РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Гуманная Педагогика

Педагогика будущего Манифест Гуманной Педагогики Публикации События Контакты Библиотека

Бак В.Ф. Использование методологии духовного гуманизма в пояснении темы XV Международных Чтений по гуманной педагогике «Воспитываться в моральном климате памяти»

06 сентября 2015

Общественное движение гуманной педагогики сложилось в условиях кризиса традиционной системы образования, который вызван тем, что содержание образования, а также формы и методы обучения не соответствуют эволюционным тенденциям в развитии человечества.

Авторитаризм и насилие в педагогике, как и в любых других социальных сферах, следуют из ограниченного сознания тех, кто моделирует социальные процессы. «Материалистическое педагогическое сознание может иметь только одно детище – авторитарную педагогическую практику» [1, с. 97]. Гуманная педагогика успешно существует и развивается в современном педагогическом пространстве потому, что основывается на новой для традиционной педагогической науки методологии, которая отвечает вызовам времени – методологии духовного гуманизма

Методология – это учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета. Методология духовного гуманизма  отражена в «Манифесте гуманной педагогики». Попытаемся понять глубинную суть её положений и применить к пояснению темы XV Международных Педагогических Чтений «Воспитываться в моральном климате памяти».

Основным методологическим положением Гуманной педагогики является  вера в Божественное начало, не ограниченная рамками определенной религии. «В понятие духовности, - записано в «Манифесте», - кроме других составляющих, можно закладывать суть того или иного классического мирового религиозного учения» [2, с. 13].

Далее методологические положения можно разделить на две важные составляющие, которые образуют целостную методологическую систему духовного гуманизма. Первая – это философско-теоретическая, а вторая – субъективно-деятельностная.

Суть первой заключается в том, что Вера в Божественное начало закладывает четвертое измерение в педагогике – основу расширенного педагогического сознания, вмещающего три аксиоматические постулата или допущения«Реальность Высшего Мира, Высшего Сознания, Бога. Реальность бессмертия человеческого духа и его устремлённость к вечному совершенствованию. Понимание земной жизни как отрезка пути духовного совершенствования и восхождения» [2, с. 13]. А также  выводы о философском восприятии Ребёнка «он есть явление (веление духа) в нашей земной жизни,  он есть носитель своего предназначения, своей миссии, в нем заключена величайшая энергия духа, возможность неограниченного духовного совершенствования» [2, с. 13].

Духовная суть Ребёнка расширенным педагогическим сознанием дополняется ведущими качествами его земной психологической природыстрастью к развитию, страстью к взрослению, страстью к познанию, страстью к свободе [2, с. 13].

Эти основные положения философско-теоретической составляющей методологии духовного гуманизма хорошо известны, но наша воспитательная и педагогическая практика будет соответствовать гуманной педагогике только тогда, когда мы добровольно начнем осознанную работу над собой. Это и есть субъективно-деятельностная составляющая методологии духовного гуманизма. В Манифесте она обозначена в разделах «Победить себя», «Что от нас зависит» и «На что направить нашу творческую энергию». Манифест закладывает вехи пути самосовершенствования, а по ним каждый проходит добровольно. Перечислим некоторые из них  – это внимание к духовной жизни, воспитание в себе благородства и великодушия, ответственности за свои мысли и слова, осознание законов: причин и следствий, любви, духовной общности.

Методология духовного гуманизма глубоко этична по своей сути и дает результаты только при условии нашей внутренней работы над собой. Отсюда становится понятным, почему «истинное воспитание ребенка – есть воспитание самих себя». Только по мере того, как мы овладеваем ею, меняется наше сознание, вызывая изменение образовательного пространства вокруг нас, Если мы пытаемся преодолевать инерционный авторитаризм образования, то обычные педагогические понятия приобретают для нас глубокий духовный смысл.

Об истинном духовном значении педагогических слов говорится в разделе Манифеста «Педагогическое созвездие слов». Смысл слова зависит от духовной глубины человека, пытающегося его понять, он одновременно соответствует сознанию и делам человека. Духовное значение слова воспитание – это питание духовной оси. Понять, как и чем происходит духовное питание оси, мы сможем лишь в том случае, если на практике начнем организовывать воспитательные потоки вокруг детей.

Наши Международные педагогические Чтения – это процесс осознания духовного содержания гуманной педагогики через взаимодействие. На них всегда присутствовали две методологические составляющие познания гуманной педагогики: философско-теоретическое обоснование предмета и субъективно-деятельное участие всех собравшихся, что в целом позволяло проживать определённую мистерию нашего становления на собственном пути в едином общественном движении.

