Доклад Т.П.Сергеевой
Л.В.Шапошникова



Материалы Международной научно-общественной конференции «Тернистый путь Красоты» (К 80-летию со дня рождения и 55-летию творческой деятельности Л.В.Шапошниковой), Минск, 2006



Т.П. Сергеева
Кандидат технических наук, старший научный сотрудник Главной астрономической обсерватории Национальной академии наук Украины, Заместитель Председателя Украинского отделения МЦР, Украина, г. Киев

ПУТЬ ЗНАНИЯ И КРАСОТЫ. ЖИВАЯ ЭТИКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Л.В.ШАПОШНИКОВОЙ

Людмила Васильевна Шапошникова – удивительный человек, талантливый, творческий, целеустремленный. Она – академик трех академий, ученый и писатель, фотохудожник и сценарист, путешественник и изумительный организатор. Одно только перечисление ее дел, званий и наград, от Международной премии Дж. Неру, врученной самой Индирой Ганди, до ордена Дружбы, которым Президент России отметил 80-летний юбилей Л.В.Шапошниковой, заняло бы несколько страниц. Но одним из самых великих ее дел было и есть введение в жизнь, творчество, науку того космического Знания и надмирной Красоты, которые даны в Учении Живой Этики.

С Живой Этикой, или, как она позже сформулирует, философией космической реальности Л.В. Шапошникова впервые познакомилась в 1968 году. Это была книга «Беспредельность», которую она получила из рук С.Н.Рериха. С тех пор явление беспредельности миров и бесконечность их эволюции стали основой ее пути к великому космическому Знанию. Долгие годы ее руководителем и Учителем на этом пути был Святослав Николаевич Рерих, избравший Л.В.Шапошникову своей преемницей в деле проведения в жизнь идей своих родителей и доверивший ей их наследие. Но все знания Людмила Васильевна добывала сама, в гуще жизни, «руками и ногами человеческими». Идеи Живой Этики присутствовали и в ее более ранних трудах. Интуитивно действуя в духе самой системы познания Живой Этики, молодой ученый-индолог изучала не подробности быта древнейших племен Индии, а их духовные и культурные традиции, фиксируя и сохраняя для будущего элементы древнего знания этих народностей. Затем, когда она познакомилась с Живой Этикой и творческим наследием Рерихов, ее вело стремление найти подтверждение этим, направленным в будущее, идеям в историческом прошлом и их реализацию в нашем настоящем. Для этого Л.В. Шапошникова отправилась в путешествие по маршруту Мастера – Н.К.Рериха. Именно на этом пути ей открылось многое, именно там она поняла и познала Великие Законы Мироздания, его космическую Красоту и целесообразность его эволюции. Все добытые знания она, как Прометей, похитивший огонь у Богов, отдала людям в своих прекрасных трудах, синтетически сочетающих в себе Знание и Красоту.

В книгах «Веления Космоса», «Град Светлый», трилогии «Великое путешествие», философских статьях, посвященных системе познания Живой Этики, Людмила Васильевна раскрывает проявление космических законов в истории и эволюции человечества, в судьбе государств и народов, в социальной сфере, в жизни и творчестве отдельного человека. В этом удивительном повествовании, органично переходящем от статей в книги и опять в статьи и доклады на конференциях она опирается на эволюционно-энергетическое мировоззрение Живой Этики, труды Рерихов, деятелей Серебряного века, ученых-космистов и свой собственный уникальный опыт, полученный во время путешествий по Индии и общений с высокими ламами и мудрецами.

Л.В. Шапошникова систематизирует и четко формулирует основные законы Космоса. И в ее трудах перед читателями возникает грандиозная, динамичная и удивительно живая картина Мироздания, где все пульсирует в фантастическом действе единения и борьбы. Особое внимание она уделяет закону Иерархии, подчеркивая роль и значение Великих Учителей – культурных героев древности – просветителей, наставников жизни, проникающих во все сферы деятельности человека, убедительно демонстрируя это на многочисленных исторических примерах, и, в первую очередь, на жизни и творчестве семьи Рерихов. Раскрывает роль взаимодействия Учитель – ученик в процессе сохранения и передачи Знания. Научно-исторически исследует явление Шамбалы – как духовно-культурное понятие, как реальное пространство, как источник знаний и как Обитель Космических Иерархов.

Раскрывая суть методологии Живой Этики, Л.В. Шапошникова показывает, что все земные процессы и явления формируются в пространстве взаимодействия духа и материи и определяются энергетикой этого взаимодействия, неразрывно связанной с энергетической деятельностью Космоса. Это особенно относится к таким категориям духа как культура, красота, любовь, творчество. Отсюда следует спасительная роль культуры и необходимость ее защиты и сохранения, что по-новому освещает деятельность Н.К.Рериха по защите культуры, идею Пакта Рериха и Знамени Мира.

