РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Новости

16.08.2013


Рерих Юрий Николаевич — образ истинного, вдохновенного ученого-мыслителя, человека высочайшей духовной гармонии.

«Как нужен Юрий — индолог, санскритист, тибетолог и монголист, не только глубоко изучивший источники, но и владеющий языками — небывалое соединение, так нужное при возросшем значении Азии. Да, наша Родина пойдет по новым путям, вооруженная новым знанием».[1]

 

 

 

 

Такими словами Николай Константинович Рерих емко выразил то великое предназначение по объединению культур Азии, культур близких народов России и Индии, которое на протяжении всей жизни выполнял его сын Юрий Рерих. «У него собран богатейший материал. Как истинный историк он умеет говорить беспристрастно, а это сейчас редко встречается. Кроме обширного научного, имеется литературный и художественный материал, доказывающий, как издавна открыто было русское сердце к красоте Индии», — пишет Николай Константинович».[2]

Магистр индийской филологии, он в 1924 — 1925 гг. вел исследовательскую работу в Индии, Сиккиме и Кашмире, занимаясь санскритом и тибетским языками. В 1925 — 1928 гг. работал с экспедицией Н. К. Рериха в Ладакхе, Синьцзяне, Монголии, Китае и Тибете. С 1930 г. состоял директором Института Гималайских Исследований в Индии. В 1931 — 1932 гг. работал в Западном Тибете, в 1934 — 1935 гг. в Маньчжурии, Монголии и Китае. С 1935 г. вел научную работу в Индии. С 1949 г. работал в Калимпонге, Запад­ный Бенгал, где руководил индо-тибетским семинарием для оставлен­ных при университете для подготовки к профессорскому званию, а также заведовал курсами китайского и тибетского языков. Состоит членом Королевского Азиатского общества в Лондоне и Азиатского общества в Бенгале. В августе 1957 г. вернулся в СССР.[3]

Так лаконично, обходя многочисленные научные регалии и звания, свою автобиографию мог написать только поистине великий ученый, посвятивший всю свою жизнь служению Общему благу.

А между тем мировой научный авторитет Ю.Н.Рериха был велик и имел большое значение, как в нашей стране, так и далеко за ее пределами.

В своем выступлении на Первой общественно-научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Юрия Николаевича Рериха, Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха (Москва) Л.В. Шапошникова сказала: «Он был одним из крупнейших востоковедов нашего времени, чье имя было известно во многих странах мира. Талантливейший лингвист, историк, этнограф, археолог, он был энциклопедически образован и представлял то синтетическое направление востоковедения, которым в свое время могла гордиться Россия, но которое, к великому прискорбию, было утрачено в нашей стране за последние десятилетия. Юрий Николаевич был богато одаренным человеком. Он владел многими восточными и западными языками, блестяще знал культуру Востока, его религию и философию. Его личность несомненно представляла планетарную культурную ценность.

Юрий Николаевич имел мужество в 1957 году приехать к нам и принять наше гражданство. Он умер в 1960 г., пройдя свой крестный путь до конца и с великим достоинством. Он прекрасно осознавал цель своего приезда и, конечно, знал, чем все это для него кончится. Однако ничто не могло поколебать его решения. Ибо это решение было неотъемлемой частью той миссии, которую несли все Рерихи. То, что он сделал, переоценить невозможно. Его великий подвиг был достоин семьи Рерихов. Именно он, и никто другой, вернул нашей стране ее ценнейшее национальное достояние — самих Рерихов. Долгое время о них создавались у нас различные мифы, которые, к сожалению, определяли и отношение к Рерихам наших правящих кругов. Их называли белоэмигрантами, антисоветчиками, религиозными фанатиками и прочими подобными словами.

Труд, проделанный Юрием Николаевичем за короткий срок его пребывания в нашей стране, в корне изменил ситуацию и изменил наше общественное мнение в пользу Рерихов. Это уникальное его деяние имело планетарное значение, и со временем мы все больше и больше будем осознавать эволюционную суть достигнутого им. Именно по инициативе и с помощью Юрия Николаевича были устроены первые выставки картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича. И мы увидели волшебный мир Красоты, ко­торый заставил задуматься многих из нас. Юрий Николаевич с присущей ему щедростью пополнил наши галереи, в частности, Русский музей и Новосибирскую картинную галерею бессмертными по­лотнами своего отца из собственной коллекции. Эти произведения мы раньше никогда не видели. Он, не жалея своего времени, выступал с лекциями, докладами и рассказами. Из них мы узнавали о реальных Рерихах, об их делах и достижениях во имя Родины.

