rosserial

РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Защита Имени и Наследия Рерихов


29.04.2017

Министерство юстиции Российской Федерации

Министру Коновалову А.В.


 

 

Уважаемый Александр Владимирович!

28 апреля 2017 года в 21.30 деятельность Международной общественной организации «Международного Центра Рерихов» (МЦР) и его общественного Музея имени Н.К. Рериха, находящихся в усадьбе Лопухиных в г. Москве, Малый Знаменский пер., д. 3/5, была блокирована генеральным директором Государственного музея Востока (ГМВ) А.Седовым, юрисконсультом ГМВ Ю.Избачковым и другими государственными служащими ГМВ.

Это было сделано по указанию руководства Министерства культуры при поддержке личного состава специально нанятого ЧОП. Они вывели сотрудников МЦР и Музея из зданий усадьбы Лопухиных, закрыли на замок все входы в здания и ворота на территорию усадьбы.

В соответствии с утвержденным и согласованным распорядком работы, общественная организация и ее Музей имени Н.К. Рериха должны работать ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 19:00.

По распоряжению руководства Министерства культуры доступ на территорию, в здания усадьбы Лопухиных, в помещения МЦР и его Музея и их работа до настоящего времени полностью блокируются. Это есть следствие оказания политического и социального давления на МЦР в свете имеющихся у Министерства культуры намерений присвоить культурное наследие семьи Рерихов, право собственности на которое передано МЦР в 1990 году гражданином Индии Святославом Рерихом, и которое никем до сих пор не оспорено.

Налицо очень тяжелое нарушение норм международного и национального права в области культурных прав:

-  нарушено право на участие МЦР, его Музея и граждан в культурной жизни общества (статья 27 Всеобщей декларации прав человека);

- нарушено индивидуальное и коллективное право членов коллектива МЦР и его Музея имени Н.К. Рериха на доступ к принадлежащему им культурному наследию и пользованию им (Доклад Специального докладчика в области культурных прав A/HRC/17/38, параграф 78);

- МЦР и его сотрудники лишены возможности творческой деятельности (Декларация 1966 г. принципов международного культурного сотрудничества, ст. 7, п. 1; Рекомендация 1972 г. об охране культурного и природного наследия в национальном плане, преамбула);

- коллектив МЦР насильственно устранен от реального участия в процессах принятия решений по вопросам принадлежащего ему на праве собственности культурного наследия (Рекомендация ЮНЕСКО об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь (1976 года), пункт 1 а); Доклад Независимого эксперта в области культурных прав на Семнадцатой сессии Совета по правам человека от 21 марта 2011 года (A /HRC/17/38), пункт 58.).

Министерство культуры, которое обязано «устранять любые барьеры или препятствия, которые затрудняют или ограничивают доступ человека к его собственной культуре или к другим культурам без дискриминации и без учета границ любого рода» (Замечание общего порядка № 21 (2009 год), пункт 55 d)), само нарушило эту свою международно-правовую обязанность.

Согласно Федеральному Закону «Об общественных объединениях», приостановление деятельности общественных объединений возможно исключительно решением федерального органа государственной регистрации или его соответствующего территориального органа либо Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором по вынесенному представлению о нарушениях общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям (статья 42).

Вся информация о деятельности МЦР и результатах ее многочисленных, инициированных Министерством культуры РФ, проверок (в 2015 году – 5, а в 2016 году – 17) со стороны почти всех контролирующих органов страны носит публичный характер. Из актов проверок видно, что ни одной проверкой вышеназванные нарушения не выявлены.

Решений, в том числе Министерства юстиции, а также актов прокурорского надзора о приостановлении деятельности МЦР не было.

Таким образом, в действиях должностных лиц Министерства культуры РФ в отношении МЦР усматриваются грубые нарушения международного и национального законодательства в области культурных прав, а также в части вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений (статья 17 Федерального Закона «Об общественных объединениях»).

В соответствии с пунктами 3, 6 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, на министерство возлагается основная задача по участию в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан, а также осуществление других функций, вытекающих из его компетенции.

Прошу:

  1. Использовать все имеющиеся в Вашем распоряжении полномочия для дачи правовой оценки и принятия мер реагирования по описанным в настоящем обращении фактам нарушений.
  2. Способствовать скорейшему разблокированию Международного Центра Рерихов и его Музея имени Н.К. Рериха и восстановлению их уставной деятельности.
  3. Ответ о принятых мерах по обращению прошу направить на электронный адрес.

С искренним уважением и надеждой на помощь в деле защиты общественной формы культуры,


Ян Станиславович Сомов,
юрист, Беларусь