Сайт Рерихи и Беларусь на Facebook Наш сайт на youtube
РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Гуманная Педагогика

29.11.2013

В сотрудничестве с семьей

Прошли тысячелетия. Время стерло из памяти человечества целые народы и цивилизации, но по-прежнему тревожно звучат пророческие слова предупреждения о надвигающейся на общество нравственной катастрофе. В октябре 2004 года, выступая в Воронеже на конференции «Православие и духовное здоровье нации», патриарх Алексий II констатировал: безудержное падение нравственности, стремительный рост преступности, терроризма, религиозного и политического экстремизма, алкоголизма и наркомании, разрушают душу и тело, саму личность человека и в конечном итоге угрожают самоуничтожением нации. Именно поэтому в наше время как никогда актуальна проблема возрождения духовных ценностей, на которых зиждется воспитание подрастающего поколения.

Человек отличается от других живых существ тем, что нуждается в продолжительном периоде детства и юности. Детство – это Дар Природы человечеству для того, чтобы оно впитало в себя культуру и духовный опыт всех предыдущих поколений и смогло познавать саму природу на нравственных основах. Рядом с ребенком всегда находятся учителя – это мать, отец, школьный учитель. Вопрос воспитания – один из важнейших вопросов человеческого существования, поскольку имеет непосредственную связь с эволюцией человечества. Все мы мечтаем жить в прекрасном мире, в обществе, основанном на взаимопонимании и гармонии, и постепенно осознаем, что это будущее сегодня сидит за партами, а мы, взрослые, ответственны как за судьбу отдельного ребенка, так и за будущее нашего общества в целом.

Проблема взаимодействия семьи и школы – одна из древнейших. В педагогических исследованиях установлена зависимость между воспитанием школьников и уровнем педагогической культуры родителей. Конечно, семья должна воспитывать своего ребенка, а учитель – помогать родителям. Моя задача – перевернуть  педагогическое сознание родителей, повернуть их к своим детям, чтобы они понимали, что будущее их детей зависит, в первую очередь, от тех принципов воспитания, которые приняты в семье.

Отсюда вытекают основные цели воспитательной работы:

  • педагогическое просвещение и образование родителей;
  • формирование у родителей потребностей в общении со своими детьми (через походы, совместные праздники, поездки и т.д.)

В нашей школе организован клуб «Семья», в работе которого принимают участие родители как начальной, так и старшей школы. Ежемесячно проводя заседания клуба, я сталкиваюсь с тем, насколько наши родители нуждаются в информации о том, как правильно воспитывать детей, зачастую они приходят со своими вопросами, проблемами, стремятся высказаться сами о наболевшем. Вместе мы ищем ответы на вопросы, прислушиваемся к советам педагогов-классиков.

Несколько лет назад я, взяв на вооружение принципы Гуманной Педагогики Ш.А.Амонашвили, организовала воспитательный процесс в классе, где являюсь классным руководителем. Прежде всего я постаралась познакомиться и даже подружиться с семьями моих учеников. Посещая их, я стремилась понять, что за ценности царят в этих семьях, насколько сами родители владеют педагогической культурой, чем можно им помочь.

Обращает внимание тот факт, что в современном мире все живут в таком ритме, что остановиться и задуматься об ответственности, которую несут за воспитание детей, зачастую родители просто не в состоянии.

Они нуждаются в помощи педагога в воспитании детей и потому, что их никто не учил, как необходимо это делать, и потому, что проблемы, с которыми зачастую сталкиваются родители в воспитании детей в семье, требуют профессиональной помощи.

Среди родителей моих учеников нашлись настоящие энтузиасты, с которыми вместе мы стали организовывать походы, поездки, экскурсии и праздники в классе.