Именно от Юрия Николаевича окружавшие его люди узнали о сути и главной концепции Учения Живой Этики или Агни Йоги. И узнали об этом не из книг, а от самого носителя этой концепции. Он был богато одарен духовно, и эти беседы о Живой Этике принесли его слушателям значительные накопления. Можно утверждать, что, ведя такого рода работу, Юрий Николаевич постепенно становился уникальным энергетическим центром, которого так не доставало в те годы культурной России. В лице Юрия Николаевича возник действительный магнит, лучи которого осветили и энергетически инициировали будущее Рериховское движение. Пребывание лишь одного Рериха на нашей территории, уже сыграло огромную роль в нашей духовно-культурной жизни.

Без Юрия Николаевича многое бы не состоялось. Не состоялась бы, например, Центрально-Азиатская экспедиция, а если бы и состоялась, то не имела бы того важного результата, о котором мы теперь все знаем. Три Рериха вышли на ее маршрут: Николай Константинович, Елена Ивановна и двадцатидвухлетний Юрий Николаевич, тогда еще начинающий востоковед. Несмотря на молодость, Юрий Николаевич взял на себя самое трудное. Блестящее знание языков хинди, монгольского, тибетского позволили ему общаться с местным населением на том уровне, который был необходим экспедиции. Кроме этого, он отвечал за охрану экспедиции и ее безопасность. Теперь мы знаем, через какие опасные районы проходил ее маршрут. В неспокойном Тибете ее участников окружали агрессивные племена, готовые в любой момент к нападению на экспедиционный караван. Юрий Николаевич был храбр и отважен. Когда караван остановился в пустыне Монголии перед городом разбойника Джа-Ламы, то Юрий Николаевич вошел в него первым, чтобы проверить, грозит ли оттуда какая-либо опасность каравану или нет. Надо сказать, что Юрий Николаевич был по своему призванию военным. И интересовался военным делом профессионально. Когда в 1990 г. я разбирала в Бангалоре Рериховское наследие, переданное Святославом Николаевичем Советскому Фонду Рерихов, то обнаружила немалое количество серьезных книг по военному делу, принадлежавших Юрию Николаевичу. Теперь эти книги являются частью мемориальной библиотеки Рерихов, которая находится в нашем Международном Центре Рерихов.

Почти 10 лет Юрий Николаевич был директором Института Гималайских исследований, созданного Рерихами в 1928 г. в долине Кулу. И Институт был уникальным, как и его руководитель. Он создал новую концепцию деятельности этого комплексного научного учреждения, в которой сочетались древние достижения с современной наукой.

Институт Гималайских исследований объединил и гуманитарные предметы, и естественные: там были этнография и лаборатория по борьбе с раком, там были отделения ботаники, орнитологии и археологии. Концепция работы Института Гималайских исследований неизменно осуществлялась в жизни, пока существовал Институт (к сожалению, закрывшийся накануне Второй мировой войны)».[4]

Юрий Николаевич неимоверными усилиями и своим авторитетом ученого с международным именем смог возродить почти сошедшее в стране на нет такое важное и имеющее давние научные традиции востоковедение, организовать заново научную школу подготовки молодых ученых. Задача оказалась по силам только ему. Ведь более семисот ученых-востоковедов были репрессированы в 30-50-е годы прошлого века.[5]

Бывший директор Института тибетологии в Сиккиме (Индия) Нирмал Сингх своими словами передал отношение индийской науки и всех индийцев об этой великой личности: «Ю.Н.Рерих как ученый является одним из величайших энциклопедистов Запада и Востока. Лингвист, исследователь, архео­лог, критик, искусствовед, мыслитель и знаток культуры, он не знал границ в области познания. Для него не существовало границ между древним и современным, между Востоком и Западом или между различными отраслями науки. Прежде всего его интересовал человек, он был истинным гуманистом. Ю.Н.Рерих как чело­век был даже еще более велик, чем Ю.Н.Рерих как ученый. Он выковал золотое звено связи не только между Индией и Россией или между Востоком и Западом, но и между всеми народами всех стран и времен».

