РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Защита Имени и Наследия Рерихов


18.05.2016
(С сайта Международного Совета Рериховских организаций им. С.Н. Рериха)


Председателю ЦК КПРФ, депутату и
главе фракции КПРФ в Государственной Думе
Г.А. Зюганову

 




Обращение по вопросу неправомерных действий
должностных лиц Министерства культуры

Уважаемый Геннадий Андреевич!

Обращение к Вам продиктовано чрезвычайной ситуацией, грозящей уничтожением поистине народного Центра-Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР), расположенного в зданиях усадьбы Лопухиных в самом центре г. Москвы.

В 1989 году руководство СССР дало гарантии С.Н. Рериху выделить усадьбу, находящуюся в то время в крайне плачевном состоянии, под размещение экспозиции и сохранить общественный статус музея в ответ на безвозмездную передачу Святославом Николаевичем картин Рерихов и семейного архива, имеющие огромную ценность для российской и мировой культуры. Усадьба была восстановлена усилиями многих тысяч граждан практически из каждой бывшей республики СССР. В лице общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха современная Россия имеет еще один ярчайший пример объединения многонациональных народов всех братских стран во имя возрождения Культуры.

В 2007 году за заслуги в деле сохранения, реставрации и популяризации усадьбы Лопухиных генеральному директору Музея Л.В. Шапошниковой была присуждена Национальная Премия «Культурное наследие» в номинации «Реставратор», а в 2010 году коллектив МЦР был удостоен премии Всеевропейской федерации по сохранению культурного наследия «EUROPA NOSTRA».

Общественный музей, которым должна гордиться Россия, находится в ожидании рейдерского захвата со стороны Министерства культуры Российской Федерации.

С этой целью культурно-просветительская и музейная деятельность Центра-Музея намеренно парализуется, его руководство умышленно дискредитируется в глазах общественности, искусственно создаются условия к экономической несостоятельности МЦР для начала процедуры ликвидации.

Все больший резонанс получает освещаемое в средствах массовой информации массированное административное давление со стороны должностных лиц названного ведомства на Международный Центр Рерихов.

Только за первый квартал текущего года МЦР был подвергнут проверкам различных государственных органов 6 раз. Инициировались доследственные проверки, возбуждались фиктивные уголовные дела.

Такое количество проверок, которое пережил МЦР за последние годы, несколько раз было бы признано недопустимым для любой коммерческой структуры, но почему-то не для созданной С.Н. Рерихом международной общественной организации, известной в России и во всем мире своей широкой культурно-просветительской деятельностью.

Поскольку все без исключения проверки и уголовные дела не дают ожидаемого для Министерства культуры положительного результата, они снова и снова инициируются по надуманным поводам, в большинстве своем первым заместителем министра культуры Аристарховым В.В.

5 мая 2016 года Министерством юстиции по ходатайству названного должностного лица начата проверка соблюдения МЦР законодательства об экстремизме(?!). Эта новость вызвала недоумение не только у руководства Центра-Музея, но и видных ученых, деятелей искусств, политиков, в том числе таких международных организаций, как ЮНЕСКО и ООН, всех, кто более двух десятилетий тесно сотрудничает с МЦР.

Из официальных документов Министерства культуры стала очевидна цель этих проверок - всеми способами, в т.ч. путем ликвидации общественного объединения, выселить общественный Музей имени Н.К. Рериха из усадьбы Лопухиных и разместить на его месте музей государственный [1].

Уже сейчас предстоящая проверка Минюста предваряется явными угрозами в адрес руководства Международного Центра Рерихов. Так, 12 мая 2016 года без правовых оснований в МЦР была направлена возглавляемая Т.Мкртычевым комиссия ФГБУК «Государственный музей искусства народов Востока» (ГМВ) для принудительного незаконного выселения МИР и его Музея имени Н.К. Рериха из занимаемых по действующему договору аренды зданий. Недавно Аристархов В.В. обратился в Правительство г. Москвы с требованием расторгнуть договор аренды с МЦР. Неоднократные подобные попытки рейдерского захвата предпринимались в отношении Музея и ранее.

Следует отметить, что статья 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», нарушения которого якобы усмотрел Аристархов В.В. в деятельности МЦР, в свою очередь относит к экстремизму воспрепятствование законной деятельности общественных объединений, соединенное с насилием либо угрозой его применения.

Использование Аристарховым В.В. своих должностных полномочий для административного влияния на решение Министерства юстиции о проверке МЦР на предмет экстремизма, требует самого пристального разбирательства.

Во-первых, для внеплановой проверки со столь серьезными целями у ее инициаторов нет никаких объективных поводов. Она назначена для «выявления наличия (отсутствия) в деятельности Организации признаков экстремизма». То есть внеплановая проверка назначена не в связи с конкретными и предварительно подтвержденными сведениями о каких-либо имеющихся нарушениях законодательства об экстремизме, а в порядке, установленном для плановой проверки. Однако такая проверка МЦР Министерством юстиции не планировалась.

Во-вторых, Министерство культуры не наделено правами контроля и надзора за деятельностью общественных организаций, а только лишь за деятельностью негосударственных музеев в установленной сфере деятельности этого министерства[2]. Поэтому Минкульт не может инициировать подобные проверки в отношении МЦР.

Таким образом, имеет место незаконное вмешательство Министерства культуры в деятельность Международного Центра Рерихов; явно ограничиваются права и свободы этого общественного объединения, чем грубо нарушается законодательство Российской Федерации[3].

Обращения руководства МЦР во всевозможные государственные органы о защите от беспрецедентного произвола чиновников упорно оставляются без ответа и должного реагирования.

Уважаемый Геннадий Андреевич!

Мы просим Вас встать на защиту от недобросовестных государственных чиновников общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха - ярчайшего проявления новой формации культурного строительства, идущего от народа и для Общего блага.

Нэлла Павловна Германова,
историк, г. Минск, Беларусь

Ян Станиславович Сомов,
юрист, Беларусь

______________________

1. См. письмо Министерства культуры руководству МЦР за № 2061-05-05 от 08.07.2015 о передаче государству имущества семьи Рерихов, завещанного Советскому Фонду Рерихов; «Основные положения концепции создания музея Рерихов»; справку к заседанию коллегии Министерства культуры от 16.02.2016 по вопросу «О проекте концепции Музея семьи Рерихов».

2. Пункт 5.4.10.11. Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 №590.

3. См. статью 17 Закона РФ «Об общественных объединениях», пункт 7 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации; Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.