РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Защита Имени и Наследия Рерихов


23.07.2012 г.

Мимикрия «Честного слова» А. Оконишникова
В ответ на публикацию статьи «Николай Рерих: «Появление Ленина примите,
как знак чуткости Космоса...» на сайте «Православный Зембин»

 

Печально осознавать, что новый Православный сайт, созданный по благословению епископа Борисовского Вениамина в белорусской глубинке – приходе в д. Зембин Борисовского района Минской области, стал накопителем непроверенных и сомнительных по своему содержанию и авторству статей из «желтой прессы», коими кишит сеть Интернет.

Совсем недавно сайт «Православный Зембин» опубликовал очередную такую статью «Николай Рерих: «Появление Ленина примите, как знак чуткости Космоса...», которая хотя и не содержит ссылку на автора и первоначальный источник, все же их имеет.

На самом деле текст взят из статьи «От картин Рериха до сатанизма»[1], опубликованной еще в 2011 году в Новосибирской еженедельной газете под казалось-бы многообещающим названием «Честное слово», от которого автор в статье показательно оставил лишь две буквы «ЧС». Автором же статьи является журналист Александр Оконишников, к слову, ранее член общины неопятидесятников, причисляемой Православной церковью к сектам, творческое амплуа которого подверглось мутации от резкой критики в адрес Русской Православной Церкви (РПЦ) до противоположной ей.

Разобравшись с авторством статьи, перейдем к внимательному рассмотрению ее содержания.
Как указывает журналист, поводом для ее написания послужил факт проведения в прошлом году рериховцами в Новосибирске культурно-просветительской программы «Мы Любовью к Родине богаты». Программа была посвящена теме героизма и подвига в патриотическом воспитании, вкладу сибирских дивизий в разгром фашистской Германии в 1941-1945 годах, а также всемирному Дню Земли.

Непонятно, какую крамолу для себя лично узрел в этих событиях автор. Тема героизма и подвига в жизни и творчестве Н.К. Рериха имела одно из первостепенных значений. Ей он посвятил множество эссе и картин. Выступления участников мероприятия в память героически сражавшихся с фашизмом воинов-сибиряков также не могли спровоцировать у нормального человека такую бурную реакцию.

Журналист пишет: «…И вдруг в Новосибирске звучит колокол… «Бо-м-м». Его последователи Н. Рериха называют «колоколом мира». «Бо-м-м»...».
Между тем, международная акция «Колокол Мира» и традиция празднования Дня Земли были заложены в 1971 году Организацией Объединенных Наций (ООН), принявшей Прокламацию Дня Земли, в которой говорится, что новое видение Земли возникло тогда, когда астронавты и космонавты своими глазами увидели и поведали миру, насколько красива наша чудесная голубая планета – дом всего человечества.

В 2009 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день Матери-Земли, постановив отмечать его 22 апреля. В этот день в разных странах, в том числе и Беларуси, звучит Колокол Мира, призывающий людей к защите мира и жизни на планете, дружбе и взаимопониманию всех народов.

Первый Колокол Мира был отлит из монет, пожертвованных детьми всех континентов из 60 стран в память об атомной трагедии японских городов Хиросима и Нагасаки, что очень близко Беларуси, пережившей трагедию Чернобыля.

Этот колокол установлен в 1954 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Надпись на нем гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире».
Вот, оказывается, что осмеивает новосибирский журналист своим «Бо-м-м», а участие в праздновании Дня Земли рериховцев называет «мимикрией… под православных». Истинное значение этого слова в толковании энциклопедистов – подражание растения, животного окружающей среде для сохранения вида в борьбе за существование.

Пытаясь снизвести участие рериховцев в международном движении за сохранение мира и жизни на планете, другими словами именно за само существование человечества, на план растений и животных, г-н Оконишников не делает чести себе, как журналисту, так и человеку разумному в глазах международного сообщества и простых людей.

Следуя его примитивной логике, сквозящей со страниц статьи, не проповедующий православия должен быть отлучен от всякого участия в происходящих в мире культурных и просветительских событий, а не участвующий в этих мероприятиях не является православным.

