Страх как способ выживания, или «духовная брань» апологета В.Питанова
Защита Имени и Наследия Рерихов

10.08.2013

О сборнике О.Подобед «Символ Знамени Мира в культурном наследии Беларуси и мира»

В мае 2013 года на прилавках книжных магазинов белорусской столицы появился напечатанный в частном издательстве сборник Ольги Подобед «Символ Знамени Мира в культурном наследии Беларуси и мира» (Минск: Издатель Д.Колас, 2013).

За последние годы это один из немногих вышедших в Беларуси в широкий оборот сборников по очень важной и актуальной в наши дни теме — охранения культурного достояния страны под Знаменем Мира.

Уже на первый взгляд видна скрупулёзность, с которой автор подошла к поиску знака Триединства в истории и культуре Беларуси. Это не оговорка. Именно знака Триединства, а не Знамени Мира. Поясним.

В сборнике мы видим древнейший иероглифический знак Триединства – три соединенных друг с другом окружности или круга, которые были известны человечеству как минимум шесть тысячелетий. Эти изображения появлялись на планете на больших пространствах и отрезках времени, вне границ какой-либо нации или религии.

«Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские "Три Сокровища" говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден -Джапо. Он же и на тамге Тамерлана. Он же был и на гербе папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же — на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на буддийских знаменах…» [1].

В разных культурах народов можно найти различные толкования этого знака. «Одни говорят, – писал Николай КонстантиновичРерих, – что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру» [2]. «Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан лишь на одном фольклоре» [3].

Постепенно под ударами технократической цивилизации глубокое значение этого символа ушло, а вместе с ним ушло осознание человеком своего неотъемлемого пути эволюции от плотной земной в высшую форму духоматерии. Символ же остался у всех на виду в качестве музейных археологических артефактов, продолжал использоваться как внешний атрибут в элементах архитектуры, творениях национальных мастеров, в иконописи.

Н.К.Рерих видел в произошедшем упадке культуры, неимоверно обострившемся в ХХ веке, угрозу самоуничтожения всего человечества.

По глубокому убеждению Н.К.Рериха, уберечь культурное наследие от катастрофы и войн способно объединение и сохранение лучших побуждений и творений рук человеческих под принадлежащим всем культурам мира древнейшим знаком, который нужно было облечь в новую художественную форму, отвечающую современным угрозам цивилизации.

Поэтому в качестве мощного эволюционного импульса, в результате синтеза обширных научных знаний о человеке и Вселенной он предложил символ новой ступени эволюции... Мы видим его на картинах «Pax Cultura» (1931), «Зарево» (1931), «Знамя Мира» (1931), «Знак Троицы» (1932), «Мадонна Орифламма» (1932), «София — Премудрость Божия» (1932), «Святой Сергий Радонежский» (1932), «Мадонна Защитница» (1933), «Белый камень» («Знак Чинтамани, или Конь Счастья», 1933), «Приказ Ригдена» 1933), «Чинтамани (1935-1936)» [4].

На этих полотнах великий художник и мыслитель изобразил совершенно новый, не известный древней цивилизации знак – Знак Знамя Мира. Н.К.Рерих соединил в нем несколько древних символов: уже известный нам знак Триединства в окружности, которая символизирует вечность, мироздание, совершенство. Оба этих элементов амарантового цвета, расположены на лилейно-белом фоне, что также наполняет изображение глубоким символизмом, присущим этим цветам.

Каждый из названных символов по отдельности встречается на памятниках культуры различных исторических эпох и в разных регионах Земли в разнообразных графических и колористических сочетаниях, но в той форме, в которой он зарегистрирован, Знак является уникальным. Если говорить о юридической стороне, то подтверждением этому также служат архивные документы, составленные Николаем Константиновичем в 1931 году для Бюро патентов США: «Прошение и доверенность», «Присяга» и «Спецификация», в которой он указал: «Я заявляю, что орнаментальный рисунок изображенного флага или знамени является моим изобретением».

15 апреля 1935 года в Вашингтоне главами стран был подписан первый в истории международный «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», известный как Пакт Рериха. Он назван так по имени его автора – Н.К. Рериха. Договор стал фундаментом современной международной правовой системы защиты ценностей культуры от варварского посягательства.

Этим документом Знамя Мира наделено международным правовым статусом особого отличительного флага для обозначения исторических памятников, музеев, научных, художественных, образовательных и культурных учреждений [5].

