РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Публикации


23.10.2013

«Надо вернуть миру облик красоты!»

(к Дню Рождения Святослава Николаевича Рериха) (23.10.1904 - 30.01.1993)

Это воззвание можно считать девизом всей жизни Святослава Николаевича Рериха.

Святослав Николаевич с семьей уехал из России в 12 лет, и прожил большую часть своей жизни в Индии, которую считал второй родиной. В этом стечении обстоятельств не было случайности. Именно Индия с глубокой духовной и культурной связью с Россией, напитала его творчество высокой духовностью древней индийской культуры.

Находясь далеко от Родины, Святослав Николаевич любил Россию, был очарован ее культурой, убежден в высокой миссии страны. Он всегда верил в ее будущее и всегда ощущал ее как свою Родину.[1]

Хорошо известно, что в первые дни Великой Отечественной войны Святослав Николаевич, как и его старший брат Юрий подали заявление о вступлении в Красную Армию. Находясь за тысячи километров от своей страны они поступили как им велело внутреннее убеждение и патриотическое воспитание Николая Константиновича: «Если человек любит родину, он в любом месте земного шара приложит в действии все свои достижения» [2, с. 416]. Даже тогда, когда им фактически было отказано в прошении, Святослав Николаевич в течение всех военных лет завоевывал друзей для Родины, организовывал в Индии выставки картин отца, выставлял и свои картины, собирая средства в фонд Советского Красного Креста и Красной Армии.

Святослав Николаевич Рерих. 1960-е годы.

Индия подарила Святославу Николаевичу встречу с Великими Сущностями, с Великими индийскими Учителями, в сотрудничестве с которыми Еленой Ивановной Рерих была создана философия космической реальности. Святослав Николаевич говорил: «Я познал великие ценности жизни и имел контакты с личностями, которые давно прошли по великому и царственному пути самоосвобождения» [3, с. 63].

Стремление к Прекрасному явилось стезею духовного преображения Святослава Николаевича. Многие, кто знал и общался с ним отмечали особую исходившую созидательную энергетику, которая возвышала и устремляла окружающих к лучшему.

Всегда, о чем бы ни шла речь, он непременно снова и снова возвращался к мысли о Красоте. Он говорил, что нужно устремляться к Прекрасному. «Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. Поиски красоты – это и желание создать что-то более совершенное: прекрасную жизнь, прекрасные отношения» [4].

Он говорил, что мы должны сознательно окружать себя прекрасными образами и заниматься каким-нибудь видом искусства; не только наблюдать окружающую красоту, но непременно создавать красоту самим. Каждый человек это может.[5]

Эти качества устремления к Прекрасному он унаследовал от своего отца, которого он называл художником жизни, вкладывая в эти слова самый высокий смысл. Святослав Николаевич впитал от него невероятное видение Красоты и способность воплотить ее космическую многомерность на двухмерной плоскости полотен.

С.Н. Рерих. Весна. 1961 г. С.Н. Рерих. Возлюби ближнего своего (Господом твоим). 1967 г. С.Н. Рерих. Надежда. 1943 г.

Николай Константинович значительную часть своей жизни посвятил распространению во всех цивилизованных странах мира идей Пакта Рериха – первого и имеющего важное эволюционное значение для всего человечества международного договора, провозглашающего первостепенность и незыблемость достижений Культуры и Искусства над другими так называемыми благами современной цивилизации.

Святослав Николаевич принимал деятельное участие в продвижении Пакта Рериха и Знамени Мира – особого охранного символа, в связи с чем сказал: «Невозможно заставить человечество измениться вдруг, сразу стать хорошим. Поэтому Николай Константинович придавал Пакту воспитательное значение, Пакт постепенно должен входить в жизнь, в обиход, как это было с Красным Крестом» [3, с. 97].