Смею разочаровать представителя острого пера. Рериховцы не только активно участвуют в таких мероприятиях, но и зачастую являются их инициаторами и организаторами. Только вот сам г-н Оконишников попадает в тупик своей двоичной системы миропонимания, т.к. по ней он, не принимавший никакого практического участия в ознаменовании Дня Земли, не может называть себя православным.

«Честное слово» автора дало трещину, когда оно в его статье стало «обрастать» такими же некомпетентными комментариями руководителя новосибирского центра по вопросам сектантства при соборе св. князя Александра Невского О. Заева.

В первых же строках чиновник названного центра выдает свою так называемую глубокомысленность: «…за фасадом проведения различных праздников, посвященных «Знамени Мира», «Колоколу Мира», «Дню Земли», «Флагу Земли», происходит популяризация творческого наследия Рерихов, которое среди прочего включает в себя и религиозное мировоззрение Николая Рериха…».

Популяризация творческого наследия Н.К. Рериха, как многогранного культурного, творческого и философского явления мирового значения действительно, как выразился журналист, происходит. И будет происходить на самом высоком уровне.

Впервые акция «Колокол Мира в День Земли» была проведена в 1998 году в Москве Международным Центром-Музеем имени Н.К. Рериха совместно с Международным гуманитарным фондом «Знание» и Международной Ассоциацией фондов Мира.

Международные проекты «Знамя мира», «День Земли», «Колокол мира» и «Флаг Земли» ежегодно проводятся под эгидой ООН. Сопрезидентом этих проектов является Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошникова – доверенное лицо Святослава Николаевича Рериха, первый вице-президент Международного Центра Рерихов (МЦР), президент Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих, заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской академии естественных наук (РАЕН) и Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского (РАКЦ).

На протяжении уже более 15-ти лет по инициативе МЦР проводятся такие программы, как совместный с центром космонавтики России Международный общественный научно-просветительский космический проект «Знамя Мира»; Международная акция «Всемирный День Земли», презентации Международных проектов «Колокол Мира» и «Флаг Земли», в которых приняли активное участие такие известные люди, как профессор С.П. Капица, министр правительства Москвы К.Б. Норкин, президент Российской ассоциации членов Международной академии астронавтики Г.Г. Чёрный, академик В.В. Фролов, лётчик-космонавт А.Н. Березовский и др.

Деятельность МЦР в этом направлении была горячо поддержана академиком РАН Д.С. Лихачёвым, академиком РАН В.В. Раушенбахом, академиком РАН, президентом Российской Экологической Академии, советником Президента России А.Л. Яншиным, почётным членом исполкома Лиги Защиты Культуры историком-публицистом А.В. Антоновым-Овсеенко и другими видными деятелями науки и культуры.

В апреле 2012 года Международным Центром Рерихов при участии генерального директора ЮНЕСКО г-жи Галины Боковой, Министра культуры Российской Федерации А.А. Авдеева, египетского дипломата бывшего Генсека ООН Бутроса-Гали, и мн. др. видных ученых и политиков организованы и проведены выставки «Пакт Рериха. История и современность». [2]

Рериховцами Борисова ежегодно проводится приуроченная ко Дню Земли культурно-экологическая программа «Да процветут пустыни», являющая собой преемственность идеям Н.К. Рериха, выраженных им еще в 1901 году в экологическом манифесте «К природе», в котором он впервые поставил перед всем человечеством вопрос о необходимости заботливого отношения человека к окружающей среде.

И это лишь малая часть проводимых рериховцами всего мира мероприятий вышеназванной тематики по объединению культур и народов Планеты.
Мнение церкви о религиозности мировоззрения трудов Н. К.Рериха, поддержанное и опубликованое на страницах центрального и регионального сайтов Белорусской Православной Церкви, по сути является заезженным жанром, позволяющим, как считают упомянутые и им подобные авторы, причислить рериховское движение к разряду тоталитарных религиозных сект.

