Сайт Рерихи и Беларусь на Facebook Наш сайт на youtube
РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Защита Имени и Наследия Рерихов

03.06.2014

Опасная болезнь – фанатизм 
Отклик на публикацию информационного агентства «Взгляд-инфо» (Саратов)
по поводу выставки «Пакт Рериха. История и современность»

 В последнее время внимание к фанатизму – национальному, религиозному, политическому, идейному и пр., возросло, поскольку он может привести к непредсказуемым последствиям и его результатом являются агрессии, убийства и нескончаемые войны. Особенно опасно, когда фанатизм, основанный на нетерпимости, проявляется в журналистской среде. Современный человек искренне верит, что средства массовой информации (СМИ) отражают правду, что их оценка истинна, не смотря на разоблачения ряда СМИ и некоторых недобросовестных представителей журналистского сообщества. Не случайно СМИ называют «четвёртой властью». Однако, подпадая под иллюзию собственной исключительности и правоты, забывая об ответственности, обуянные фанатизмом, некоторые журналисты способны к разжиганию ненависти, нетерпимости, распространению клеветы. Ежедневно мы сталкиваемся с многочисленными тому примерами.

В конце мая информационное агентство Саратова «Взгляд-инфо» опубликовало комментарии в отношении проходящей в городской Думе международной выставки «Пакт Рериха. История и современность» в уничижительном ключе с элементами фанатизма. Как это всегда бывает, фанатизм суеверен, догматичен, агрессивен в своем стремлении навязать свою позицию окружающим. Так и автор сообщения, выступая мерилом истины, без каких-либо разъяснительных комментариев навешивает ярлыки на то, в чем абсолютно не компетентен. В год Культуры, объявленный Президентом РФ, он открыто нападает на Знамя Мира, Знамя Культуры, которое позиционирует как «символику "антихристианской секты"». Безусловно, фанатизм всегда базируется на незнании и невежестве, но это не избавляет от ответственности, которую несут журналисты.

Между тем, Знамя Мира разработано Николаем Константиновичем Рерихом как символ Пакта Рериха – «Международного договора по охране Художественных и Научных Учреждений, Миссий и Коллекций», который был подписан представителями 21 государства в 1935 году в США в Белом Доме. Таким образом, Пакт Рериха – это первый юридический документ, который в канун Второй мировой войны поставил под защиту культурные ценности и самого человека. Для идентификации объектов охраны Николаем Константиновичем был предложен отличительный знак – Знамя Мира, который был назван Н.К. Рерихом Красным Крестом Культуры: «Если Красный Крест печется о телесно раненых и больных, то наш Пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье» [1]. Идею Н.К. Рериха о Пакте и Знамени Мира поддержали деятели науки и культуры, известные политики, общественные организации [2].

Знак Знамени Мира, знак триединства (амарантовая окружность на белом фоне с тремя амарантовыми кругами в середине) – древнейший символ человечества, прошедший через тысячелетия. Его изображения встречаются в разных странах, религиях, народностях – в гончарных орнаментах неолита, на изделиях фараонов Древнего Египта, на скалах Монголии, на щитах крестоносцев, на гербах тамплиеров, на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо, на Тамге Тамерлана, на иконе Святого Николая, на старинном изображении Преподобного Сергия Радонежского, на изображениях Святой Троицы и т.д. [3] Таким образом, никогда в истории символ Знамени Мира – знак триединства – не обозначал принадлежность к какой-либо нации или религии. «Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, – писал Николай Константинович, – там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. <…> Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирности и всенародности достижений человеческого гения» [4].

Движение за Пакт Рериха возобновилось по окончании Второй мировой войны, и в 1954 году в Гааге на основе Пакта Рериха была принята международная «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Конвенцию подписали представители 56 государств, в том числе, и Советского Союза. «Не умерло Знамя Мира. Оно лишь свернулось, пока зверствует война. – Писал Н.К. Рерих. – Но придет час, когда люди вновь сознательно обратятся к заботе об охране культурных ценностей <…> Народы вспомнят о трудах бывших и восполнят их прочными достижениями. Идет жизнь! Развернется Знамя Мира!»

Сбылись чаяния Николая Константиновича и сегодня Знамя Мира широко известно как символ защиты Культуры. В 1990 году Знамя Мира находилось на борту орбитального пилотируемого комплекса «Мир» и было вынесено в открытый Космос, совершив 144 витка вокруг Земли. В 1997 году началось осуществление Международного научно-просветительского космического проекта «Знамя Мира». Доставленное на борт орбитальной станции «Мир» Знамя Мира находилось в Космосе в течение года, с ним работали многие международные экипажи.

Со Знаменем Мира альпинисты покоряют высочайшие вершины планеты: Алтай (Белуха, пик Рериха, пик Урусвати, пик Святослава Рериха), Средняя Азия (Хан-Тенгри), Гималаи (Эверест) и др.

Благодаря российским спортсменам и путешественникам Знамя Мира было развернуто на Северном и Южном полюсах Земли.

