РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Гуманная Педагогика

Под именем гуманного образования надо разуметь вообще развитие духа человеческого, а не одно формальное развитие.

К.Д. Ушинский

 

Педагогика души

 

 

На протяжении 11 лет на базе Московского городского педагогического университета проходят Международные Педагогические Чтения по Гуманной Педагогике.

Данный форум собирает  учителей, родителей, работников управленческого аппарата  из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Пензы, Перми, Казани, из городов Сибири, Урала, стран Балтии, Украины, Беларуси, Кыргызстана, Грузии и других городов и стран.

Организаторы – Международный Центр гуманной педагогики, Московский городской педагогический университет,  Международный Центр Рерихов, Общероссийская общественная организация «Центр гуманной педагогики» -  постарались вместить в общую проблематику наибольшее количество аспектов, связанных с воспитанием и образованием детей в духе Гуманной педагогики.

Целью Чтений является попытка помочь учителю развить, обрести богатый внутренний духовный мир .


Гуманная педагогика – это педагогика души, педагогика сотрудничества, это отражено в ее эмблеме: сердце – символ любви, доброты, вмещения и  лебедь – символ чистоты, преданности.

У ее истоков стояли выдающиеся учителя прошлого и настоящего: Я.А.Каменский, Я.Корчак, П.П. Блонский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий и другие. Это педагогика классики.

Основоположником этой педагогики является Ш.А.Амонашвили  –  доктор психологии, профессор, академик Российской Академии Образования, почетный профессор Пражского университета, почетный доктор Софийского университета, Член Академии педагогических наук Украины, заслуженный профессор Санкт –Петербургского университета им. Герцена, Новосибирского, Тюменского, Самарского, Челябинского и многих других   университетов России.

Руководитель Лаборатории гуманной педагогики при Московском Городском Педагогическом Университете, Глава «Издательского Дома Шалвы  Амонашвиил», научный руководитель экспериментальных школ № 1715 и № 200 г. Москва и № 38 г. Санкт-Петербург.

Автор книг, переведенных на многие языки: «Педагогическая симфония» в 3-х книгах, «В школу с 6 лет», «Оценочная основа обучения», «Созидая человека», «Письма к дочери», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа жизни» и другие. Совместно с академиком Д.Д.Зуевым издает 100-томную «Антологию Гуманной Педагогики» ( издано более 50 томов).

Он один из педагогов-новаторов, провозгласивших Педагогику сотрудничества. Ведет широкую деятельность по утверждению идей гуманной  педагогики -  проводит семинары с  учителями России и стран СНГ, готовит студентов, аспирантов.

Гуманная  педагогическая мысль, испокон веков сопровождая человечество, напоминает о непреложности воспитания Души и Сердца и через них раскрытия личности человека, его талантов, интеллекта, его неповторимости. Для многих величайших мыслителей человечества, для многих учителей прошлого и сегодняшнего дня гуманное педагогическое мышление стало основой их мировоззрения и творчества. К.Д.Ушинский говорил: «…под именем гуманного образования надо разуметь вообще развитие духа человеческого, а не одно формальное развитие».

Участие в Международных Педагогических Чтениях  дало возможность развернуть работу по популяризации идей гуманной педагогики в городе Борисове . На сегодняшний день это направление также  нашло поддержку у руководства  Минского ОБЛОНО.

Формы  работы разнообразные:
-внедрение идей гуманной педагогики в своей работе: на уроках и во внеурочной деятельности; выступление на совещаниях, родительских собраниях, на методических объединениях учителей  школ города Борисова,  перед учащимися;
- вручение книг, журнала «Три ключа», видеодисков по материалам Педагогических Чтений руководству Борисовского РОО ;
- проведение выставок литературы по Гуманной педагогике с последующим распространением для чтения;
- просмотр видеофильмов по материалам педагогических чтений с выступлениями ученых и педагогов-практиков;
- создание проекта «Школа Жизни»;
- проведение  в 2007 – 2008 годах семинара при участии доктора  педагогических наук, профессора, академика международной Академии педагогических и социальных наук, главного редактора журнала «Праблемы  выхавання» Кабуша В.Т. по теме «Формирование авторской гуманистической системы воспитания : проблемы, поиск, опыт», где были рассмотрены концептуальные положения гуманистического воспитания школьников.

- Участие в Международной научно – практической  конференции в декабре 2008 года, которую проводила Академия последипломного образования. На встречу с педагогами – новаторами был приглашён   Ш.А.Амонашвили.  Педагог – гуманист  еще раз напомнил всем нам, чтобы дать Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать в себя море Света, что пустоцветным  будет урок, на котором царят факты, решения задач и различные требования, но не заходят в гости добрые эмоции и возвышенные чувства. Но если учитель, подобно художнику, творчески соединит ум с сердцем, то любой школьный предмет может стать живой наукой самопознания. Учитель должен быть озабочен поиском средств, способствующих тому, чтобы полученные культурные знания стали для ученика ценностью, стали его внутренним приобретением . Одно образование еще не восполнит воспитания. Гуманную педагогику и суть ее духовности можно постичь не только умом . но, в первую очередь, сердцем.

