Сайт Рерихи и Беларусь на Facebook Наш сайт на youtube
РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Гуманная Педагогика

Педагогика будущего Манифест Гуманной Педагогики Публикации События Контакты Библиотека
Гуманная педагогика – основа фундамента школы

Е.В. БарташевичВоспитывать - не значит говорить детям
хорошие слова,
наставлять и назидать их, а прежде всего самому
жить по человечески. Кто хочет исполнить свой долг
относительно детей, тот должен начать воспитание
с самого себя.
А.Н.Острогорский

 

 

 

 

Сложности, переживаемые обществом, всегда отражаются на детях. К сожалению утрата моральных ценностей всё чаще приводит к тому, что родители не знают, как воспитывать своих детей, а учителя нередко становятся в тупик, переставая понимать, чему и как можно учить школьников, когда жизнь успешно учит совершенно иным и далеко не лучшим ценностям.

А теперь давайте поразмышляем. Может ли здание стоять без фундамента? Не долго простоит оно. Что же является фундаментом в образовании?

Для осознания этого вопроса приведу письмо, которое один американский директор школы посылал каждому учителю, которого брал на работу:

«Уважаемый учитель!

Я пережил концлагерь. Мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек:
- как образованные инженеры строят газовые камеры;
- как образованные врачи отравляют детей;
- как образованные медсёстры убивают младенцев;
- как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин.

Поэтому я не доверяю образованию.

Я прошу вас: помогите ученикам стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению новых чудовищ, умелых психопатов, образованных Эйхманов. Чтение, письмо, математика, физика и др. предметы важны только тогда, когда они помогают нашим детям стать человечными.»

Мы согласны с автором этого письма: главное, чему надо учить наших детей – это ЧЕЛОВЕЧНОСТИ. По словам Д.Менделеева «Знания без воспитания - это меч в руках сумасшедшего».

«Наша действительность,- как пишут педагоги – классики - крайне исказила воспитание детей, хотя назвать этот процесс воспитанием трудно. Я не хочу огульно говорить обо всех школах, всех учителях, всех матерях и отцах - есть радостные исключения. Но школьный авторитаризм и родительский эгоизм, пока являются нормой сложившегося образовательного мира »[1,с.7]. Люди перестали считать воспитание чем-то необходимым, без чего человек не может состояться в жизни, и тем более они не воспитывают в детях такие ценности, как благородство души и сердца. Люди предпочитают вкладывать знания в умы детей, не думают о том, к чему это может привести в руках бездушных и бездуховных. С целью формирования нового педагогического мышления в образовательном пространстве существует гуманная педагогика.

Основу теории Гуманной педагогики составляют идеи, сложившиеся в классическом духовно-философском наследии. Способ ее постижения извлекается из классических педагогических учений, культурно-философского наследия всех Времен и Народов, которые являются Чашей Мудрости.

Смысл Гуманной педагогики – подведение духовно-нравственной основы под все образование, это означает, что при единстве воспитания и обучения в образовании ведущим является воспитание на основе общечеловеческих ценностей, какой бы предмет не изучался.

Ш.А.Амонашвили отмечает:

«Гуманная педагогика не есть открытие современной педагогической мысли. Новое здесь в том, что мы осознаем ее суть, которая дается вот уже несколько тысячелетий высшими источниками – Священными писаниями мировых религий и классическими педагогическими учениями»[6, c.17].

Гуманная педагогика обращена на облагораживание души и сердца ребенка, а знания, которые приобретает ученик в процессе обучения, мыслятся как условия творчества, созидания, творения блага. Гуманная педагогика, конечно же, опирается на любовь и доброту учителя, на его умение создавать такую атмосферу душевной щедрости, в которой каждый ученик был бы направлен на самопознание, стремление к духовному самосовершенствованию.

Обучения без воспитания не бывает, а воспитывать, по выражению классиков педагогики, можно только тогда, «когда возникает духовная общность между учителем и учеником»[5, с.15]. Она рождается там, где воспитатель (будь то учитель или родитель) надолго становится другом, единомышленником и товарищем ребёнка в общем деле…

Если говорить о школе, то подлинная школа – это не только место, где дети приобретают знания и умения. Учение - это очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребёнка. Подлинная школа – это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в котором воспитатель, воспитанник и родители, объединены множеством интересов и увлечений, ибо и авторитет школы и учителя во многом зависит от умелой организации работы с родителями.