Попытаемся осмыслить тему XV Международных Педагогических Чтений «Воспитываться в моральном климате памяти» с позиции методологии духовного гуманизма. Академик Д. С. Лихачев в письме «О ПАМЯТИ» писал: «Совесть – это, в основном, память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной» [3]. В контексте цитаты Д. С. Лихачева память рассматривается как моральные накопления человечества, все то лучшее, что воспитывает человека, отводя его от низшей животной природы к Божественной сути.

На наших Чтениях нам необходимо осмыслить два важнейших понятия в контексте духовного гуманизма: «ПАМЯТЬ» и «ВОСПИТАНИЕ». Измерение духовности помогает нам постичь и вернуть этим и другим понятиям их сокровенный смысл, вследствие чего перед нами открываются прекрасные горизонты гуманного педагогического сознания. Возможно, дальнейшие размышления вызовут в ком-то несогласие или желание дополнить или расширить их своими мыслями, – все это будет хорошо. Главное, не только принимать или отрицать, а – размышлять и рождать достойные духовного гуманизма мыслеформы.

Воспитание, есть питание духовной оси растущего человека, а питается она духовной пищей – образами.

Образование есть таинство раскрытия Божьего Образа в человеке. Образ Бога проявляется в человеке через потоки возвышенных образов красоты, любви, доброты, знаний. Источником потоков этих образов является Учитель, Воспитатель.

Память – есть запечатление, сохранение и воспроизведение возвышенных образов.

Моральный климат памяти – это создание учителем, воспитателем, родителем такого пространства, в котором живут возвышенные и прекрасные образы, способные пробудить в душах наших учеников Образ Творца, и устремить их к самовоспитанию.

На XV Международных Педагогических Чтениях в Тбилиси нам необходимо обсудить, как создавать такое пространство, какими образами его наполнять и наполняться самим.

Теперь несколько слов об Образах. У Е. И. Рерих есть небольшая работа «Космологические записи» в ней она размышляет о сотворении и эволюции Космоса, земного мира и человека. В этой работе она пишет: «Искажение невозможно без Прообраза. Но Прообраз возможен без искажения <…>. Прообраз Богоподобия присутствует везде, во всех искажениях, но Прообраз Богоподобия победит и преобразит Мир в Красоте» [4. c.252]. Наш мир построен на основе Прообразов Красоты Высокой мерности, если, воплощаясь в нашем трехмерном мире в образы, они искажаются, – это не означает, что искажение – изначальное их свойство. Когда-то все Божественные Прообразы найдут свое воплощение на Земле. Всё в Мироздании построено по единым законам, которые позволяют существовать многообразию в единой целостности. Эти законы проявляются на всех уровнях Бытия от клетки до Вселенной. Для человека они воплощаются в нравственных законах и, если мы все добровольно будем следовать им, то через нас на Земле начнут воплощаться Прообразы без искажений.

Люди - духовные существа и каждому из нас свойственна память духа, это память о том, каким должен быть мир, преображенный в Красоте. Возможно, мы созерцали эти образы еще до рождения, а, возможно, созерцаем и сейчас в особые минуты счастья и внутренней тишины.

Учителю необходима способность научиться жить прекрасными образами и генерировать эти образы вокруг себя. Это не означает жить в розовых грезах. Смысл такой жизни заключается в утверждении отношений духовного гуманизма в конкретных жизненных обстоятельствах уже сейчас, а не тогда, когда сложатся для этого необходимые условия.

Стараться ничего не делать рефлекторно, осознавать свои действия и анализировать их  после допущенной ошибки, прикладывать усилия к тому, чтобы не повторятьеё, проявлять требовательность к себе, как к творцу гуманного образовательного пространства, жить и творить с чувством ответственности перед Богом и всем человечеством. Наверное, это и будет жизнью в моральном климате памяти.

Мы все живем в том мире, который соответствует нашему уровню сознания и потому изменение мира возможно только через изменение сознания. В одном из писем Е. П. Блаватская писала: «Определенное количество энергии, затраченное в сфере духовной, производит большие результаты, нежели то же самое количество энергии, потраченное на физической плоскости существования <…>.  Так устранение одной негативной причины пресечет не одно, но многие негативные следствия <…>. Но чем теснее единение смертного отображения, ЧЕЛОВЕКА, и его небесного ПРОТОТИПА, тем менее опасны внешние обстоятельства и последующие воплощения» [5, с. 424].

Память в её духовном аспекте – это сохранение информации о духовном ПРОТОТИПЕ смертного человека, и она не представляет собою лишь функцию мозга. Её средоточение – Дух. Память – в Духе. Как информация она существует во всех точках пространства одновременно, а кодом доступа к ней является моральное поведение человека.