21 мая 1960 года Юрий Николаевич ушел из земной жизни, когда ему было всего 58 лет. «Сколько, сколько еще он мог бы дать, сколько он знал. Но течения Жизни неисповедимы — Великая Бесконечность ткет свой особый узор. <…> - пишет Святослав Николаевич Рерих о стремительной, наполненной подвигом жизни своего брата, - Он ушел из жизни полный творческих сил и неосуществленных планов. Когда-то такой же неожиданной была для нас и смерть отца. Но потом мы поняли, что, быть может, так и следует оставлять жизнь. Уходить из нее на подъеме своих возможностей, уходить, так сказать, на гребне волны. Подхваченные другими, все начатые дела будут продолжены».[6]

Бесценные знания, накопленные Ю.Н. Рерихом, не были забыты и в Беларуси, где в последние годы вопросам сближения национальных культур нашей страны и Индии уделяется все более пристальное внимание. В этом процессе рериховское общественное движение играет немаловажную роль.

Так, 22 марта 2012 года в Минске на историческом факультете Белорусского государственного университета по инициативе и при участии Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха прошла Международная научно-практическая конференция «Культурное наследие Индии и Беларусь. К 110-летию со дня рождения Ю.Н. Рериха». Это была уже вторая индологическая конференция в нашей стране.

Участвовавшие в конференции видные ученые, культурные и общественные деятели Беларуси, Индии, России, а также Греции, США, Узбекистана, Туркменистана (стендовые доклады) подчеркнули особую значимость для международной науки работ Ю.Н. Рериха, в том числе их актуальность для Беларуси.

В частности, в докладах кандидата педагогических наук, доцента Минского государственного лингвистического университета Барановой А.С., кандидата педагогических наук, старшего преподавателя кафедры социальной работы Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Ермолич С.Я., члена - учредителя Международного Совета рериховских организаций имени С.Н. Рериха, члена правления Общества «Беларусь–Индия» Н.П. Германовой и других была показана не только роль Ю.Н. Рериха как ученого и его работа в Центрально-Азиатской экспедиции, но и огромное значение для человечества творчества всей семьи Рерихов.

Большой интерес вызвало выступление российского ученого, член.-корр. Международной академии наук экологии и безопасности человека и природы, советника РАЕН М.Н. Чирятьева на тему «Значение индийской мысли в научной деятельности Рерихов в Институте Гималайских исследований «Урусвати».

Он указал, что благодаря внутренней работе с использованием восточных методов самопознания и дисциплины Ю.Н. Рерих преобразился в настоящего ученого-подвижника, открывающего скрытые пласты духовных знаний, на которых строится подлинная наука. Еще в Кембриджском кружке, когда Юрий Николаевич учился в Америке в Гарварде, он вместе со своими друзьями, В.А. Перцовым и В.В. Диксоном, уже занимается вопросами метанаук, ищет духовные истоки научных знаний, интересуется «психологией явлений». Его интересуют очень широкие области, хотя в каждой из них он стремиться выявлять определенные грани. Мыслью и опытом формируется зерно, которое нужно будет проращивать на трудных жизненных путях, в экспедициях и в научном творчестве.

Юрий Николаевич, будучи директором Института «Урусвати», под руководством своих родителей Н.К. Рериха и Е.И. Рерих организовал в Институте работу по научному познанию разных уровней биосферы (минералов, растений, животного царства), что сочеталось с познанием разных аспектов ноосферы (культурология, религиоведение, этнография, археология, лингвистика), которая является одухотворенной человеческим творчеством частью природы. Эти работы строились на синтезе объективных методов научных исследований и Учения Живой Этики – качественно новой системы познания всех явлений земной сферы и Вселенной, которая была дана человечеству через старших Рерихов Великими Учителями, Махатмами.


Я.С. Сомов,
представитель рериховцев города Борисова, Беларусь


____________________________
1. Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 3, с.534-535. М.: МЦР, 1996.
2. Там же, с.332.
3. Ю.Н. Рерих. Автобиография. Архив ИВ РАН.
4. См.: Васильков Я.В., Гришина A.M., Перченой Ф.Ф. Репрессированное востоковедение: востоковеды, подвергшиеся репрессиям в 20—50-е годы // Народы Азии и Африки. 1990. №4.
5. Шапошникова Л.В. Слово о Юрии Николаевиче Рерихе // Ю.Н.Рерих: материалы юбилейной конференции. М.: МЦР, 1994.
6. См.: Непрерывное восхождение. Сборник, посвященный 90-летию со дня рождения П.Ф. Беликова. Т. 1, с.143, 497. М.: МЦР, 2001.