Под Знаменем Мира, Знаменем Культуры проходят крупнейшие международные научные конференции и культурные проекты. Один из них – международная выставочная программа «Пакт Рериха. История и современность», организатором которой выступили Международный Центр Рерихов и Комитет по сохранению наследия Рерихов, и вызвал недовольство саратовского информационного агентства «Взгляд-инфо». Между тем, такой «взгляд» не разделяют многие страны, где с успехом прошла выставка, посвященная Пакту Рериха. Ее тепло принимали во Дворце Наций Отделения ООН в Женеве, где выставка проходила при поддержке Постоянного представительства РФ при Отделении ООН, а также Министерства иностранных дел РФ. Выставка экспонировалась в Аргентине, Чили, Уругвае, в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже и др. И нигде не звучали оскорбительные выпады в адрес Пакта Рериха и Знамени Мира, которые несут идею защиты Культуры и ее мирового эволюционного значения.

В наши дни Знамя Мира, среди других знамен стран и организаций, поднято перед зданием ООН в Нью-Йорке.

Таким образом, история Пакта Рериха и Знамени Мира, их культурное содержание и высокие цели, позволяет заключить, что такого рода комментарии, которые позволил себе автор публикации о международном выставочном проекте «Пакт Рериха. История и современность», безосновательны и направлены против культуры и культурного наследия.

Щедро используя ярлыки «секта», «антихристианская», «сатанинская» автор-фанат пытается влиять не только на читателей, депутатов Думы г. Саратова, но и на комитет по культуре, по-хозяйски заявляя, что они «могли и раньше обратить внимание на сомнительные символы, но этого не сделали - либо из-за элементарного незнания, либо намеренно». Все это говорит о тотальной внутренней убежденности автора публикации в своей правоте, вопреки всякому здравому смыслу. Но, кто сказал этому человеку, что его позиция – это Истина, которой должны следовать другие: и депутаты, и чиновники, и читатели. Почему он позволяет себе диктовать, что и как должны делать все вокруг него? Это ли не психология фанатизма, столь далекая от христианских принципов? Тем не менее, автор пытается позиционировать себя в качестве защитника христианства!

Однако духовные уродства фанатизма всегда были противоположны истинному христианству, которое призвано, прежде всего, оживлять и одухотворять человека. Оно приводит верующего не к страху и ненависти по отношении к тому, что непонятно и для него неприемлемо, а к пониманию, терпимости и любви.

К сожалению, история дает нам немало примеров, когда во все времена религия была и остается самым опасным и сильным источником фанатизма. Но, вера фанатиков всегда слепа и бесплодна, если не считать плодами те страшные беды, которые она за собой влечет. Ведь фанатик - это всегда отрицатель. Он не признает за другими права быть иными, не похожими на него. Он не приемлет иных убеждений, традиций и ценностей. Фанат всегда найдет себе врага, явного или потенциального, следуя своим абсолютистским притязаниям на исключительное обладание истиной. Для него люди – лишь средство утверждения религии. Фанату, убежденному в превосходстве своей религии, легко внушить, что она в чем-то ущемлена, поскольку его приверженность слепа, неосознанна, необдуманна, и тут начинается самое страшное – разворачиваются войны, не важно, информационные или реальные, поскольку всегда появляются человеческие жертвы.

Трудно понять, как люди способны променять свою духовную свободу и независимое мышление на рабство. В такой ситуации вспоминаются слова русского писателя и общественного деятеля Г.Д. Гребенщикова, который писал, что «считаясь христианами, мы все время сами распинаем Христа, разрывая Его ризы взаимной ненавистью, ложью, еретическим извращением фактов, неумным самохвальством и презрением ко всему тому, что выше нашего понимания. Это постоянное оплевывание ближнего, постоянное ковыряние в глазу соседа в поисках сучка и безнадежное ослепление целым лесом бревен в собственных глазах – вот что делает нас дрянью <…>

Если наш ближний вышел за ограду наших предрассудков – им же в нашей повседневной жизни несть числа, – значит, он уже крамольник. Если он поднялся в мыслях своих немного выше обывательского уровня – значит, он вольнодумец. Если он увлекся Божьим миром, изучает звезды, или древние культуры, или религии – значит, он масон. Если он почтительно отнесся к чужой вере – значит, он отступник. Если он не разделяет погромных помыслов против инаковерующих – значит, он антинационален или кому-то продался… Если он прославлялся в своих делах на весь мир, – значит, он предтеча антихриста… Если Св. Евангелие переведено на 770 языков, то выходит, что из них 769 языков передают Учение Христово ложно, и только наш язык толкует его правильно. Это ли не антихристианское извращение Завета Христова, который сказал: «Идите и научите все языки» [5].

Не уподобимся!

О. Калинкина, Пермь

 

______________

1. Материалы третьей международной конвенции Пакта и Знамени Мира Рериха в Вашингтоне. 17-18 ноября 1933 года // Знамя Мира. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. С. 110.

2. Письма в поддержку Пакта Рериха и Знамени Мира // Знамя Мира. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. С. 36-69.

3. См.: Баркова А.Л. Символика Знамени Мира Рериха // [Электронный ресурс]: // Режим доступа: http://mith.ru/alb/roerich/znak.html ; Маточкин Е.П. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха // Новая Эпоха. 1997. №4 (15) // [Электронный ресурс]: // Режим доступа:http://www.newepoch.ru/journals/15/matochkin_sign.html; Монасыпова Н.Р. Знак триединства в культуре народов Средней Азии // 75 лет Пакту Рериха: материалы Междунар. общест.-научн. конф. 2010. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011. С. 363-377; и др.

4. Знамя Мира // Знамя Мира. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. С. 277.

5. Гребенщиков Г.Д. Протестую! // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001. С. 491-492.