Проходя сама путем постижения великого космического Знания, Людмила Васильевна выявляет и формулирует систему познания Живой Этики. Анализируя исторически существовавшие способы познания, она обосновывает неизбежность появления нового – космического типа мышления, подчеркивая, что космическое мышление, или космизм, не является лишь одним из направлений современной мысли, а намного шире современного научного мышления и включает его как составную часть. Л.В. Шапошникова анализирует два направления в познании: научное, основанное на эмпирической материалистической науке с ее экспериментальным способом познания, и так называемое вненаучное, берущее начало в самом человеке, в его духовной сущности. Она подчеркивает, что различные вненаучные способы познания, к которым относятся и художественное восприятие, и религиозный опыт, и прозрения, видения, озарения, существовали тысячелетиями. Они приносили человечеству высшее знание, ибо духовное пространство человека связано с Богом, с Высшими мирами, с одухотворенным Космосом. Показывая, что уровень духовного развития человека определяется степенью и качеством осознания им свободы, ученый подчеркивает, что только внутренне свободный человек способен к открытому непредвзятому познанию и к обретению новых знаний. Рассматривая расширение сознания человека как основное условие любого познания, Л.В. Шапошникова поднимает проблему значения сердца человека как вместилища сознания и инструмента познания.

Когда пытаешься осмыслить тот великий поток Знания, который несут труды Людмилы Васильевны, невольно задаешься вопросом – как возможно одному человеку, очень занятому на земном плане делами созидания и защиты доверенного и созданного, за относительно небольшой период времени не только самому понять и осмыслить это Знание, но и научно сформулировать, доступно, убедительно и красиво изложить познанное в своих работах. Ответ дает книга Л.В. Шапошниковой «Тернистый путь Красоты». В ней творчески осмыслены и блестяще изложены описанные в Живой Этике основные законы творчества индивидуума, раскрыта роль истинного творчества в развитии человека, эволюции челове чества и всей Вселенной. На многочисленных художественных примерах показано получение космического знания через искусство, образ, раскрыта суть этого процесса, заключающаяся в явлении «восхождения – нисхождения» – соприкосновении духа истинного творца с высшей реальностью, насыщении ведением, духовным знанием и отображении пережитого в образах и представлениях нашего плотного мира. «Непосредственное соприкосновение истинного художника с этим Невидимым и Высшим, – пишет Людмила Васильевна, – делает его творчество волшебным отблеском той божественной искры, в которой заключена реальность Бога-Творца, его магия, его непостижимость. Подлинный художник, вне зависимости от того, каким видом искусства он занимается, следует творчеству этого Высшего, его ритму, его энергетике» [1, с.102]. Этот волшебный отблеск, ритм и энергетика ощущаются во всех трудах Л.В. Шапошниковой, свидетельствуя о проникновении их автора в таинственные глубины Мироздания. Как подлинный художник, путем высокого творчества, соединяющего в себе логическое и интуитивное, Знание и Красоту, она создала образы таких сокровенных явлений как Космический Магнит и Космические Иерархи, заповедная страна Шамбала и Учителя человечества. И эти образы непостижимым путем проникают в сердце, изменяя и возвышая сознание, пробуждая к творчеству, познанию и труду.

Красота неизменно присутствует во всех делах и творчестве Л.В. Шапошниковой. В ее книгах-путешествиях методами художественного творчества, искусства, освещаются те грани Знания Живой Этики, которые невозможно описать языком современной науки и которые познаются вненаучными способами. Благодаря художественному таланту автора миф, легенда, эпичность незаметно и убедительно переходят в научную историческую реальность прошлого и настоящего, где присутствует и сам автор. Высокие художественные и философские обобщения перемежаются подробностями путевых впечатлений, конкретным материалом действительности, выстраивая те мостики, которые связывают воедино вненаучное, полученное через образ, сказку, легенду и научное, основанное на фактах, знание. Ненавязчиво и очень убедительно поданное автором в искусной художественной образности, оно составляет неотъемлемую часть Великого Знания, даваемого Учением Жизни.

