rosserial

РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Л.В.Шапошникова




Материалы Международной научно-общественной конференции «Тернистый путь Красоты» (К 80-летию со дня рождения и 55-летию творческой деятельности Л.В.Шапошниковой), Минск, 2006



Н.И. Снытко
Кандидат философских наук, Институт философии НАН Беларуси, Республика Беларусь, г. Минск

ЧЕЛОВЕК  ПРЕДАННЫЙ

Знакомство с объемным трудом Л.В. Шапошниковой «Великое путешествие: книга третья – Вселенная мастера» произвело на меня огромное впечатление. Размышляя над феноменом Шапошниковой я поняла, что она представляет собой звено в плеяде той могучей творческой интеллигенции России, которая веками славила свою страну: широкая как сама Россия и как Россия многогранная. Появилось желание ответить на вопрос: «Какой Л.В. Шапошникова человек?» и вспомнились известные в истории философии варианты трактовки человека.

1. В понятиях западной антропоцентристской философии традиции от Сократа до наших дней получило признание понятие «гомо сапиенс» – человек разумный. «Познай самого себя». Как человек разумный Л.В. Шапошникова сделала свой выбор в жизни и посвятила последнюю раскрытию сущности творчества лучших представителей российской интеллигенции ХХ века: семейству Рерихов и их восточным учителям, а также выдающимся представителям русской религиозной философии Серебряного века – Соловьеву, Бердяеву, Булгакову, Трубецким, Флоренскому, а также выдающимся ученымВернадскому, Циолковскому, Чижевскому – и их идеям космической эволюции, космического сознания, космической реальности, Живой этики.
Познавая сущностные черты своих учителей она самопознает себя посредством философских стремлений к достижению единства и утверждает, что философская мысль может существовать лишь в многообразии своих проявлений каким бы сложным путем не шла эволюция ХХ столетия: 1.) взрыв научного творчества; 2.) вхождение в культурно-духовное пространство Запада философской мысли Индии и Китая, приведшее к пересмотру по-новому всех старых философских проблем, постановке новых; 3.) cоциальные потрясения ХХ века, приведшие к перестройке науки, развитию философской мысли и атеизма, способствовавшие религиозным исканиям, ставшим в свою очередь основой расцвета философских исканий того времени.

2. Аристотель понимал политику как естественную сферу человеческой деятельности и ввел термин «человек политический». Шапошникова с проницательностью философа и острым умом ученого вслед за своими учителями придерживается строгого политического курса: выступает против политики ненаучности и невежественности, политики бескультурья, насилия и произвола. Она последовательно, на протяжении всей своей жизни, проводит политику воспитания любви к своей стране, политику веры и надежды в мощь и расцвет России.

3. В XVII веке, французский философ Рене Декарт высказал идею о том, что единственное достоверное свидетельство человеческого существования – это мышление: «cogito ergo sum» (Я мыслю, следовательно я существую). Человек мыслящий испытывает влияние сознания и способен воздействовать на него. Наиболее действенной формой воспитания сознания по Шапошниковой является обеспечение всех уровней образования. Во время серьезных трансформаций государства, неоднозначных процессов в общественном бытии, во времена падения нравов и торжества цинизма, проявления обнищания, продажности, варварства и спекуляции ее деятельность в этом отношении являет собой пример сильного, искреннего и коренного подъема духа. Она учит искать устоев новых для жизни, проверить богов, которым человек поклонялся, совершить в своей душе переоценку духовных ценностей. Она своим недюжинным интеллектом, интуитивно и религиозным опытом, ощущает космичность происходящего, размышляет об эволюционном феномене – возникновении целой группы людей, через которых эволюция создавала новую ступень в развитии человечества, ступень, когда Духовная революция меняет сознание и мировоззрение обитателей нашей планеты.

4. В немецкой классической философии Иммануил Кант отвечая на вопрос: «Что такое человек?» – различает человека в «прагматическом смысле» - что человек как свободно действующее существо делает или может и должен делать – homo faber. Людмила Васильевна являет собой пример человека действующего, активного, продуктом ее деятельности являются научные исследования, научные труды, общественно-культурная, издательская деятельность и многое другое.