Позже многие положения Пакта Рериха были взяты за основу при принятии ЮНЕСКО Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года. В последующем подписаны и ратифицированы дополняющие протоколы к ней: «Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» 1970 года, «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» 1972 года, «Конвенция об охране нематериального культурного наследия» 2003 года, «Конвенция о защите и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения» 2005 года.

В соответствии с прямыми распоряжениями Святослава Николаевича Рериха, авторское право на Знак Знамя Мира перешло созданному по его инициативе Международному Центру Рерихов (МЦР). В связи с участившимися в странах СНГ случаями профанации использования Знака и осуществления сомнительными организациями под его прикрытием деятельности не совместимой с высокими идеалами культуры, МЦР осуществил государственную регистрацию охранных прав на Знак. В 2005 году Знамя Мира взято под охрану государства в Республике Беларусь, Украине и в странах Евросоюза.

Как мы видим, история создания Н.К.Рерихом в начале ХХ века Знака Знамя Мира позволяет обоснованно говорить либо о знаке Триединства, либо об элементах Знамени Мира в зодчестве и художественных произведениях мастеров древности. Такой же точки зрения придерживаются современные ученые филологи, историки, археологи из разных стран. Многие из них принимали участие в международных научных конференциях, которые ежегодно проводятся в Международном Центре Рерихов по вопросам охраны культуры и межгосударственного сотрудничества под Знаменем Мира.

Несмотря на это, в главе сборника О. Подобед «Символ единый и объединяющий» читаем: «Знак Знамени Мира в виде трех сфер, заключенных в окружность, очень древний и распространен по всему миру». Хотелось бы надеяться, что сделано это несознательно, идопущена ошибка. Однако если сборник О.Подобед носит научно-популярный характер, то в его тексте не должно быть таких явных оговорок.

В главе «Кратко о дальнейшей истории Знамени Мира» в сборнике описаны знаменательные события международного движения под Знаменем Мира. Приходится с недоумением констатировать, что автор, хотя и использует издания Международного Центра Рерихов (Письма Елены Ивановны Рерих и другие источники), а также принадлежащие МЦР архивные материалы, но умалчивает о значительном вкладе этой организации в продвижении Пакта Рериха и Знамени Мира.

Так, например, Международный общественный научно-просветительский космический проект «Знамя Мира», о котором говорится в сборнике, был учрежден и более десяти лет осуществлялся Международным Центром Рерихом совместно с Федерацией космонавтики России, Международной Лигой защиты Культуры, Евразийским физическим обществом, Российской ассоциацией членов Международной академии астронавтики и Международной ассоциацией Фондов Мира.

Всего с 1997 года в рамках этого проекта в космосе проработали 38 российских и иностранных космонавтов. После его завершения и возвращения с орбиты, Знамя Мира вместе со свидетельством, удостоверяющим пройденный им по околоземной орбите путь, было торжественно передано в Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Знамя Мира стало одним из главных предметов постоянной экспозиции специально организованного выставочного зала. С 2000 года он носит название «Зал Знамени Мира».

В сборнике говорится о том, что в 1999 году Знамя Мира было вручено Президенту Республики Казахстан Н.А.Назарбаеву академиком С.П.Капицей, космонавтом А.А.Леоновым (а также Т.А. Мусабаевым – прим.авт.), однако автор почему-то не указала, что это торжественное мероприятие было проведено при участии МЦР в рамках вышеназванного Международного проекта.

В 2000 году Знамя Мира было поднято на Южном полюсе; вручено Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану – сказано в сборнике. И ни слова о том, что эти культурные акции в числе многих других были проведены в рамках проекта «Перспективный мир – дорога нового тысячелетия», одним из организаторов которого являлся МЦР.

Написано о том, что в октябре 2004 года Знамя Мира было подарено спикеру индийского Парламента г-ну Шри Сомнатх Чаттерджи. Но почему-то автор обошла стороной тот факт, что Знамя Мира, побывавшее на борту орбитальной космической станции «Мир», было вручено Президентом Международного Центра Рерихов Ю.М.Воронцовым в рамках проводимого в Российском Центре науки и культуры в Нью-Дели мероприятия по случаю 100-летнего юбилея С.Н.Рериха.

Сборник информирует читателя о том, что 17 февраля 2012 года под Знаменем Мира в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны прошла Международная научно-практическая конференция «Культурное наследие: философские, исторические и юридические аспекты». И здесь автор как-бы невзначай упустила то, что одним из организаторов и активных участников конференции выступило отделение Международного Центра Рерихов в Республике Беларусь.

