rosserial

Главная Новости Пакт Рериха и Знамя Мира Семья Рерихов Сотрудничество Галерея
РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Культурно-просветительская деятельность Гуманная педагогика О Беларуси Защита Имени и Наследия Рерихов
Публикации


15.01.2015

ХУДОЖНИКИ МИРА 

К 140-летию со дня рождения Николая Рериха и 110-летию Святослава Рериха

Жизненный путь отца и сына Рерихов – пример постоянного духовного восхождения к вершинам творчества. В настоящее время, когда у нас в стране отмечаются более чем вековые юбилеи этих великих личностей и, как говорится: “большое видится на расстоянии,” можно вновь обратиться к их великому художественному наследию, чтобы осознать силу искусства и культуры в процессе формирования великого гуманного общечеловеческого будущего.                                                                                                             

Невозможно в пределах одной скромной публикации охватить все достижения многогранной деятельности семьи Рерихов. Такая задача сейчас очень актуальна и позволит многим специалистам не только сказать новое слово о благотворном воздействии великих рериховских идей на сознание наших современников, но и подтолкнет к дальнейшему развитию идейного новаторства на основании трепетного и углубленного приобщения к культурным, философским, теологическим, художественным, мифологическим и всем другим непреходящим ценностям Востока и Запада.                 

Насколько память не изменяет автору данной публикации, имя Рериха на легальном уровне всегда было известно всем интеллектуалам Беларуси, начиная от советского  прошлого и включая настоящее время. Но инфоормация об этой замечательной семье представляла из себя в советский период достаточно ограниченную картину. Это и понятно. Широкое мировозрение Рерихов не могло вписываться в существующую у нас почти до конца прошлого столетия очень  догматическую классовую идеологию с грубой и безаппеляционной атеистической пропагандой и т.п. 

В Минске с 1970-х гг. хорошо помнятся выставки живописных произведений Н.Рериха (например, в Белорусском национальном художественном музее). Это были, по всей видимости, примеры напряженной творческой деятельности во время его восточных экспедиций.                                    

Создавалось впечатление, что он никогда не расставался с холстом, картоном и красками и писал прямо с натуры, удивительно смело обобщая большие пространства небес, гор и долин, усиливая символические звучания цветов. Поэтому небольшие по размерам пейзажи путешественника и первооткрывателя воспринимались очень мощными и грандиозными картинами мира высоких духовных идей, которые ему открывались там, где до него еще не ступала нога европейского художника.                                                    

Незаменимые в пути темперные краски также очень помогали сохранить увиденное и пережитое. Они очень быстро высыхают и не создают проблем при постоянной перевозке.Но прежде всего, темперой можно работать очень быстро и широко, добиваясь очень живого и эмоционального звучания цветовой гаммы.                                                                                                

Раньше у зрителей (надо признаться) оставалось много вопросов без ответов от многочисленных произведений Н.Рериха. Ведь невозможно было осознать только на эмпирическом уровне всего богатства мыслей и чувств, заложенных в творческие образы, да еще несущих загадочную восточную символику. Сжатые по форме отдельные исследования творчества художника советского времени [1.] не могли дать глубокое объяснение рериховских поисков и находок. А его многочисленные рукописные и печатные труды, тем более, были тогда недоступными. 

И только, благодаря, великим социально-политическим и культурным переменам в нашей жизни конца 1980-х – начала 1990-х гг. рериховское художественное и теоретическое  наследие стало достойно признанным и открытым. К нему можно приобщаться и постигать для решения новых высоких задач глобального диалога культур. В процессе возвращения на исконно-родную землю грандиозных творческих и научных достижений важную роль сыграли официальные встречи Святослава Рериха с Михаилом и Раисой Горбачевыми, которые поддержали в рамках политики «пересторойки» общественную инициативу многочисленных активистов культурных инноваций.

С тех пор мы живем, образно говоря, под культурным знаменем Рерихов, и никогда больше незаслуженное забвение, умолчание, а тем более всякого рода запреты и ограничения не смогут омрачить неограниченного пути познания великих истин и таинств мира.  

