Сайт Рерихи и Беларусь на Facebook Наш сайт на youtube
РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Гуманная Педагогика

Педагогика будущего Манифест Гуманной Педагогики Публикации События Контакты Библиотека


Ш.А.Амонашвили
Строматы. Малая педагогика (продолжение) Лист двадцать шестой

(с сайта Международного Центра Гуманной Педагогики)

 

О современном мире
 
Финалист конкурса «Учитель года Москвы» в своем педагогическом эссе на тему – «В чем вы видите смысл обучения своему предмету в современном мире», записал: «Я учитель начальных классов, обучаю своих учеников многим предметам и, как мне кажется, в нашем современном мире смысл обучения состоит в радости познания чего-либо». Но что есть современный мир, каков он, - учитель об этом не стал размышлять.
 
При советской власти мы говорили о счастливом настоящем и о светлом будущем. «Современный мир» тогда делился на две части: капиталистический и социалистический. И нас учили, что капиталистический мир плохой, а социалистический – хороший. Мы твердили об этом друг другу и нашим детям. Что означало радостное настоящее и светлое будущее, мы толком не знали. Так же как не знали всю правду о капиталистическом мире. Этот мир сегодня стал нашим настоящим. Но мне кажется, что инерция заблуждения в оценке современного мира пока еще продолжается, и мы не в полной мере понимаем, что у нас и в мире происходит. Потому истинный смысл обучения учеников своему предмету подменяется ложным воображением.
 
Современный мир трудно объяснить одним - двумя понятиями, чтобы выразить его наиболее характерные особенности. Он весьма противоречив и неоднозначен. Наблюдения и обобщения, которые сложились у меня с педагогической точки зрения, позволяют мне дать ему следующую характеристику.
 
Современный мир сотрясается бушующим океаном информаций, информационными потопами, ураганами. Информация ни есть системные знания, которым суждено направлять человечество. В лавине информаций смешаны друг с другом правда и неправда о вещах и событиях, преднамеренная ложь и обман, слухи и домыслы, реклама и развлечения. В ней много человеческой злобы и грязи. Разумеется, информационные лавины возникают не сами по себе, а их творят люди и, как правило, творят преднамеренно: повлиять на массы, уводить их от сути, принуждать к чему-то, творить из них потребителей. Информационные потоки творятся не ради людей, не ради их счастья и личностной самостоятельности, а ради преуспеяния и личных корыстных интересов тех, кто их заказывает. Именно от них идет «мудрость»: «Преуспевает и побеждает тот, кто владеет информацией». Конкурентная борьба, напряженные отношения между государствами рождает информационную войну, которая вызывает разрушение сознания, заблуждения, исчезновение правды, унижение нравов, растерянность, тревогу, алчность, ложную успокоенность и такую же восторженность и т.п. Информационные потоки имеют короткую жизнь: одни возникают, делают свое дело и исчезают, а на смену приходят другие, которые или довершают, или опровергают то, что утверждалось предыдущими, и так постоянно. Молниеносное распространение информационных потоков обеспечивается такими мощными средствами, как – телевидение, радио, газеты и, особенно, Интернет. Распространителями становятся также люди, передавая информацию из уст в уста. Информация не ладит со знаниями: она их или преднамеренно искажает, или приписывает себе роль знаний, или вытесняет, или вовсе скрывает их. Каждодневно в современном мире ум и эмоции человека больше заняты информационными страстями, чем научными суждениями и определениями. Люди заражены разновидными болезнями, которых вызывает информационная лавина со своей порабощающей агрессией.
 
