Итоги Киевских Студий гуманной педагогики
Гуманная Педагогика

Педагогика будущего Манифест Гуманной Педагогики Публикации События Контакты Библиотека


Итоги Киевских Студий гуманной педагогики, состоявшихся 15 марта 2014 г., Украина

(с сайта Международного центра Гуманной педагогики)

При содействии Департамента образования и науки, молодежи и спорта Киевской городской государственной администрации, Департамента образования и науки Киевской областной государственной администрации 15 марта 2014 в Доме учителя по адресу: ул. Владимирская, 57 состоялись Киевские Студии гуманной педагогики.

Тема: «Особенности общения учителя с современными учениками».

Лейтмотив: «Гуманная педагогика направлена ​​на облагораживание души, сердца и ума Ребенка, а знания видятся как путь восхождения к цели». (Манифест гуманной педагогики).

Модератор - Банит Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, младший научный сотрудник отдела андрагогики Института педагогического образования Национальной академии педагогических наук Украины.

Ольга Банит представила аудитории альтернативные методы утверждения принципов гуманной педагогики в педагогическом общении в свете идей Манифеста гуманной педагогики. Предложенная дискуссия о современном ученике, современного учителя и особенности общения вызвала у присутствующих искренний и живой интерес.

Участники студий определили для себя, что:

- Современный мир стремительно развивается, меняются ученики, меняются взаимоотношения между учителями и учениками, однако миссия учителя не изменяется;

- Учитель сегодня также должен учиться, осваивать новые технологии, обновлять свой ​​педагогический арсенал;

- Процесс обучения переходит из плоскости обеспечения учащихся знаниями в другую: выработка умения работать с информацией, добывать знания самостоятельно и применять их на практике.

Основным средством воздействия учителя на учеников является слово. Все люди пользуются словами. Однако для учителя слово имеет особое значение - это его главный профессиональный инструмент. И результат педагогической деятельности учителя зависит от умения пользоваться этим инструментом. С помощью слова учитель доносит до сознания ученика глубины наук, жизненную мудрость. Поэтому кроме внешних признаков (строение голосового аппарата, особенности образования звуков, техника дыхания, артикуляционная техника, дикция, темп, логика языка, ораторский талант) следует учитывать смысловое и эмоциональное наполнение сказанного. С помощью слова учитель создает соответствующую атмосферу, которая настраивает на позитивную работу или наоборот. С помощью проведенной с участниками упражнения на создание атмосферы в процессе совместной деятельности модератор продемонстрировала интерактивные формы работы, которые можно использовать и в работе с учениками.

Результат эффективного педагогического общения - авторитет педагога. Причем, ведущим в формировании авторитета педагога является стиль общения. Формирование стиля педагогической деятельности зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются:

а) индивидуально - психологические качества учителя (индивидуально - типологические, личностные и поведенческие);

б) особенности деятельности;

в) особенности учащихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).

В зависимости от индивидуально - психологических качеств педагога выделяют следующие стили:

1. Демократический (гуманный) стиль. При таком стиле педагогической деятельности учитель рассматривает ученика как равноправного партнера в общении, коллегу в совместном поиске знаний. Педагог привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успешность, но и личностные качества воспитанников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. Ученики при этом всегда спокойны, довольны своей работой, уверены в себе. Учителя – гуманисты, много работают над собой, над своими психологическими умениями. Их характеризует высокая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

2. Авторитарный стиль. Учитель, который является носителем этого стиля, видит в ученике объект педагогического воздействия, а не равноправного партнера. Он единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением заданий, не обосновывает своих действий перед воспитанниками. Вследствие этого ученики становятся пассивными, снижается их самооценка, что вызывает агрессивность. Их силы направлены на психологическую защиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Основными методами воздействия авторитарных учителей есть приказ, поучение. Авторитарные учителя заботятся, прежде всего, о методической культуре, в педагогическом коллективе часто лидируют.

3. Либеральный стиль характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью учащихся и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительные, в коллективе это обуславливает неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

Обычно, в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, при доминировании одного из них.

После проведенного упражнения на отработку стиля общения присутствующие сделали вывод, что в стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности. При этом стиль одного человека может быть неприемлемым для другого. Эффективность стиля педагогического общения в определенной степени зависит от ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия между учителем и учениками. Что касается педагогического общения, то наиболее оптимальным можно считать гуманный стиль, в котором требовательность и последовательность учителя сочетаются с доброжелательным отношением, принятием учеников и личной открытостью.
Когда б ты знал, как много весит слово,
Одно сердечное, теплое словечко!
Глубины ран сердечных так прекрасно
Врачует - если бы ты знал об этом!

 

 

 

Иван Франко