РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Гуманная Педагогика

КОВАЛЕВА ТАТЬЯНА ЛЕОНТЬЕВНА
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа №7 г.Борисова»

 

 

 

Выступление в Академии Последипломного Образования 21 марта 2017 года на конференции с международным участием

ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО ГУМАННЫМИ МЕТОДАМИ


Человечество улучшает и развивает себя через
воспитание детей. Это самое великое
из всех дел человеческих.
Я.А.Коменский

 

 

 

Мы все стремимся заглянуть в будущее. Понять, каким оно будет через десять – двадцать лет, зачастую не задумываясь, что наше будущее сидит сейчас за партами и именно мы, учителя, причастны к его созиданию. Все мы хотим жить среди благородных и добрых, мудрых и честных людей. Значит, нужно воспитать наших детей именно такими.

В своей работе «О воспитании» Л.Н.Толстой пишет, что «воспитание представляется сложным и трудным делом до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как самому жить?» [ 4, с.123]

Над этим вопросом я много размышляла после того, как более десяти лет назад впервые вместе с группой педагогов из Борисова попала на Международные педагогические чтения по гуманной педагогике Ш.А.Амонашвили в г.Москва. Ш.А.Амонашвили - доктор наук, профессор, академик РАО, изучив произведения классиков, создал концепцию гуманной педагогики, обращенную непосредственно к миру Детства, миру Ребенка, которая воспринимается как педагогика будущего.

Для того, чтобы работать по-другому, необходимо изменить свое мышление. В основу его легли сформулированные Ш.А.Амонашвили следующие принципы педагогического мышления:

«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника,» - неоднократно повторяет Ш.А.Амонашвили. [ 3, с.25] Опасно давать прочные знания человеку злому и невоспитанному, необходимо облагораживать сердце и душу ребенка.

Для этого необходимы условия и учителя, которые эти условия создадут. Рядом с ребенком всегда находятся учителя – это мать, отец, школьный учитель. От классиков педагогики нам известен закон: доброта воспитывается добротой, благородство – благородством, любовь – любовью… А как же быть учителю? Мы, педагоги, формируем ту среду, в которой воспитывается ребенок. Формируем своими мыслями и поступками. Именно поэтому нам необходимо искреннее желание измениться – избавиться от эгоизма, жестокости, жадности, самолюбия, меньше думать о себе, своих удобствах, больше всматриваться в детей. Нам остается заниматься самовоспитанием, совершенствовать себя. Ведь человеку злому, эгоистичному, жадному, недалекому ребенок душу не раскроет, а без этого воспитание не состоится.

«Взрослые думают, что дети рождаются для того, чтобы их воспитывать, наставлять и направлять на Путь, - обращается к нам Ш.А.Амонашвили, - и полагают, что сами уже воспитаны и стоят на Пути. Но им лучше бы думать наоборот: дети приходят в этот мир земной, чтобы исправить то, что натворили взрослые…»[ 1, с.8]

Строя педагогический процесс на принципах гуманной педагогики, я стремлюсь сделать своими помощниками и друзьями родителей моих учеников. Знакомясь с новым коллективом, на первом же родительском собрании мы ставим перед собой высокую цель: воспитание благородства и доброты в детях. Все наши совместные дела подчинены этому. Осенью и весной мы вместе с родителями организуем походы. Дети с радостью принимают участие в новой игре, а мы действуем таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявит лучшее в себе: заботу о ком-то, организаторские способности, трудовые навыки. Если что-то не получается, - не беда, ведь взрослые заняты одним делом с детьми, тактично направляют, а воспитание идет естественным путем – без нотаций, которые редко воздействуют на ребенка. Проведя день вместе с родителями на лоне природы, дети зачастую видят их с лучшей стороны, а взрослые имеют возможность наблюдать коллектив, в котором учится ребенок, замечают недостатки воспитания. Главный же итог в том, что формируется коллектив на основе доброты и взаимопонимания. И кто знает, когда именно произойдет то чудо, которое заставит ребенка измениться.