Современный мир – это мир упадка духовности и культуры. Это проявляется как в общественной жизни людей, так и в сферах власти, науки, искусства, литературы, спорта. Когда много говорят о коррупции и на государственном уровне создаются комитеты по борьбе с коррупцией, значит, в обществе не хватает честности и порядочности, зато в избытке алчность, жадность. Когда почти две трети фильмов и стольких же литературных произведений посвящаются расследованиям убийств, краж, ограблений, жестокости, аферам, предательствам и тому подобным явлениям, значит, в обществе не хватает доброты, милосердия, пощады. Когда все больше возрастает количество суицидов, возрастает наркомания, алкоголизм, грубость и хамство и тому подобные явления и они уже не вызывают настороженность и тревогу, значит, обществу не хватает смысла жизни и чувства заботы. Когда все внимание всех служащих в образовании переключается на искусственно раздутую и даже вредную, якобы «реформу» по так называемым единым государственным экзаменам и тестированию, олимпиадам и состязаниям, то значит, из образования вытесняется воспитание, духовное развитие, становление личности. Когда так называемые «технологии образования» становятся высшим достижением педагогической науки, значит, наука искусственно умаляет значимость учителя и опять уводит его от задач воспитания. Когда люди молятся в храме, но забывают о заповедях на улице, на работе, в повседневной жизни, значит, им недостает веры. В обществе мало любви к ближнему, мало терпимости и понимания, мало сострадания. В обществе много эгоизма, гордыни, конкуренции, зависти. В обществе очень мало хорошо воспитанных и очень много плохо воспитанных или вовсе невоспитанных людей.
 
Современный мир – это мир культа частной собственности, материальных благ, удовольствий, вещизма. Иметь – и потому отнять, овладеть, захватить, украсть, обхитрить! Общество разделяется на имущих и малоимущих или неимущих. Имущих – горстка, неимущих – миллионы и миллиарды. Отношения между ними вовсе не ласковые, а напряженные, настороженные, а то и враждебные. Среди имущих не действует мудрость: «Иметь собственность без чувства собственности». Среди имущих с трудом найдешь таких, каким был Павел Михайлович Третьяков. В своем письме к дочери он писал: «Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю мою жизнь». От него мир получил Третьяковскую галерею. Я спрашивал у детей третьего, четвертого классов: какие у них самые сокровенные желания. Как правило, они называли вещи, которые хотели бы иметь: компьютеры, мобильные телефоны, модные электронные игры, новейшей марки автомобили… Я предлагал им ценности и просил выбирать, чем они хотели бы владеть: мудрость, физическая сила, скромность, богатство, доброе сердце, колдовство, благородство, великодушие, слава. И что же они выбирали? Как правило, хотелось бы владеть богатством, колдовством, физической силой, славой. И редко, кто предпочитал мудрость, великодушие, доброе сердце… Если так будут воспитаны они и в школе, и в семье, то каких новых людей от них нам ждать?..
 
Современный мир – это мир конкуренции, выживания, технократии, экологических бедствий. Можем ли мы обещать нашим нынешним детям счастливое будущее? Мы уверены, что 40-80-ые годы этого века будут самыми светлыми и радостными для них, что в этом будущем они предвкусят истинную свободу, что забота о всеобщем благе станет смыслом жизни каждого? Или же нам лучше уже сейчас воспитывать в них героев духа и борцов за духовно-нравственную жизнь, воспитывать преобразователей жизни? Нам нужно уже сейчас защитить наших детей от отравляющего угара конкуренций и соревнований, вселять в них заботу об общем благе, воспитывать любовь к ближнему. Надо воспитывать тревогу о спасении общего дома – планеты Земля - от разрушений и хаоса, от узурпирования и порабощения. Во что могут превратиться «блага» науки и техники? Не будут ли они оружием в чьих-то руках для манипулирования над волею и сознанием людей? Наши дети должны услышать от нас тревожное слово об этом.
 
Современный мир – это мир безрассудства, ублажения низменных чувств, мир, живущий по принципу: «Бери от жизни все», и потому не отдавай ей ничего; это мир войн, захвата, разрушений, свержения и деления государств, жестокости; это мир религиозной, национальной, этнической вражды; это мир, в котором сильные мира сего вынашивают планы так называемого «золотого миллиарда» и мирового господства; это мир тотального «воспитания» потребителей, но не творцов и не героев, тотальной слежки за каждым человеком. Современный мир коварный, часто он внешне похож на милого дядю, который обещает оставить нам богатое наследство, но в душе торжествует над нашей наивностью.
 