Проделанная работа содействует популяризации идей Гуманной педагогики, она помогает по-новому взглянуть на ребенка, на взаимоотношения взрослых и детей, открывает истинные причины проблем, существующих в семье и школе, нацеливает учителя на самообразование и самосовершенствование. Многие учителя начали использовать идеи и принципы Гуманной педагогики в своей  работе, некоторые изъявили желание побывать на   Международных Педагогических Чтениях в Москве.

К движению гуманной педагогики в России и странах Ближнего Зарубежья присоединяются все новые и новые последователи, среди них  молодые учителя, студенты, родители, общественные и государственные деятели, ученые. За время существования этого движения создавались лаборатории и общественные объединения, которые выросли и обрели мощь.

За последние 10-15 лет приверженцев идей гуманной педагогики становится все больше и больше. Они объединяют учителей, воспитателей, руководителей образования, родителей, врачей, деятелей культуры, ученых, студенческую и школьную молодежь.

В международном пространстве зарождается новая форма общественного влияния на развитие образовательного мира – Международное движение гуманной педагогики.

Темы Международных чтений помогают участникам постепенно углубляться в суть гуманной педагогики.

На Чтениях организуются круглые столы, лаборатории, мастер-классы, встречи с лидерами гуманной педагогики, обсуждения.

Действует много лабораторий и объединений, в которых ведётся научная и творческая работа по созданию методических пособий, авторских программ, пробных образовательных курсов. Выпускаются сборники научных трудов, проводятся научно-практические конференции, защищаются диссертации.

Действуют экспериментальные школы, детские сады.

Действуют родительские университеты и лектории.

Движение «Родительская забота» ежегодно проводит международные и региональные родительские чтения.

Ведутся курсы повышения квалификации по основам гуманной педагогики. За последние десять лет сертификаты о повышении квалификации получили более 28 тысяч учителей, воспитателей и родителей из разных стран.

Международный Центр гуманной педагогики ежегодно издает журнал «Три ключа» с материалами Международных педагогических чтений. Издаются газета «Гуманная педагогика», журнал «Мир гуманной педагогики», сборники с материалами мастер-классов и Международных родительских чтений.

17 июля 2011 года представителями международного гуманной педагогики был принят «Манифест гуманной педагогики».

Приступая к подготовке Двенадцатых  Международных Педагогических Чтений, посвященных   теме «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее», мы вновь и вновь обращаемся к идеям классиков гуманной педагогики, философов, мудрецов, мечтателей и поэтов, художников жизни, сочетая их размышления и опыт с собственными действиями, находясь в непрерывном поиске путей преображения мира и человека.


Мастер-класс: “По маршруту Вдохновения (10.01.2012) на Международных Педагогических Чтениях в Москве:
впервые от Белоруссии выступили с мастер-класссом педагоги из г. Борисова: Дубенко О.В. и Барташевич Е.В. Без подвига нет пути”, посвящена Центрально- Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. В ходе мастер-класса учителя рассказали о том, что явилось их источником вдохновения на жизненном пути, поделились своим опытом работы с учениками в русле гуманной педагогики.

В процессе работы над мастер-классом был сделан вывод: в отличии от других экспедиций, экспедиция Николая Константиновича решала задачи глобального масштаба, связанные с космической эволюцией человечества. Сейчас наступило то время, когда ученые вплотную занялись изучением не только мира, который нас окружает, но и космоса. Поэтому следует шире знакомить молодёжь с целями и задачами Центрально-Азиатской экспедиции, имеющей особую значимость для будущей судьбы всего человечества.

В школу пришли новые дети, которых уже не удовлетворяют общие фразы и сухой материал. Задают такие вопросы, на которые педагоги не могут ответить. Поэтому необходимо ставить вопрос о создании новых программ, новых учебников, наполненных новым содержанием.

Ю.Н Рерих говорил, что «Постижение основных путей развития человечества – это шаг к пониманию собственной личности». Мы считаем, что каждый шаг, пройденный на маршруте, был подвигом. Нельзя вести за собой, не обладая мужеством, стойкостью, уверенностью в себе и в других. Рерихи обладали этими качествами.

Эта экспедиция показала современникам и будущим потомкам: что если ты имеешь цель в жизни, уверенность в себе, любовь к людям, бесстрашие и мужество - ты пройдешь все препятствия. Именно поэтому, «Без подвига нет пути».

Для Оксаны Васильевны источником вдохновения были ее родители, для многих из нас – Международный центр Рерихов, для всех нас – ежегодные Педагогические Чтения, встречи с Ш.А.Амонашвили и единомышленниками.

Кто заинтересовался самим мастер-классом, обращайтесь …


Е.В. Барташевич