«Родители часто жалуются, что у них много работы, они заняты, и им некогда заниматься воспитанием детей. Социологи отметили, что на воспитание детей у мамы и папы остается ежедневно лишь 17 минут. Что можно дать ребенку за это время? Конечно же, немного» [4, с.115]. Поэтому необходимо стараться воспитывать ребенка не только в свое присутствие, но и в отсутствие, т.е. не моралью и нотацией, а любовью и всем образом своей жизни. Педагоги-классики обратили внимание, что в семье воспитывает не отец или мать, а дух семьи. Какой он, этот дух, мещанский или высоконравственный, будет зависеть от конкретных людей.

При работе с классом мы стараемся познакомиться с семьей, проникнуться ее духом. И зачастую убеждаемся в одном: родители очень нуждаются в нашей помощи, вот только подать ее следует тактично и бережно. Почему в семье вырастают проблемные дети? Потому что им передается не сама наша жизнь, они не могут оценить ее, не пример наш, не поведение, а наша Вера в правду, наш дух.

«Самый опасный человек для детей не тот, кто дурно живет, а тот, кто считает, что и все люди дурно живут, что правды и любви нет на земле» [4,110 с.]. Нравственная судьба моего ребенка зависит от того, верю я в правду, любовь или нет. Когда мы верим в правду, мы стараемся поступать с детьми справедливо, у них развивается совестливость – и вырастают порядочные люди, на них можно положиться.

А любить – это значит верить в ребёнка. Если вы считаете, что ваш ребёнок беспомощен, труслив, вы, совершенно не осознавая этого, будете делать всё, чтобы сделать ребёнка именно таким. Если же вы уверены, что ребёнок изначально наделён положительными качествами, то вы неизбежно и без особых усилий будете воздействовать на ребёнка в этом направлении. Ребёнок с малолетства должен знать, что любовь к маме, папе, бабушке, дедушке, другу, подружке – это прежде всего готовность отдавать, жертвовать.

В своей работе, да и в жизни тоже мы часто наблюдаем такое явление, когда дети могут обижать друг друга, а родители, вмешиваясь в отношения между детьми или сами поступают грубо по отношению к чужому ребёнку, или учат детей грубому поведению. Вот и получается, что в первую очередь мы должны облагораживать наших родителей, причём очень тактично…

На родительских собраниях у себя в классе мы с родителями часто решаем педагогические ситуации. Для этого можно использовать разные художественные произведения, произведения классиков, притчи, жизненные ситуации. Самое главное, чтобы родители искали именно нравственное решение проблемы.

Человек приходит для человека и, изучая опыт других, мы можем найти ответы на свои вопросы. Это опыт родителей, учителей, которые любили нас и встречались на нашем пути.

Воспитание – это тонкое душевное касание. Если установлена душевная связь, процесс воспитания пойдет, если нет – ничего не получится. Ш.А.Амонашвили объясняет смысловое значение этого слова: «В-ОС-ПИТАНИЕ», питание духовной оси всем возвышенным и утончённым» [6, с.14].

Следовательно, самый простой, деловой и действенный путь воспитания: воспитывать - значит менять представление человека о себе самом в лучшую сторону. Это будет объектом нашей воспитательной деятельности – не сам ребенок и даже не весь его внутренний мир, а его представление о себе самом как о достойном человеке.
Если меняется отношение к человеку – меняется его представление о самом себе – меняется он сам.

Одной из форм работы с ребятами из разных классов я использую следующую: прошу каждого ученика в классе увидеть в одноклассниках что-то очень хорошее и написать о каждом из них. Или какой- то добрый поступок, или качество, то, что больше в человеке нравиться, восхищает.

Затем обрабатываю эти данные и получаются письма для каждого…от всех. Надо видеть, как светятся глаза у детей после их прочтения….

Этот тест выявляет, как дети могут видеть в другом человеке положительные качества, многим это помогло, улучшить представление о себе и о своих одноклассниках, в которых они не верили, они ощутили радость своего признания, на будущее они поймут смысл искренней поддержки друг друга…

Сухомлинского В.А. пишет: «Никакой воспитатель не может утвердить в душе ребенка хорошее, если ребенок не стремится к этому. Но это стремление есть только там, где коллектив и воспитатель видят в ребенке прежде всего хорошее»[5, с.23].