Современный мир ведет молодое поколение к некой абстрактной свободе, освобождая его от чувства долга, от границ культуры и нравственности, от веры, а также ограничивая образовательный уровень в школах и вузах. Современный мир стремится соблазнить молодое поколение, пользуясь его неопытностью и неустойчивостью. Стремится соблазнить вещами, развлечениями, безответственностью перед обществом, перед законом, перед Богом. Стремится соблазнить развратом, свободным и беспорядочным сексом. Секс в жизни молодежи и общества в целом возводится до высшего и почти единственного способа наслаждений, которому жертвуется семейное счастье. Семья становится помехой в обустройстве жизни по принципу наслаждений и свободной, считай, разгульной жизни. Понятие секса становится критерием оценки людей, вещей и явлений: если женщина или мужчина сексуальные, значит, это хорошо; сексуальным, то есть хорошим, или менее сексуальным, то есть, не очень хорошим могут быть часы, мобильники, танцы, песни… все, что угодно. Искусство подменяется суррогатами искусства, чувство красоты упражняется на образцах безвкусицы. Всеми средствами выхолащивается, обедняется духовный мир человека – таков современный мир.
 
Современный мир обесценивает понятия веры, братства, сотрудничества, сострадания, помощи и поддержки, дружбы, служения, любви к Родине… Обесценивает понятие Учитель.
 
Современный мир противоречив, неустойчив, держит людей в страхе и неуверенности. Он есть планетарная арена борьбы добра и зла, когда зло со своими материальными ресурсами и средствами техники превосходит над добром, у которого остается сила Истины, сила преданности и самопожертвования, сила образования и, что самое главное и на чем зиждется надежда, сила любви.
 
В современном мире, конечно, происходит брожение, поиск путей выхода из состояния духовного упадка. Устремление части людей современного мира, среди которых особую роль исполняют учителя и воспитатели, вселяет веру, что человечество спасется, оно не даст погубить себя. Эта часть людей занимается возрождением истинных общечеловеческих ценностей, ядром которых является совесть, нравственность, братство, дружба, праведность, справедливость, красота, преданность, помощь, сострадание, общее благо, смысл жизни, в целом, духовность под предводительством веры и любви, свободы и чувства долга. Это есть люди – герои духа. И хотя устремленность таких людей сталкивается с открытым и скрытым, коварным сопротивлением, тем не менее, будущее на их стороне, ибо силен тот, кто утверждает Истину, утверждает духовность.
 
Таков современный мир, который подлежит преобразованию. И я возвращаюсь к мысли учителя-конкурсанта на звание Учителя Года, который считает, что «в нашем современном мире смысл обучения своему предмету состоит в радости познания чего-либо». Во-первых, радость не может быть смыслом обучения; она есть условие, чтобы обучение стало успешным. Во-вторых, надо познавать не что-либо, а саму жизнь в современном мире.
 
Учитель, озабоченный пониманием современного мира, конечно, поймет, к чему надо вести своих учеников с помощью не только своего образовательного курса, но со всеми педагогическими средствами и своей личностью. Учитель – художник той жизни, которую будут строить его ученики. Если они вольются в жизнь и станут такими же, как все, то жизнь ни на йоту не продвинется, и учитель не будет хорошим художником; но если они начнут менять и облагораживать ее внутри себя и вокруг себя, то учитель выполнил свое предназначение. Именно понимание современного мира ставит перед современным учителем особые задачи для разрешения. Их можно выразить в следующих пунктах: воспитывать героев; воспитывать в учениках благородство и великодушие; взращивать в них духовный мир; воспитывать чувство долга; развивать заботу о планете, о выживании на земле; устремить к творению общего блага; развивать свободу мысли и творчества; воспитывать волю, преданность, любовь к ближнему; развивать чувство прекрасного и умение обратить безобразное к прекрасному; развивать страсть к познанию, к поиску истины; взращивать мудрость, как нести людям мир и порядок, вдохновение и устремленность; взращивать веру; воспитывать личность…
 
Внести радость в этом великом созидательном процессе и устремить своих учеников к творению будущего – это есть особая мудрость учителя, его искусство. Склоняю голову перед такими просветленными Учителями – строителями жизни, истинными героями духа!