Ш.А.Амонашвили в своих выступлениях часто обращает наше внимание на то, что фундаментальные понятия в педагогике, такие как «воспитание», «образование», со временем потеряли свой изначальный смысл. Так, он считает, что в слове «воспитание» заложен особый смысл - это питание духовной оси человека возвышенным и утонченным.
В слове «образование» корень «образ», и это заставляет нас задуматься: образ чего или Кого? По мнению Ш.А.Амонашвили, в каждом человеке заложен определенный образ - это Образ Творца.

«Образ, заложенный в человеке, стремится к проявлению. Образ несет в себе энергетику, необходимую для его раскрытия, но на него оказывают влияние образы воспитателей, которые могут помогать или мешать раскрытию этого образа. Учитель сам должен быть носителем величайших образов, ведь образы раскрываются образами - вот закономерность, которую можно установить в образовательном процессе <...> Если великолепный образ, которым обладает одаренный ребенок, встретится с навязанным ему безобразием, прекрасный образ может погаснуть в нем» [ 2, с.5].

Какими прекрасными образами мы должны окружить ребенка, организуя воспитательный процесс! Все воспитание должно происходить в фокусе культуры. Стало доброй традицией проводить праздники в классе, в сценарии которых принимают участие родители вместе с детьми. Вместе с родителями мы отправляемся в театр, на выставки и экскурсии. Расширяя кругозор, обогащая духовный мир наших воспитанников, мы с родителями наблюдаем как постепенно недостатки, которые есть в детях уходят – на смену им приходят достоинства.

Все человечество проходит через процесс взросления, каждый взрослый вспоминает свое детство, зачастую черпая именно там мудрость для своей педагогики. И наполнить детство этих ребят яркими моментами, которые будут согревать их потом, обогащая духовный мир, становясь источником размышлений и формирования уже взрослой жизненной позиции.

Конечно же, не может, словно бы по волшебству, измениться ребенок и его родители, но в наших силах облагородить среду, чтобы человеку захотелось стать лучше. Очень важно на этом пути отмечать даже небольшие изменения в лучшую сторону, даже желание стать лучше.

Все вместе мы создали даже творческую киностудию: главные моменты нашей жизни снимаем и фотографируем, монтируем и делаем кино о себе. В этой деятельности дети выступают как актеры. Режиссеры, звукооператоры, и радостно наблюдать за тем, как они преображаются в процессе совместного творчества. Фильмы же я демонстрирую на родительских собраниях – родители переполняются гордостью за себя и своих детей, где-то исподволь я подвожу их к мысли о необходимости более активного участия, убеждаю в правильности нашей совместной деятельности по воспитанию гуманными методами.

Нельзя полагать, что успехов в деле гуманизации образовательного процесса можно добиться в одиночку - тут необходима слаженная работа группы энтузиастов, интеграция между учителями-предметниками точных и гуманитарных дисциплин, сотрудничество с родителями.

Настоящее и будущее нашей школы настоятельно требуют совершенствования процесса обучения и воспитания в соответствии с уровнем и перспективами современного общества. Организация образовательного процесса на гуманных основах позволит нам воспитать будущих граждан счастливыми, здоровыми, образованными людьми, устремленными к высоким нравственным ценностям.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Амонашвили, Ш.А. В чаше ребенка сияет зародыш зерна Культуры / Ш.А.Амонашвили. - М: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2008. – 112 с.
2.Амонашвили, Ш.А. Образ и образование / Ш.А.Амонашвили // Педагогика Культуры.– 2005.- №2. – С. 4 - 10.
3.Амонашвили, Ш.А. Школа Жизни / Ш.А.Амонашвили. - М: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007. – 65 с.
4. Духовный свет в жизни учителя: сборник философских статей / В.Ф.Бак [и др.]; под общ. ред. В.Ф.Бак – Донецк: «Вебер», 2009. – 227 с.