Организуя Новый год в классе, я постаралась сделать его именно семейным праздником. Дети веселились вместе со взрослыми: играли, танцевали, мы вместе  подготовили праздничную программу, в которой каждый ребенок показал себя с лучшей стороны. Организуя в классе праздник для мам, я дала возможность детям почувствовать себя заботливыми и внимательными: они приняли участие в создании сценария, выучили стихи и подготовили костюмы. Множество споров вызвала необходимость красиво и торжественно вручить подарки, и тут мы с девочками решили приготовить кулинарные изделия и в самый кульминационный момент, под нежную музыку И.Штрауса, торжественно внесли их.

Таким образом происходит расширение сознания родителей, они учатся видеть своего ребенка с лучшей стороны, и не только своего, но наблюдают и учатся общаться с миром подростков. Дети же, видя интерес и уважение к ним  взрослых, стремятся показать себя с самой лучшей стороны. Для некоторых родителей это становится открытием своего ребенка.

Стремясь создать дружный коллектив, организовать непринужденное общение детей и родителей на природе, мы вместе с родителями организуем походы выходного дня. Осенью, когда, природа, наряженная в царственные краски, прощается с летом, мы идем в осенний лес. Летом, заканчивая учебный год, мы радуемся наступлению каникул. Зимой, в солнечный морозный день, дети вместе с родителями весело проводят время на горке. Организуя все эти мероприятия, я стремлюсь к тому, чтобы родители и дети, проводя вместе свой досуг, учились лучше понимать друг друга.

«Чаще путешествуйте в свое детство – там вы найдете средства для своей педагогики, - любит повторять Ш.А.Амонашвили, педагог, в наше время воплощающий идеи В.А.Сухомлинского и показавший на практике, вырастив не одно поколение детей, жизненность этих идей.

Есть в нашем классе и своя маленькая киностудия, мы снимаем все интересные моменты нашей жизни на видео, а затем монтируем видеоролики. Тут дети выступают и как актеры, и как операторы, и в качестве звукооператора и режиссера.

Большую роль в ходе формирования личности играет развитие эмоциональной сферы ребенка. Эмоции возникают мгновенно, но их звучание надолго остается в душе. Первые переживания: симпатия, любовь, сочувствие впоследствии обогащаются и служат основой для возникновения более сложных чувств. Истоки высших человеческих эмоций лежат в переживаниях детства.

Посредством чувств ребенок получает изначальные представления о происходящем в окружающей действительности, в нем зарождается и развивается любовь, а это является основой духовного становления личности. Неумение видеть и чувствовать красоту мира является психологической причиной распространения жестокости и насилия.

Существенный вклад в развитие эмоциональной сферы детей вносят знакомство с произведениями искусства и творческая деятельность. Именно поэтому мы вместе с родителями организуем посещение театров г.Минска, выставок, отправляемся на экскурсии. Причем я придаю большое значение тому, чтобы родители ехали вместе со своими детьми. Многие из них открывают для себя мир театра, радуются и переживают вместе со своими детьми, благодаря чему расширяется взаимопонимание между ними.

В наши дни ребенка окружает богатый мир удовольствий, которые могут поглотить все духовные силы ребенка и он вырастает убогим и опустошенным. Многие произведения массовой культуры и не рассчитаны на  работу сознания человека, поток сигналов по телевизору приучает внимание как бы скользить по поверхности часто меняющихся раздражителей, не допуская их до сознания. А именно способность к концентрации лежит в основе умственных возможностей человека, развития его мышления и чувств.

Если у ребенка не будет способности чувствовать, то не будет и пищи для его ума, да и сам интеллект не сможет развиваться. Значит, мы должны позаботиться о том, чтобы образы, которыми будет обогащаться духовный мир ребенка, были прекрасными.

Именно поэтому мы вместе с родителями вдумчиво подходим к выбору театральных постановок, к содержанию экскурсий и выставок, которые посещаем вместе с детьми. Образы Подвига, Героизма, Благородства, Доброты должные окружать ребенка всегда.

Родители часто жалуются, что у них много работы, они заняты, и им некогда заниматься воспитанием детей. Социологи отметили, что на воспитание детей у мамы и папы остается ежедневно лишь 17 минут. Что можно дать ребенку за это время? Конечно же, немного. Поэтому необходимо стараться воспитывать ребенка не только в свое присутствие, но и в отсутствие.