Вызывает недоумение, почему автор сборника умалчивает о многолетней культурно-просветительской работе Международного Центра Рерихов, которая дала импульс активному изучению и популяризации рериховского наследия, как на постсоветском пространстве, так и во многих странах за его пределами.

Мы понимаем, что Ольга Подобед, как один из участников форума «Солнечный ветер», хорошо осведомлена о настойчивых попытках отдельных представителей рериховского движения принизить столь значительную работу МЦР, и поэтому полагаем, что автор не случайно однобоко переработала материал для своего сборника.

Не понятно также, почему печатное издание рассчитанное, судя по названию «Символ Знамени Мира в культурном наследии Беларуси…», прежде всего на белорусского читателя, ничего не говорит о многолетней плодотворной культурной работе под Знаменем Мира в нашей стране. Почему в сборник не вошли знаменательные культурные события, которые можно считать главными вехами становления в нашей стране рериховского движения под Знаменем Мира? Неужели потому, что подавляющее их большинство проводилось под эгидой МЦР?

Например, нашим читателям было бы не безынтересно узнать, что 26 апреля 2005 года в Доме Дружбы с зарубежными странами состоялся круглый стол, посвященный 70-летию Пакта Рериха. Организаторами выступили Белорусское отделение МЦР, Общество «Беларусь-Индия», Посольство Республики Индия в Республике Беларусь. В работе форума приняли участие так же представители Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Министерства иностранных дел РБ.

В ноябре 2005 года в фойе Овального зала Дома Правительства открылась выставка «70 лет Пакту Рериха», организованная Белорусским отделением МЦР. На ней были представлены копии фотодокументов и материалов из фондов МЦР об истории создания и продвижения Пакта Рериха и Знамени Мира. Знаменательно то, что именно эта выставка проводилась ранее в Государственной Думе Российской Федерации.

17 сентября 2010 года в Минске в Доме Дружбы на самом высоком уровне прошла Международная научно-общественная конференция «Великое культурное наследие Индии и Беларусь. К 75-летию Пакта Рериха». Организаторами конференции стали: Белорусское отделение МЦР, Исторический факультет БГУ, Управление Азии и Африки МИД Республики Беларусь, Посольство Республики Индия в Республике Беларусь, Институт Философии НАН Республики Беларусь, Белорусское общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами. На конференции работала выставка, посвященная идеям и истории Знамени Мира и Пакта Рериха. Это событие является поистине историческим в белорусской науке, поскольку это была первая индологическая конференция в нашей стране, и сыграла значительную позитивную роль по сближению культур двух государств – Беларуси и Индии.

22 марта 2012 года в Минске на историческом факультете Белорусского государственного университета состоялась Международная научно-практическая конференция «Культурное наследие Индии и Беларусь. К 110-летию со дня рождения Ю.Н. Рериха». В зале находилось Знамя Мира. Одним из организаторов международной конференции выступил Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха.

Ольга Подобед провела презентацию сборника на одном из интернет-форумов по рериховской тематике, где является постоянным участником и прекрасно владеет информацией о действующих в Белоруссии рериховских общественных объединениях осуществляющих свою многолетнюю деятельность по популяризации идей Знамени Мира и Пакта Рериха.

Вполне очевидно, что такая избирательность ставит сборник в один ряд скорее с публицистическими изданиями, чем научными. А самое главное, такой подход к изложению фактов вводит читателей Белоруссии в заблуждение, которые так и не узнали из сборника о той огромной работе по продвижению Пакта Рериха и Знамени Мира, которая поступательно и неуклонно проводится Международным Центром Рерихов.

Это и ежегодные Международные научные конференции, в том числе по темам эволюционно-космического значения Культуры и Знамени Мира.

Это и широкая международная выставочная деятельность на самом высоком межгосударственном уровне на постоянной основе. Выставками охвачены все страны постсоветского пространства и многие страны мира.

Только недавно стартовала глобальная выставочная программа 2012-2015 «Пакт Рериха. История и современность», организованная Международным Центром Рерихов совместно с Комитетом по сохранению наследия Рерихов и Постоянным представительством Российской Федерации при отделении ООН и других международных организаций в Женеве, при поддержке Министерства иностранных дел РФ. Выставочный проект был открыт во Дворце Наций Отделения ООН. Он уже прошел в городах Аргентины и Уругвая, и продолжает свой путь по странам Латинской Америки.

Этот беспрецедентный и грандиозный по своим масштабам Международный выставочный проект рассчитан на 4 года и будет проходить во многих странах, соединяя континенты и культуры народов мира [6].