5. Известный русский религиозный философ Н.Бердяев в своей работе «О назначении человека» вводит понятие «человек религиозный » и утверждает, что человек есть загадка для самого себя, потому что он свидетельствует о существовании высшего мира, что загадочность и противоречивость человека определяются не только тем, что он есть существо, упавшее с высоты, существо земное, сохранившее в себе воспоминание о небе и отблеск небесного света, но еще глубже, тем что он изначально есть дитя Божье и дитя ничто… Корни его на небе, в Боге и в нижней бездне. Человек не есть только порождение природного мира и природных процессов, и вместе с тем он живет в природном мире и участвует в природных процессах. Он зависит от природной среды, и вместе с тем он гуманизирует природную среду, вносит в нее принципиально новые начала. По Бердяеву, творческий акт человека в природе имеет космогоническое значение и являет новую стадию жизни космической, а человек в ней есть принципиальная новизна в природе. Человек есть существо, сотворенное Богом и носящее в себе образ и подобие Божье, и проблема человека во всей глубине ставилась лишь в религиозном сознании. Л.В. Шапошникова – религиозный человек, но демонстрирует пример той естественной религиозности, которая не имеет отношения ни к конкретному учению, ни к определенной конфессии, религиозности, которая измеряется уровнем духовности человека, определяющей богатство ее внутреннего мира и дающий возможность ощутить всю грандиозность и космичность окружающего Мироздания.

6. В ХХ столетии австрийский философ Эрнст Кассирер ввел понятие «человек символический». Шапошникова – знаковая фигура. Она является символом света, противостоящего силам тьмы и зла, символом преданного служения науке и культуре своей Родины.

7. Но понятия «человек преданный» не существует в западной философии. Мы находим понятие «преданное служение» в философии восточной. Ведическое Знание – основа основ – восточной культуры, учение даосизма, буддизма учит нас искусству счастливой жизни, жизни полной любви к свету посредством преданного служения; учит незнакомому в западной философии понятию – творению человека преданного. Преданное служение – это своего рода практика. Это не способ ухода от деятельности, которым могут воспользоваться те, кто предпочитает ничего не делать или проводить время в безмолвной медитации. Это практика для тех, кто следует по стопам предыдущих учителей. Те, кто стоит на пути духовного развития и практикует преданное служение, всегда заняты деятельностью. Великие души и великие преданные не подчиняются диктату материальной энергии, а действуют под защитой энергии духовной. Такова отличительная черта преданности. В ведических писаниях указывается на шесть отличительных черт преданного служения:

1) чистое преданное служение немедленно избавляет от всех видов материальных страданий.
Так мы понимаем жизненный путь Л.В. Шапошниковой;

2) чистое преданное служение благотворно для всех.
Популяризируя учения своих учителей, Людмила Васильевна расширяет сознание множества последователей и единомышленников;

3) чистое преданное служение само по себе приносит человеку трансцендентное блаженство.
Проникаясь учениями своих учителей, Л.В. Шапошникова возвышает свои мысли до их идей, вторит им, объясняет, что из всей воспринятой из таинственных глубин Космоса информации важнейшим поиском и исследованием должна стать разработка проблемы соединения земного и небесного, духа и материи, творчества земного и творчества космического;

4) чистое преданное служение достигается очень редко.
Л.В. Шапошникова пишет о редких людях, будучи сама человеком редким – личностью;

5) те, кто занят чистым преданным служением, смеются даже над освобождением.
Шапошникова как Человек преданный своему делу не желает никакого освобождения, не говоря уже о материальных чувственных наслаждениях. Любовное служение избранному делу само по себе приносит ей полное удовлетворение;

6) чистое преданное служение – единственное средство привлечь высшую энергию, которая, становясь внутренней энергией, обладает даже большей трансцендентной силой, чем ее источник.
Л.В. Шапошникова трансформируя энергию своих учителей, сама стала могучим источником духовной энергии, мастером, ведущим своих учеников под Знаменем Мира.