Уже с первых своих живописных работ Н. Рерих стремился найти яркие и героические образы, совершающие благие деяния, которые связывают современников художника с разными временами и эпохами. Сначала это были представители дохристианской цивилизации Северной и Восточной Европы, как их мог представить молодой ученый-археолог и художник, проводивший много времени в мастерской в родном имении Извара недалеко от Санкт-Петербурга.

Его дипломная работа «Гонец. Восстал род на род» (1897) показывает, как на небольшом, выдолбленном из монолитного ствола дерева судне спешат по быстроходной реке гонец и кормчий, чтобы донести нежданную весть к далеким берегам. И хоть общее состояние картины тревожное и напряженное, светлые фигуры седовласого старца и его молодого спутника вселяют веру в то, что добро и любовь, с которыми спешат навстречу будущему целеустремленные герои, принесет мир и просветление.                       

Очередным этапным образным открытием больших международных связей прошлого была картина Н.Рериха «Заморские гости» (1901). По широким днепровским водам торжественно плывут варяжские корабли под красными парусами. Среди воинов-путешественников можно увидеть героя, достаточно напоминающего и самого автора картины.  Таким образом, художник, можно утверждать, очень близко позиционирует себя с теми легендарными мореплавателями, которые совершали водные рейсы по маршруту «из  варяг в греки» и дальше, на Восток.                                        

Подобно своим героям-первооткрывателям из прошлого, художник вместе с супругой Еленой, без преувеличения можно сказать, его путеводной звездой, в 1903г., путешествуя по городам, расположенным  на берегах больших судоходных рек и сохранивших свои первые памятники средневековой архитектуры, побывали в Гродно. Город над Неманом не мог не впечатлить увлеченных искателей старины. Здесь сохранилось самое большое количество культовых и светских памятников архитектуры XII в. по сравнению с другими славянскими городами того времени в Восточной Европе.         

Елена Рерих фотографировала, Николай Рерих писал с натуры Борисоглебскую (Каложскую) церковь XII в. Пострадавшая от наводнения 1853 г., но выстоявшая в борьбе со временем и силами природы, церковь для художника была живым, молчаливым, но «многоговорящим» свидетелем почти тысячелетней славянской истории.                                                                               

Храмы, крепости, монастыри Пскова, обоих Новгородов, Ростова и других городов России также давали художнику ценный и многозначительный  образный материал.Памятники архитектуры на его произведениях как бы излучают свет духовной мощи, непоколебимости. Это возвышает их стены и купола как светлые горные вершины над бренным и противоречивым миром, где созидательному началу всегда нужна незыблемая духовная поддержка.                  

Затем такую одухотворяющую храмовую миссию в произведениях художника  1900-х – 1910-х гг. начнут играть могучие образы христианских воинов, святых, аскетов, постигшие тайны связей мира земного и вечного. В этом их роль праведных и ведущих за собой наставников рода человеческого(«Меркурий Смоленский»,1912; «Прокопий Праведный благословляет неведомых плывущих», 1914).                                                                                

В этот плодотворный период творческого символизма художник также проявил себя как мастер монументальных мозаик и росписей в христианских храмах в разных отдаленных от российской столицы местах, где реализации его новаторских помыслов не могли помешать клерикалы с их чрезмерно-консервативным пониманием православных канонов.                                             

В 1906 году он расписывает церковь Покрова Богородицы в селе Пархомовка под Киевом, донатором которой был В. Голубев, высокий ценитель искусства. В 1908 –1914 гг.  художник продолжает свои монументальные поиски в храме Святого Духа в Талашкино под Смоленском, в имении княгини  М. Тенишевой.  В алтарной части храма он создал большую и очень значимую для его божественных образов композицию «Царица Небесная над рекой жизни», а для княжеской усыпальницы – композицию «Сокровище ангелов». Не оставляет впечатление, что в этих произведениях очень явственно проступает осознание художником стилистической связи между средневековыми традициями сакрального искусства западных и восточных стран, к синтезу которых последовательно движется этот творец духовного возрождения мира через искусство.                                                                           

В горестные для мира годы Первой мировой войны Н. Рерих не оставляет своей сакраментальной тематики, но его произведения приобретают еще больше напряженный и драматический характер («Бой небесный»,1916), в композицию которых вовлекаются большие пространства земли и неба. В это время художник заболел воспалением легких и на время переехал вместе с семьей на территорию Финляндии в поселок Вуорио у Ладожского озера, чтобы излечиться на свежем воздухе среди лесов и кристально чистых вод. Это неожиданное уединение во многом решило его дальнейшую судьбу. В 1918 году Финляндия провозгласила свою национальную независимость, и семья Рерихов оказалась за государственной границей. В силу того, что вернуться на Родину стало очень сложной проблемой, было принято очень разумное решение уехать дальше,  на Запад. Тем более, что формальной причиной послужило предложение показать работы художника в Скандинавии. Так началось первое трансконтинентальное путешествие Рерихов.                            