В Живой Этике сказано: «Если круги зоркости идут центробежно, то кольца восприятия – центростремительно. От символов и туманных начертаний они спирально устремляются к острому факту» [2]. В книгах-путешествиях Шапошниковой такое наращивание колец восприятия происходит и от книги к книге, и внутри каждой из них. Сначала – поиски «реальности, которая прячется в строчках рукописей и символов» [3, с.250], сопровождаемые легендами, намеками, отголосками то ли реального, то ли мифического, а потом «острые факты», возникшие из общения с римпоче Тогданом, «мифом и человеком» [3, с.332–349]. Или сказочное, но совершенно живое и реальное в своем художественном описании, путешествие автора в Шамбалу и исторический документ – карта Шамбалы, – восстановленный, и показанный Людмиле Васильевне римпоче Тенсингом, настоятелем боннского монастыря [4, с.231–274]. Еще один пример – Башня Шамбалы – своеобразный макет, отображающий строение мира, каким его представляла древняя мудрость Востока, составляющая гносеологическую основу Живой Этики. Здесь тоже легенда переходит в реальное и точное описание, данное высокообразованным и обладающим глубокими знаниями римпоче Рингу Тулку [4, c.457–462]. Так сквозь видимое просвечивает невидимое, так проявляется «реальная основа красивых и необычных легенд» [3, c.22], которую искал Н.К. Рерих на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, так познается то необычное, что составляет научную основу Живой Этики. И это не просто блестящий литературный прием истинного мастера, а именно высокое искусство, позволяющее почувствовать отсвет чудесного мира, той реальности, которая связана с загадочной Шамбалой.

Неразрывно связан с литературным творчеством еще один вид искусства, которым Л.В. Шапошникова владеет в совершенстве. Это искусство фотографии [5, с.82–141]. Ко всем своим текстам автор дает визуальный ряд – иллюстративный материал, ярко и наглядно подтверждающий сказанное в книгах. Описанные в путевых заметках люди и явления приобретают ту конкретную предметность, которой так часто жаждет ум, воспитанный в западной традиции мышления. Особое место в фотографическом творчестве Людмилы Васильевны имеют снимки, сделанные на маршруте Н.К. Рериха. Они документально отображают все, о чем писали Рерихи, что они запечатлевали на своих картинах – от пейзажей и монастырей, до отдельных предметов многовековой и многогранной культуры этого пространства. Фотографии Л.В. Шапошниковой являются бесценным подспорьем для историков, этнографов, географов, представителей других классических наук и рериховедов. Но они несут в себе и нечто иное, среди видимого открывая невидимое. Не всегда это можно понять по отдельным снимкам, но когда они собрались в одном времени и пространстве на недавно проходившей в МЦР выставке «По маршруту Мастера», то сразу возник некий особый мир, своя духовная вселенная, со своими законами, ритмом жизни и Знанием, более глубоким, чем дает поверхность вещей. Эти фотоработы передают смотрящему ту высокую энергетику, которую их автор черпала в своем путешествии, прикасаясь к древнейшим пластам культуры и чудесным образом проникая духом сквозь пространство и время. В них мы видим все тот же «волшебный отблеск божественной игры», который несет в наш мир высшую духовную реальность и неземную Красоту. Здесь есть и красота земная – красота природы, красота людей, встреченных на пути, подчеркнутая национальными и ритуальными костюмами. Красота храмов и ритуальных сооружений – от менгиров древности до современных ступ и субурганов. Людмила Васильевна всегда находит ракурс, позволяющий наиболее полно высветить эту красоту в гармоничном единстве с окружающим пространством.

Можно сказать, что красота играет ведущую роль в жизни Л.В. Шапошниковой. Все, что она делает – красиво. Она сумела превратить хаос руин полуразрушенного исторического особняка в космос прекрасного Музея, в котором Красота присутствует во всех формах. Основная сокровищница – картины Н.К. и С.Н.Рерихов – регулярно пополняется. Кроме постоянной экспозиции, проводятся сменяющие друг друга выставки художников-космистов, широко представлено самое высокое музыкальное искусство. Публикаторская деятельность проводится на очень высоком уровне. Издаваемый журнал «Культура и Время» является образцом полиграфического искусства и постоянно несет своим читателям новое Знание и Красоту. Проводятся международные конференции и работает Объединенный Научный Центр проблем космического мышления, основной задачей которых является научная разработка идей Живой Этики.

Людмила Васильевна Шапошникова приняла эстафету Знания и Красоты из рук Рерихов, продолжая дело Учителей и разделяя ответственность за судьбу человечества. Она собрала воедино все искры Знания, данного в Живой Этике, и создала цельную картину Мироздания. Через Красоту сказала о существовании иных миров и о космической эволюции. Ее жизненный путь и творчество демонстрируют удивительную глубину и силу духа, звучат мощным аккордом в симфонии Космоса. Она прошла свой звездный путь к великому Знанию и пониманию, что такое космическая Красота, и проторила дорогу другим, идущим вослед.

Литература
1. Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. Сб. ст. В 2 т. Т. 2. М.: МЦР, 2006.
2. Озарение, 2, XIII, 10.
3. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Книга вторая. По маршруту Мастера. I. М.: МЦР, 1999.
4. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Книга вторая. По маршруту Мастера. II. М.: МЦР, 2000.
5. Козар В.А. Вечное в фотоискусстве Людмилы Шапошниковой // Культура и Время. 2006. № 3.