«Почему в семье вырастают проблемные дети? Потому что им передается не сама наша жизнь, они не могут оценить ее, не пример наш, не поведение, а наша вера в правду, наш дух.

Самый опасный человек для детей не тот, кто дурно живет, а тот, кто считает, что и все люди дурно живут, что правды нет на земле

Нравственная судьба моего ребенка зависит от того, верю я в правду или нет. Когда мы верим в правду, мы стараемся поступать с детьми справедливо, у них развивается совестливость – и вырастают порядочные люди, на них можно положиться» [3, с.147].

Материальное благосостояние само по себе не портит ребенка, иначе бы лучшие дети вырастали в нищете, а это не так. Материальное благосостояние вообще не имеет отношения к результатам воспитания. Все очень просто: материальный достаток необходим именно потому, что он создает лучшие возможности для духовного развития. В нашей семье появился достаток? Подумаем, как соответственно увеличить духовный потенциал семьи, помня, что духовность не только в посещении музеев и театров, а в собственных стремлениях к правдивому, доброму, красивому. Больше материального - больше духовного, иначе детям придется трудно.

Часто, стремясь помочь родителям помочь решить те или иные проблемы во взаимоотношениях с ребенком, я задаю вопрос о совместно проводимом досуге. Затруднение родителей велико – мы зачастую не задумываемся об этом. И тут, на мой взгляд, не обязательно каждый выходной ездить в театр, цирк, бывать где-то еще, но необходимо использовать для совместного времяпрепровождения с ребенком любую возможность и сделать ее максимально насыщенной. Тогда память надолго сохранит это воспоминание, окрашенное самыми положительными эмоциями. Совместное эмоциональное переживание, сопереживание порождает духовную связь между родителями и детьми.

Если не делать этого в младшем школьном возрасте, у ребенка потом не возникнет желания где-то побывать с родителями, не будет глубокой эмоциональной связи, и не обижайтесь тогда, что дети вас не слышат, не понимают, не воспринимают ваши наставления. В воспитании как нигде важны сроки, если их упустить, ничего вернуть нельзя.

В основе воспитания Красотой лежит восхищение. Ребенок забывает, что его воспитывают, исчезает настороженность, благодаря чему мы можем «достучаться» до лучшего в нем. Иногда это происходит не сразу, но образы Добра, Благородства, Красоты, которые мы вызвали у него в душе, найдут воплощение в чем-то хорошем. Вспомните свое детство, те отрицательные и положительные образы, которые возникли у вас в связи с какими-то ситуациями, и мы можем сделать вывод: не нотации родителей и правильные слова помнятся нам, а эмоциональный отклик на ту или иную ситуацию или человека.

Говорят, некий человек попытался помочь бабочке освободиться от кокона. И она навсегда осталась ползающей. Не полетела. Значит, грубые усилия должны быть исключены. Нам необходимо будить сознание через чувства, и чувства – через любовь.


Ковалева Татьяна Леонтьевна,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 7 г. Борисова»

 

Список литературы

  • Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки школьников. Единство цели. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А.Амонашвили. – Минск; Университетское, 1990. – 426 с.
  • Антология гуманной педагогики. Иоанн Лествичник./ Ш.А.Амонашвили  [и др.]; под общ. ред. Ш.А.Амонашвили. - М: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. – 224 с.
  • Антология гуманной педагогики. Соловейчик./ Ш.А.Амонашвили  [и др.]; под общ. ред. Ш.А.Амонашвили. - М: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007. – 224 с.
  • Корчак, Я. Как любить ребенка/ Я.Корчак. - Калининград: Калининградское книжное издательство, 2002.- 256 с.
  • Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям/ В.А.Сухомлинский// Избранные педагогические произведения в трех томах. – М: Педагогика, 1979. – Т.1. – с.248.