Ответ на статью В. Питанова
Защита Имени и Наследия Рерихов

17.02.2011 г.

«Не говорите о том, чего не знаете!»
Ответ на статью В. Питанова


17 февраля 2011 года на белорусском сайте univer.by была опубликована статья В. Питанова «Николай Рерих - амбициозный авантюрист или "просветленный учитель"?» Она содержит в себе клевету на великого художника, мыслителя и общественного деятеля, чье имя и творчество известны всему миру. Автор без всяких на то оснований заявляет, что Н.К. Рерих во время Центрально-Азиатской экспедиции 1924-1928 гг. планировал захватить власть в Тибете. Эта клевета, петая и перепетая Шишкиными, Минутками, Люфтами, Росовыми и другими подобными авторами в России, нашла последователя в Беларуси. Питанов напоминает об Уголовном кодексе РФ, где попытка захвата власти считается государственном преступлением, а мы напоминаем ему о заповеди Христа - «не лги».

Автор статьи откровенно заявляет, что в «основу статьи положены материалы журналистского расследования, собранные в книге Олега Шишкина «Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж». Питанов знает о том, что в Москве был суд, который признал несостоятельность обвинений Шишкина в адрес Николая Рериха. Он ратует за «публичное распространение официальных подтверждений этого факта». Мы ему в этом поможем.

Прежде всего, советуем ему обратиться в библиотеки Минска и прочитать в первом томе сборника «Защитим имя и наследие Рерихов» в статье заместителя генерального директора Музея имени Н.К. Рериха А.В. Стеценко «Клевещите, клевещите, что-нибудь останется» следующий материал: «Осенью 1993 года Служба внешней разведки России передала Международному Центру Рерихов материалы, связанные с Н.К. Рерихом и его экспедицией, которые до того времени хранились в архиве СВР (ранее иностранный отдел ОГПУ)». <…> «Руководитель пресс-бюро Службы внешней разведки Ю. Кобаладзе выступал и на телевидении (27 сентября 1993 года в телепрограмме «Добрый вечер, Москва» на МТК), и неоднократно в других СМИ, где однозначно заявлял, что Рерих не был связан с работой спецслужб [1,с.533]. Таким образом, господин Питанов своей статьей распространяет клевету Шишкина в нашей стране.

Опираясь на архивные документы, А.В. Стеценко в своем докладе на конференции «80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха» опровергает ложь Шишкина о присутствии Блюмкина в период 1924-25 годов в экспедиции. Он пишет: «Блюмкин не мог находиться в экспедиции Рериха и потому, что в это время активно действовал в Москве и оставил после себя достаточно доказательств, обнаруженных нами в архивах, которые убедительно свидетельствуют, что он в 1924—1926 годах не покидал пределов СССР» [2,с.111]. Никаких планов свержения правительства Далай-ламы у Рериха не было. Он руководил научной экспедицией в Центральную Азию, географические и исторические исследования которой были уникальными и несли в себе новые открытия.

Что касается суда, то «…18 января 1996 года Тверской межмуниципальный суд г.Москвы удовлетворил иск Международного Центра Рерихов к редакции газеты «Сегодня» и О.Шишкину о защите чести и достоинства. В своем решении суд признал информацию, содержащуюся в статьях О.Шишкина, не соответствующей действительности. Московский городской суд утвердил это решение» [1.c,535]. Так что господину Питанову следует признать свою некомпетентность и принести извинения.

В его статье о Рерихе допускается мысль, что в книге Шишкина могут быть ошибки, но тогда и Питанов повторил их в своей статье. Допустимо ли христианину, коим считает себя автор статьи о Рерихе, распространять ложь? Да, и может ли журналист писать о том, о чем нет знаний. А как же с журналисткой этикой?

Великий художник Н.К. Рерих писал в очерке «Самоотвержение зла»: «Не говорите о том, чего не знаете! Ведь если для кого-то неясны нормы добра, то по крайней мере хотя бы чистоплотность ознакомления с фактами должна быть примитивным условием человекообразия» [1,с.430].

Николай Рерих подарил миру 7000 прекрасных произведений живописи. Он автор Пакта Рериха - первого в мире международного договора о защите Культуры. Под его руководством прошли две уникальные экспедиции в Центральную Азию. Имена Рерихов «золотыми буквами вписаны в летопись мировой и отечественной культуры. <…> Каждый из них оставил свой неповторимый след в культурном пространстве планеты. Необычайная гармония этой великой семьи, представлявшей собой духовное и творческое Единство, где каждый был незаменим, уникален и высокоодарен, поражает и восхищает.<…> Общественно-культурная деятельность Рерихов по своим масштабам планетарна. Подойти с обычными мерками к оценке их жизненного и творческого пути – значит не понять главной сути сделанного этими выдающимися представителями Культуры. Их мысли, дела, устремления намного опередили сознание современных людей. С течением времени человечество все в большей степени начинает осознавать значение беспримерного творческого подвига этой семьи. Держава Рерихов, Держава Красоты и Знания еще надолго останется той нравственной вершиной, к которой люди будут стремиться в поисках вечной Истины» [3].


Н.П. Германова 

__________________________________
1. Защитим Имя и Наследие Рерихов. Том 1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М.: Международный Центр Рерихов, 2001
2. Стеценко А.В. Современный миф о Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха // 80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Материалы Междунар. научно-общест. конф. 2008. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2009
3. www.icr.su Семья Рерихов