Тема Чтений имеет еще один важный аспект, она предполагает, что воспитание – это обоюдный процесс и воспитатели одновременно воспитываются сами. Моральный климат памяти – это не только прекрасное прошлое, которое было, но и прекрасное будущее, которое будет. Поэтому на Чтениях нам нужно воздерживаться от погружения в воспоминания о том, как хорошо было когда-то. Все высокое и прекрасное, что существовало в ограниченном пространстве прошлого – это то будущее, которое ожидает человечество в его непрестанном развитии.

Если мы принимаем методологическое положение о Божественной первопричине мира, то становится понятным, что система социума имеет Высший план своего развития, его можно назвать ПРООБРОЗОМ человечества или МОРАЛЬНЫМ  КЛИМАТОМ  ПАМЯТИ. Тогда именно он является формообразующей структурой нашей жизни и в этом контексте можно говорить о Свете из будущего, влияющего на нашу жизнь.

Интересное подтверждение этому находим в синергетических законах развития открытых систем. «В состоянии перехода социальной системы в бифуркационный режим её современное положение начинает освещаться светом из будущего: хотя подчас и сквозь туман неполноты настоящего знания, но все же проступают контуры альтернативных виртуальных сценариев эволюции. Это следует понимать так, что будущее влияет на настоящее. Классическое понимание исторического процесса заключается в утверждении, что будущий ход событий целиком и полностью определяется предысторией. Синергетика позволяет по-новому увидеть эту ситуацию: будущее может играть не менее значительную роль <…>. Как показывает аналіз, большинство виртуальных сценариев ведет в тупик. Существует только узкий коридор, развиваясь в границах которого социальная и экономическая система может эволюционировать в оптимальном направлении» [6, с. 33].

Исходя из наших рассуждений, таким «узким коридором» и будет моральный климат памяти. Через него осуществляется не только горизонтальная связь человечества со всеми прошлыми поколениями, но и вертикальная – с Высшими силами, поддерживающими человечество в его развитии. Таким образом, происходит горизонтальный и вертикальный энергоинформационный обмен между всеми структурами Мироздания, что обеспечивает её одухотворение и непрерывное развитие: одухотворенное развитие.

Моральный климат памяти – это пространство, проработанное духом как человечества, так и Высоких Божественных Сущностей, доступное нам через Культуру, которая есть воплощение Высоких ПРООБРАЗОВ в конкретные материальные формы нашего земного мира.

Отметим еще один важный аспект  обсуждаемой темы. Моральный климат памяти – это источник энергии, необходимый человечеству для эволюционного продвижения. Он является пространством существования Нравственного Идеала, а устремление к нему дает ту энергию, которая помогает нам пережить трудности, сохраняя человеческое достоинство, и подготовить условия для жизни будущих поколений.

Тема XV Международных Педагогических Чтений «Воспитываться в моральном климате памяти» уже живет в общественном движении последователей гуманной педагогики. Мы «распаковываем» в ней доступные нашему уровню смыслы, дополняем своим видением и опытом. Как важно заметить все то, что привнесено другими, увидеть, услышать, понять единство мощного звучания многообразия и обогатившись им привнести в нашу жизнь.

Приведем некоторые темы, которые можно было бы раскрыть на XVМеждународных Педагогических Чтениях:

1. «Память Духа и земная жизнь человека».

2. «Самосовершенствование – основа морального климата памяти».

3. «Жить и действовать с чувством ответственности за свои мысли и слова».

4. «Свет из будущего и горизонты наук в содержании образования».

5. «Память, способная вдохновлять». Посвящается памяти Валерии Гивиевны Ниорадзе и Киры Алексеевны Молчановой.

6. «Семья как отражение вечности».

7. «Культура народа – основа морального климата памяти».

Литература

1. Амонашвили Шалва. Как любить детей (опыт самоанализа) / Шалва Амонашвили. – Артемовск, 2010. – 128 с.

2. Манифест гуманной педагогики / [Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация Гуманной Педагогики]. – Донецк: из-во «Ноулидж», 2011. – 43 с.

3. Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном. [Электронный ресурс] / Дмитрий Сергеевич Лихачёв. – Режим доступа 08.01.2014: http://orthgymn.ru/publish/likhachev/khrestomatia/letters/

4. Рерих Елена. У порога Нового Мира / Елена Рерих. – М.: МЦР, 2007. – 464 с.

5. Крэнстон Сильвия. Е. П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения / Сильвия Крэнстонс. – Рига – Москва: ЛИГАТМА, 1999. – 736 с. : ил.

6. Лесков Л. В. Синергетизм: философская парадигма XXI века / Л. В. Лесков. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – 637 с.


Источник: сайт "ВСЕУКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ"