы, ученые, писатели, общественные деятели. Многие простые индийцы почитали его как великого мудреца, называя его Махариши Рерих, Махадэв.

Поскольку Культура является единственным источником и средством эволюции человечества, она, по глубочайшему убеждению Николая Константиновича, требует бережного к ней отношения и защиты от невежества.

Именно поэтому, в 1930-е годы Н.К. Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. В 1935 году Пакт был подписан в Белом доме в Вашингтоне США и главами 20 стран Центральной и Южной Америки в присутствии президента США Франклина Рузвельта. Он лег в основу принятой ЮНЕСКО Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года. Пакт стал первым за всю историю международным актом, выступившим на защиту Культуры перед угрозами современной цивилизации, а заложенные в нем идеи опередили как минимум на столетие видение глобальных последствий проявлений варварства к истинным ценностям Культуры.

Н.К. Рерих. Пакт Культуры. 1931

Идеи Пакта Рериха дали начало широкому международному движению под особым отличительным знаком Знаменем Мира – своего рода Красным Крестом охраны сокровищ человеческого творчества. «Главная цель Знамени Мира – объединение сознаний всего мира на понимании культурных ценностей, на осознании самодовлеющего и руководящего значения творчества духа человеческого, приводящее к осознанию Иерархии Красоты и Знания».[3] Поэтому человечество все больше осознает великое насущное значение этого символа, которое несет лучшее будущее!

С каждым годом творческое и философское наследие Н.К. Рериха, как бесценный кристалл, оставленный в дар миру, предстает новой, еще не осмысленной ранее сияющей гранью.

___________________________
1. С.Н. Рерих. Слово об отце // Рерих Н.К. О Вечном... - М.: Политиздат,1991.— 462 с.: илл. (Выступление в Академии художеств СССР на научной конференции, посвященной столетию со дня рождения Н.К. Рериха, 25 ноября 1974 г.)
2. Н.К. Рерих. Сожжение тьмы (Привет молодым) (1930). Держава Света, Нью-Йорк, изд. «Алатас», 1931, 280 стр.
3. Письмо Е.И. Рерих американским сотрудникам от 29 июля 1931 г. (том 1). Письма. Т. 1–9: 1919–1955 / Елена Ивановна Рерих; ред.-сост. Т.О.Книжник. М.: МЦР, 1999–2009