В этом кроется действенная сила коллективного воспитания. Ребенок в умном, деятельном, творческом коллективе становится его частицей – и его представление о себе меняется. Видеть, считать ребенка лучше, чем он есть, - собственно говоря, к этому сводится педагогическая мудрость.

Есть дети, которых очень легко видеть хорошими; кому повезло с таким ребенком, тот обычно удивляется, когда говорят о воспитании: «Воспитывать? Зачем? Я не воспитываю своих детей, они сами растут». Но есть дети, которых видеть хорошими очень трудно. И все-таки мы обязаны видеть их хорошими вопреки очевидным фактам, потому что в этом, а не в чем-нибудь другом, и заключается душевный труд воспитателя.

Вновь обратимся к В.А Сухомлинскому: «…Причина бессилия воспитателя и даже коллектива перед трудным ребенком кроется не в том, что этот воспитанник неисправим, а в том, что сам процесс воспитания идет по ложному пути: воспитатель стремится только искоренять пороки, в лучшем случае предотвращает их возникновение»[5,с.123]. Таким образом, единственный путь воспитания – развивать в ребенке все лучшее с первого дня пребывания в школе, а если речь идет о семье – с первого дня жизни ребенка.

«Воспитывать – значит создавать, каждым шагом и каждым словом создавать представление ребенка о себе самом как о достойном человеке» [4,с.56]. Воспитание – это подвиг бескорыстия, это постоянный риск, огромное терпение, Великодушие, Вера, Надежда, Любовь, любого, кто взялся за это сложное дело.

Такое понятие как «образование» не случайно включает в себя и обучение, и воспитание – получается, что в каждом человеке, и в ребенке в частности, есть некий образ, и мы должны помочь ему раскрыться. Говорят: «Знание – сила». Но какая это сила: добрая или злая? Это будет зависеть от того образа, что зародился во мне при помощи моих воспитателей или который был во мне изначально. «Человек может превратить полученные знания во зло или во благо людей. Получается, что каждый участник воспитательного процесса должен быть носителем высочайших образов. Образы раскрываются образами» [6, с.14].

Педагоги – классики говорят: «Дайте детям образы мужества, подвига, геройства, дайте высшие примеры любви, уважения, сострадания и сочувствия, ибо они только и есть те способы, которые раскроют в них их собственные образы» [ 1,4,5 ]. Всё это мы с ребятами, стараемся делать по мере наших сил через различные тематические классные часы, встречи с интересными людьми, ветеранами труда, через чтение и обсуждение произведений классики, посещение выставок, поездки в театры, прослушивание концертов классической музыки, через изучение родного края в походах, поездках по родной Беларуси и за её пределы.

В заключении хочется сделать вывод: говорят, хороший строитель никогда не экономит на фундаменте. Фундаментом нашего образования являются наши творческие педагогические коллективы, задача которых создавать условия для развития богатства души ребёнка. Основанием его должны быть возвышенный дух, идеи, которые увлекают учителя, ребёнка и родителей.

Крышей нашего дома должны явиться Вера, Любовь, мечта. Без веры нет души и нет чувств, только любовь поможет нам выжить в наше трудное стремительное время. Любящий человек – сильный человек. Школа должна начинаться с любви. Ибо по сути настоящая педагогика – наука о любви. Мечта – это колыбель реальности, которую утверждаем сегодня мы – взрослые, а завтра её предстоит утверждать детям. Это наше будущее, полюбив которое – вырастают крылья.

И если такой Дом состоится, хотя бы в отдельно взятой школе, то проблем, бед в этом мире станет меньше.

Список литературы
1.Амонашвили. Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа) Москва – Абакан: Издательский Дом Шалвы Амонашвили; Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2009 - 182с.
2. Амонашвили. Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Книга 1.Москва: Амрита –Русь, 2010 – 288 с.
3. Амонашвили Ш.А. Баллада о воспитании. М., Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007 – 189 с.
4. Соловейчик С.Л. – Переиздание М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007. /Антология гуманной педагогики, 224 с.
5. Сухомлинский В.А. – Переиздание М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. /Антология гуманной педагогики, 224 с.
6. Манифест гуманной педагогики. Бушети. Грузия, 2011 – 52 с.