1920-е годы стали временем широкого международного признания искусства Н. Рериха и рериховских идей.  В ноябре 1921 года, по инициативе Рерихов в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт Объединенных Искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение художников «Соr Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возник Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»).   В октябре 1923г. в Нью-Йорке официально был открыт Музей Николая Рериха. В 1928, после окончания Центрально-Азиатской экспедиции,   Рерихи основали в Индии, в долине Кулу, Институт Гималайских исследований «Урусвати» ( в переводе с санскрита – «Свет утренней звезды»). Руководителем института стал старший сын художника, Юрий, крупнейший востоковед  ХХвека. В 1929 году началась подготовка к подписанию «Пакта Рериха» в защиту мировых культурных ценностей. Международный Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)» был подписан 15 апреля 1935 г. в Белом Доме в присутствии президента США Франклина Рузвельта представителями двадцати одной американской республики.            

В этот необычайно насыщенный творческий и исследовательский период Н.Рерих создал непревзойденные шедевры авторского символического стиля. Надо, в первую очередь, оговорить самые идейно-пророческие их них. «Матерь Мира» (1924) – монументальная композиция, которая стала образным продолжением и развитием тенишевского образа Царицы Небесной. Она также возвышается над рекой жизни на фоне безграничного космического пространства и излучает сияние вечной святости. Но лик ее скрыт таинственным покровом, ибо постигнуть его недоступно, как невозможно познать абсолютную истину. В этом божественном видении художника сконцентрированы начала всех религиозных культов мира, в которых первостепенное значение несет женское начало.                                               

Н.Рерих связывает со своей таинственной Героиней самые позитивные и созидательные идеи мироздания и верит, что с XX века земные женщины будут играть все больше возрастающую роль в современном мире. Тем более, что вместе с ним разделяла все его благородные помыслы великая женщина-философ  Елена Рерих. Он посвятил ей удивительно трогательную картину «Агни-йога» (1928-1930), на которой она олицетворяет свет учения в образе восточного божества, вознесенного на вершины гор.                

Программной композицией в творчестве художника, своеобразной иконой «Пакта Рериха» стала его знаменитая «Madonna Oriflamma (Владычица Червонно-пламенная»(1932).  Ее облик в обрамлении мощного нимба отличается тонким соединением западных и восточных черт задумчивого и одухотворенного лица. В руках она держит белое Знамя Мира с красно-оконтуренной окружностью посередине. Это – глобальное культурное пространство, в котором пирамидально размещаются три красных круга: нерушимая связь прошлого, настоящего и будущего; созидательная связь искусства, религии и науки.       

Под таким светлым знаменем величайших идей глобального единения культуры в борьбе за гуманистическое будущее можно было творить, преодолевать многотысячные расстояния в поисках загадочной страны духовного прозрения  Шамбалы [2]. Что и совершает в течении своего великого творческого восхождения 1920-х—1940-хгодов великий и мудрый Художник-Учитель.          

Его произведения конца 1920-х начала 1930-х годов  охватывают образы святых всех великих религий мира, героев великих эпосов и легенд, что раньше невозможно было бы представить в творчестве европейских художников. Это –«Искушение Христа», «Святая Женевьева», «Святой Франциск», «София, Премудрость Божия» (со Знаменем Мира !), «Магомет», «ЛаоДзе», «Конфуций Справедливый», «Кришна. Весна в Кулу», «Лама Тибета», «Майтрейя», «Нагарджуна – победитель змея», «Ширин иХосров» и др. Благодаря  титаническому рериховскому вкладу в духовную галерею мирового искусства, современным художникам (в том числе и белорусским) уже значительно легче разрабатывать подобную тематику от самых разных идейно-просветительских  до концептуально-экспериментальных задач. Тем более, что в настоящее время существует так много печатных изданий (среди которых оригинальные тексты художника и его последователей) и интернет-ресурсов, посвященных таким неисчерпаемым источникам вдохновения[3].