В 1995 году Знамя Мира было предоставлено Международным Центром Рерихов Государственной Думе РФ, где было размещено на протяжении 10 лет как напоминание о приоритете культуры и идей гуманизма в государственной политике и общественном строительстве. Это же Знамя украшало Президиум торжественного вечера, посвященного столетию С.Н. Рериха в Колонном зале Дома Союзов в Москве, на котором присутствовали первые лица Госдумы, ООН, дипломатического корпуса, Российской академии художеств, Международного Центра Рерихов и Музея имени Н.К.Рериха.

9 октября 1998 года впервые на постсоветском пространстве Знамя Мира было поднято Людмилой Васильевной Шапошниковой над Международным Центром-Музеем имени Н.К. Рериха и с тех пор развивается на флагштоке днем и ночью.

Знамя Мира поднято перед зданием Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке в ряду государственных флагов других стран и организаций, представляя МЦР в качестве ассоциированного члена Ассоциации неправительственных организаций ООН.

Любые искусственные попытки рассматривать современные аспекты защиты Культуры и участия в ней организаций рериховского движения под Знаменем Мира без учета огромной работы Международного Центра Рерихов будут давать неполное и даже искаженное представление.

За последние годы Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха стал крупнейшим культурным и научным центром международного значения. Здесь действует научный исследовательский центр по изучению творческого и философского наследия Рерихов. Ежегодно проводятся международные научные конференции с участием видных ученых и общественных деятелей, посвященные важным вопросам культуры и науки, лекции и семинары с участием ведущих представителей науки и специалистов в области философии, истории, культуры и педагогики.

Организуются выставки современных художников-космистов, концерты классической музыки, конкурсы детского рисунка, фестивали этнической культуры, выставки народных промыслов и творческие вечера. Вместе с тем Музей активно сотрудничает со многими культурными государственными и общественными организациями, в том числе международными.

И, конечно же, в музее широко представлены полотна Николая и Святослава Рерихов, которые составляют основу передвижных выставок, проходящих не только в самых удаленных уголках России, но и по ближнему и дальнему зарубежью. Это дает возможность прикоснуться к художественным творениям Рерихов миллионам людей.

Здесь с 2004 года действует Объединенный Научный Центр проблем космического мышления, в котором работают ученые, представители Российской академии наук, Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Российской академии образования, Российской академии естественных наук. Научный центр ставит своей целью ввести Живую Этику – философию космической реальности в научный оборот, использовать содержащиеся в ней знания о космологии и эволюционном развитии во Вселенной.

Публикаторский отдел Центра-Музея издает архивные материалы, малоизвестные работы Рерихов, труды исследователей их творчества. За время существования отдела было выпущено около 200 наименований книг и изобразительной продукции: от скромных недорогих брошюр в мягкой обложке, рассчитанных на массового читателя, до коллекционных альбомов, с успехом представленных на международных книжных ярмарках.

Международный Центр Рерихов учредил и самостоятельно издает общественно-научный и художественный журнал «Культура и время», шеф-редактором которого является Л.В. Шапошникова – генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, академик Российской академии естественных наук, Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Каждый номер этого красочного альманаха становится своеобразным открытием для читателей, раскрывая перед ним все новые неизведанные страницы русской и мировой культуры, творчества выдающихся мыслителей, многогранного и богатого наследия Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, их талантливых сыновей – Юрия Николаевича и Святослава Николаевича.

Мы надеемся, что автор сборника Ольга Подобед, когда решит повторно издать сборник по столь важной теме, примет к сведению все то, что здесь написано, и исправит все недостатки. Если бы автор сотрудничал с Международным Центром Рерихов, то ее сборник подарил бы читателям много новой и достоверной информации, архивных материалов, с помощью которой белорусские читатели познакомились бы с историей Пакта Рериха и Знамени Мира без купюр в истинном свете.


Я.С. Сомов, юрист,
представитель рериховского движения г. Борисова,
Республика Беларусь

_________________________
1. Рерих Н.К.  Знамя Мира//Знамя Мира:Сб.  —2-е изд., доп. и перераб. —М:. Междунар. Центр Рерихов, 2005. С. 276.
2. Там же.С.276.
3. Там же. С.277.
4. Молчанова К.А. Знамя Мира в творчестве и личности Н.К.Рериха // Защитим культуру. Материалы международной общественно-научной конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха. – М.: МЦР, 1995.С.91.
5. Статья III Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников.
6. Сайт МЦР, раздел «Новости»: http://www.icr.su/rus/news/icr/