Чего только стоит абсурдное по своему смысловому содержанию высказывание О. Заева «…участвуя в мероприятиях, подобных проведенному 22 апреля в Новосибирске празднику «День Земли», приглашенные люди, не подозревая о религиозном характере данного мероприятия, становятся против своей воли последователями антихристианских идей Рерихов и Блаватской».
О каком религиозном характере мероприятия и антихристианских идеях вещает нам г-н Заев? Думаю, вразумительный ответ не даст даже он сам.

Не успокаиваясь на этом, упомянутые соавторы ссылаются в статье на решение РПЦ Московского патриархата от 1994 г., в котором было провозглашено отлучение поголовно всех ослушников официального мнения РПЦ от Церкви, а  рериховское движение объявлено сектантским.

Таким образом, фактически заложенный в решении Архиерейского Собора 1994 года принцип нетерпимости и враждебного отношения по признаку причисления либо не причисления людей к Православию, пропагандируется Заевым и Оконишниковым направо и налево, внося раздор в устои социального светского общества, коим являются два наших государства.

Представителей РПЦ и Белорусскую Православную Церковь нисколько не смущает то, что их такое мнение идет вразрез с  официальной точкой зрения первых лиц белорусского и российского государств по данному вопросу.

Так, в связи с отнесением Учения Живой Этики к неокультам, в 2002 г. Заместитель Генерального секретаря ООН, Чрезвычайный и Полномочный Посол, Президент  Международного Центра Рерихов Воронцов Ю.М. и Генеральный директор Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха, академик РАЕН Шапошникова Л.В. обратились с письмом в адрес Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко с просьбой разъяснить существующую ситуацию.

Администрацией Президента РБ за подписью начальника Главного идеологического управления Корендо И.А. навышеуказанное обращение был дан ответ (исх. №10/576-184 от 06.11.2002г.) о том, что «Экспертный совет при Комитете по делам религий и национальностей при СМ РБ экспертизы учения Живой Этики не проводил. Публикации оценок названного учения в отдельных изданиях являются личным мнением авторов, а не государственных органов».

В этом же документе Заместителем главы Администрации Президента РБ указывается: «…в республике действуют два общественных объединения: «Белорусское отделение Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» и «Белорусский фонд Рерихов». Указанные объединения во время регистрации проходили религиоведческую экспертизу и по ее результатам характер их деятельности признан Экспертным Советом при Комитете по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь культурно-просветительским». [3]

Авторам размещенных на сайте «Православный Зембин» своих частных мнений, как и самим авторам сайта, также не нужно в погоне за ведьмами забывать о правах человека на внутреннюю свободу духовного развития, и не выходить за пределы законодательства государств, на территории которых эти мнения искусственно поддерживаются.

Так, статьей 31 Конституции Республики Беларусь [4] установлено: «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом».

Четкие рамки сферы влияния на человеческую личность также провозглашает Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и Международная декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 года.

Таким образом, статья А. Оконишникова, нашедшая свое пристанище на белорусском региональном православном сайте, фактически действует в противовес официальной позиции высших органов власти Белорусского государства, четко высказанной в соответствии с действующим законодательством страны.

Вот и выходит, что «Честное слово», совсем не отвечающее ни своему названию, ни содержанию, так и останется в кавычках, а скорее даже за чертой происходящих прогрессивных изменений сознания человечества под Знаменем Мира, Знаменем Культуры!


Ян Сомов

__________________________________
[1] Оконишников А. От картин Рериха до сатанизма // газета «Честное слово», 27.04.2011, Новосибирск.
[2] Материалы проведенной выставки в Штаб-квартире ЮНЕСКО // сайт Международного Центра Рерихов. –URL: http://www.icr.su/rus/news/icr/unesco_030412.php
[3] Письмо помощника Президента Республики Беларусь И.А. Корендо Президенту МЦР Ю.М. Воронцову // Сборник «Защитим имя и наследие Рерихов» том 3, с.802. –URL: http://www.icr.su/rus/protection/sbt3/index.php?sphrase_id=4885
[4] Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004)