Еще одной, поистине, грандиозной тематикой в творчестве художника стали горные пейзажи, которые очень часто совмещаются с мифологическим жанром и одухотворяются символами и образами таинственного Востока. Да и сами восточные горные вершины, горные долины и реки в рериховских произведениях очень одушевленные, эпически-могущественные, просветленные, взволнованные, загадочно-иррациональные и т.д. Неизгладимые природные, исторические, этнологические, социологические, культурные  впечатления вынес художник из Центрально-азиатской (1924-1928) и Маньчжурской экспедиции (1934-1935), когда в походных условиях создавались его серии, посвященные Шамбале, Тибету, Алтаю. А когда он с 1928 года с семьей окончательно поселился в местности Наггар, в долине Кулу, в северо-западном  индийском регионе, то еще больше потрясающих пейзажей с видами Святых гор, Ашрамов, Гималаев получило рождение в его скромной мастерской, удаленной от мировых мегаполисов. Не будем забывать, что Рерихи тогда покинули мир обустроенный и по-западному цивилизованный, а переехали на колонизированные территории Британской империи, где их не ждало материальное процветание и большое содействие со стороны подозрительно-настроенных властей. Но своей всесторонней деятельностью эти замечательные подвижники и первопроходцы зажгли над Гималаями яркий свет культуры и принесли скромному индийскому уголку, бережно сохраняющему традиционный образ жизни, мировую известность.

В поздний период творчества, омраченный Второй мировой войной, Николай Рерих продолжает работать над своими циклами, но также возвращается к образам христианских святых, былинных героев, чтобы силой своего искусства приблизить День Победы над фашизмом. Последние его произведения «Клад захороненный», «Огни на Ганге» и др. отличаются особой образной глубиной и многозначительностью.
13 декабря 1947 года жизненный путь настоящего Титана искусства и культуры завершается. Его творческий Дух навсегда поселился в долине Кулу и не перестает витать на высоком мировом небосклоне духовных озарений.            Младший сын художника, Святослав Рерих (1904-1993), также обладал великим творческим дарованием. Первым и самым авторитетным его  учителем, был, естественно, родной отец, хотя он не отказался и от возможности получить профессиональное художественное и архитектурное образование в Англии и США. В Америке он мог бы стать преуспевающим художником-портретистом, судя по серии исключительно впечатляющих и совершенно не салонных портретов Кэтрин Кэмпбэлл (1920-х – 1950-х гг.) очаровательной сотрудницы Рериховского центра в Нью-Йорке.                                 

Но истинный последователь великих устремлений своей семьи в 1931 году переехал в Кулу и связал с родными и близкими прекрасные, сложные и напряженные десятилетия совместной жизни и деятельности. Благодаря своему таланту портретиста, он писал парадные изображения местных аристократов, чем смог поддержать материальное положение Рерихов, занятых постоянным интеллектуальным поиском. Им трудно было переключиться на стабильные заработки. Но истинные портретные жемчужины Святослава Рериха – это многочисленные портреты отца, передающие с поразительной достоверностью образ великого, впередсмотрящего сквозь века художника и мыслителя. Он посвятил также своей матери Елене несколько портретов, благодаря которым, оставил неизгладимый и проникновенный образ Женщины, духовно-совершенной и жертвенно-преданной великим идеям культурного развития.           

В 1945 году Святослав женился на известной индийской киноактрисе Девике Рани, которая стала его несравненной музой вдохновения. В 1947—1993 гг. он живет с супругой в поместье Татагуни в Бангалоре на юге Индии и постоянно творит как пейзажист, портретист, как мастер натюрмортов, мифологических, аллегорических и бытовых живописных композиций.                   