Святослав Рерих был той возвышающей ступенью, которая вела к постижению высот творчества и философии великой личности Николая Константиновича Рериха и всей его талантливой семьи. Святослав Николаевич писал: «Я считаю, что в моей жизни самым важным, самым прекрасным было мое сотрудничество с Николаем Константиновичем. И если мне удалось чем-либо помочь ему на его жизненном пути, именно эти моменты всегда останутся для меня самым дорогим моим вкладом на общее благо» [6, с. 147–148].

Святослав Николаевич и Девика Рани Рерих. Кулу, Индия. 1945-1947

И Николай Константинович, и вся семья Рерихов работали на будущее, на будущее эволюции, на те процессы, которые тогда еще только формировались в глубинах Космоса, чтобы потом проявиться на орбите нового витка Космической эволюции нашей планеты.

«Самое прекрасное в Святославе, – писала его жена, известная киноактриса Индии Девика Рани, – это абсолютная простота. Он совершенно прост, как малый ребенок, и его сердце полно любви не только ко всем живым существам, но и ко всей Вселенной. Он кажется настроенным на Беспредельность, и тем не менее он умеет приложить руки к любой, самой незначительной работе, если ее надо выполнить. Он каждого встречает обходительно, с любовью и интересом. И я не перестаю удивляться его бесконечному терпению, которое наблюдаю в течение всей нашей совместной жизни, и все же продолжаю удивляться тому, как чудесно он умеет жить» [7].

В Индии, в Бангалоре, Святослав Николаевич создал Центр искусств и художественную студию, ставшую отделением местного университета. Центр является теперь достопримечательностью Бангалора, который сейчас может считаться культурной столицей Индии.

С этого знаменательного события началось тесное общение двух культур Беларуси и Индии.

Так в 1987 году Бангалор принял делегацию БССР во главе с заместителем Председателя Совмина Критским В.И.

В городе проходили Дни экономики, науки и техники БССР в рамках фестиваля СССР — Индия. В составе делегации тогда были известные и сегодня граждане нашей страны, такие как: академик Лабунов В.А., народная артистка Гаевая В.И., председатель Фонда культуры Республики Беларусь Гилеп В.А. и другие. Все они были приглашены Святославом Рерихом и приняты в усадьбе Татагуни под Бангалором.

Бангалор просто влюбился в советских гостей, восхищенный их искусством и манерой поведения. Под впечатлением от этой встречи красивое место в городе было названо «Минской площадью», а  в Минске тогда появилась площадь «Бангалор».

Это лишь один пример того, как действенно служил Святослав Николаевич возвышенным идеалам Творчества и Красоты, которые сейчас как никогда способны объединить страны и призвать их народы к внутреннему преображению, которое явит нам лучшее будущее.

Хочется закончить статью еще одним призывом, с которым Святослав Николаевич неустанно обращался ко всем: «Будем всегда стремиться к Прекрасному!».

На фото (здесь и далее из личного архива Н. Нерад): Премьер-министр Правительства штата Карнатака (слева), Святослав Николаевич Рерих (в центре),Заместитель Председателя Совета Министров БССР В.И.Крицкий, мэр города Бангалор (справа), в окружении артистов Госансамбля танца БССР. Представители белорусской делегации в гостях в имении С.Н. Рериха. Татагуни, Индия.


________________________
1. Здесь и далее по материалам: Шапошникова Л.В. «Вестник Красоты». Доклад на Международной научно-общественной конференции «100 лет со дня рождения С.Н. Рериха» (7–10 октября 2004 г.).
2. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2000.
3. Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993.
4. Рерих С.Н. Из выступления в Музее им. А.С.Пушкина 29 мая 1960 г. // Архив К.А. Молчановой.
5. Молчанова К.А. «Замечательная жизнь». Доклад на Международной научно-общественной конференции «100 лет со дня рождения С.Н. Рериха» (7–10 октября 2004 г.).
6. Непрерывное восхождение. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001.
7. Письмо Д.Р. Рерих К.А. Молчановой от 25 ноября 1968 г. // Архив К.А. Молчановой.