Многие из его произведений, а также произведений его отца, можно было увидеть в Минске на выставке «Заповедная страна», которая проходила с 8 октября 2008 г. по 14 января 2009 г. в залах Белорусского государственного музея истории Великой отечественной войны. Трудно забыть мистически-яркие 
цветовые сочетания его живописи, а также колоритные и яркие человеческие образы, рожденные под горячим солнцем Индии.                                                     

О достижениях художника хорошее представление дают альбомы, каталоги, сборники, которые не перестают появляться после его первой выставки в Москве и Ленинграде в 1960 году [4,5]. Вомногом он не вписывался в установленные тогда нормы и правила советского искусства, но  отрадно осознавать, что художник, как говорится,  «перегонял время». Сейчас его творчество воспринимается очень современным и новаторским. В нем заложен не только ключ к продолжению и развитию отцовского наследия, но и проявились его личные авторские образные открытия Востока.                                      

В многочисленных горных пейзажах художник творчески следовал заветам отца, обращаясь к видам Тибета, Гималаев, священной реке Брамапутре и др. Но при этом чаше спускался с этюдником в долины и с восторгом писал индийские поля и селения в разное время года (даже в зимнем и заснеженном виде!).                                                                                                                

Жизнь в южной Индии принесла художнику-наблюдателю бесчисленное количество сюжетов о ежедневных занятиях простых и работящих жителей этой страны. Он не идеализирует их скромные бытовые условия, но наполняет свои картины такими мажорными цветами, что они воспринимаются как истинный праздник бытия на лоне природы. Большое место в его творчестве занимает серия «Святая флейта» (1940-х –1960-х гг.), в которой поэтизируется связь реального и мифологического в индийской действительности.

Картины эмоционального и вдохновленного художника по композиции часто носят фризовый характер. Таким образом, при знакомстве с его творческим взглядом на современные события индийской жизни возникает ощущение их органичной связи с историческим прошлым, сохраненным на скульптурных рельефах индийских храмов или на страницах книг, украшенных миниатюрами, в орнаментации декоративных тканей и т.п.       

Святослав Рерих также использовал фризовые приемы композиции, чтобы обращаться к христианской тематике, к проблемам борьбы мировой общественности с угрозами новых войн, с поисками современным обществом утраченных связей с натуральной природной и традиционной средой. Живя в Индии, на родине мудрецов и провидцев, он не мог не думать и переживать, как и его отец, о судьбах человечества. Его долгую и творческую жизнь как яркий и благоухающий цветок счастья украсила любимая жена Девика Рани-Рерих.

Ей посвящены его самые восторженные портреты, где она изображена среди цветущих растений в самых ярких сари и изысканных украшениях. Был создан образ современной индийской мадонны, сохраняющей все лучшие национальные достоинства и смело взирающей в будущее, в котором ее молодая и очень древняя страна начинает занимать ведущее место в мировом сообществе. Подобные идеи художник передавал и в образах талантливой танцовщицы Рошан Ваджифдар и других индийских женщин, начиная с конца 1940-х гг., когда их многострадальная Родина еще только обрела свою независимость.            

Творчество Николая и Святослава Рерихов трудно переоценить. Оно широко открывает нам настоящие врата в необъятный мир новаторских поисков и открытий, в процессе которых искусство наука и религия, величайшие культурные традиции Запада и Востока смогут вести плодотворный глобальный диалог, о котором раньше трудно даже было предполагать. Не следует упускать такой великий шанс, дарованный всем историческим развитием мировой культуры, чтобы новое столетие могло объединить все лучшие и прогрессивные достижения под Знаменем Мира!

Евгений Шунейко,  профессор кафедры истории и теории искусств, кандидат искусствоведения, доцент Белорусской академии искусств

 

Литература:

1. Князева В.П. Николай Константинович Рерих . 1974-1847. --  Ленинград-Москва: Искусство. – 1963

2. Рерих Н. Шамбала. – Москва: Международный Центр Рерихов, Фирма БИСАН-ОАЗИС, 1994

3. Мир через культуру. Ежегодник /Редколлегия. Э.Балашов, А.Жуков, В.Карпов и др. – Москва: Советский писатель, 1990

4. Выставка произведений художника С. Н. Рериха: Каталог / Ред. Т. Н. Гуковская; Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Государственный Эрмитаж. Министерство культуры СССР. — Москва: Искусство, 1960

5. Тюляев С. И. Святослав Рерих: Альбом. — Москва: Изобразительное искусство, 1977