РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Новости


06.03.2014

Мост Культуры – мост дружбы
О путешествии в Индию

(с сайта Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха)


2014 год объявлен в России Годом Культуры. Ценности Культуры являются общечеловеческими, истоки ее – едины. Эти идеи отражены в творческом наследии великого русского художника и мыслителя Н.К.Рериха, всей семьи Рерихов. Их культурную деятельность Президент нашей страны считает мостом дружбы между народами России и Индии. В совместном заявлении Премьер-министра Индии А.Б.Ваджпаи и Президента РФ В.В.Путина, принятом в Дели 4 декабря 2002 года, сказано: «Россия и Индия отметили важность сохранения и поддержки уникального художественного и культурного наследия семьи Рерихов, которое имеет непреходящее значение для российско-индийской дружбы».

Кто хотя бы однажды побывал в индийской долине Кулу, увидел величественные вершины горы Гепанг, тот знает о притяжении этого прекрасного места на нашей планете. Недаром священная долина Кулу так любима бесчисленными богами Индии, что особенно можно увидеть и понять в Дуссеру – главный праздник для жителей долины.

Ежегодно во второй декаде октября около 360 богов отправляются из своих храмов и алтарей в сопровождении свиты служителей и музыкантов в город Кулу в гости к богу Рагхунатху (Раме). Добираться пешком из деревень иногда приходится несколько дней. Золотые и серебряные маски богов несут на паланкинах, украшенных гирляндами ярких желтых цветов, в палаточный город на центральной площади, где совершается праздничное действо. Встречаясь, боги раскланиваются друг с другом, общаются. Звучат священные песни, славящие Раму, гремят трубы, барабаны, развеваются нарядные флаги. Паломники получают благословение, радуются, поют песни, танцуют. До поздней ночи в Кулу светятся огни. Праздник Дуссера – это еще и оживленная ярмарка, и фестиваль искусств.

Мы приехали в серебряную долину как раз в праздничные дни. Она действительно серебрилась от утренних и вечерних туманов. Торжественность, радость, всенародные гулянья напомнили нам в Индии наши праздники – Рождество Спасителя и Масленицу.

В деревне Наггар, в которой мы остановились, в рамках празднования Дуссеры и Дня рождения Н.К.Рериха, великого русского художника, мыслителя-гуманиста, глубоко почитаемого в Индии, сотрудниками Международного Мемориального Треста Рерихов (ММТР) был организован праздник Культуры. Выставку индийского художника Атмы Рама, конкурс детского рисунка «Мы рисуем Космос» открыли советник посольства РФ в Индии Д.Е.Алипов, российский куратор ММТР Л.В.Сургина и директор департамента изобразительных искусств Университета в г.Шимле (штат Химачал Прадеш) д-р Хим Чаттерджи. Учителями и учащимися детской Академии искусств имени Е.И.Рерих была подготовлена концертная программа. Они исполнили индийские и русские песни (на русском языке), а также танцы народов долины Кулу с хороводами, так похожими на хороводы русского народа. А затем по гималайской долине разнеслась зажигательная музыка русского перепляса. Ее сменили родные сердцу раздольные напевы. Под патронажем Посольства РФ в Индии, ММТР и Межрегиональной общественной организации «Ассамблея достижений континентальных культур "Достояние"» в Наггар приехал из г.Новосибирска молодежный образцовый коллектив ансамбля народного танца «Сибирские узоры», который на высоком уровне представил русское искусство на открытой театральной сцене Института «Урусвати», основанного в Наггаре семьей Рерихов.

Мы гордились новосибирцами, подарившими местным жителям и гостям ММТР танцы разных народов мира. Язык искусства, творчества – самое лучшее средство общения и дружбы между народами. Перед концертом юноши и девушки из новосибирского ансамбля стали участниками огненной пуджи – молитвы индуистского священника в память о Н.К.Рерихе – Водителе Культуры. Так называют во всем мире выдающегося сына двух великих стран – России и Индии. Горящее пламя священного огня наполнило искрами вдохновения юных танцоров. Яркие впечатления от встреч, от пуджи возле хранителя долины Гуго Чохана, от экскурсий по художественной галерее Рерихов ребята повезли в другие города центральной и южной Индии. Там они будут рассказывать языком танца о русской культуре, имевшей в своих истоках так много общего с индийскими народными традициями. Будет чем поделиться участникам ансамбля и со своими друзьями в Новосибирске!

Надо сказать, что интерес к русской культуре в Индии растет с каждым годом. Мемориально-музейный комплекс Рерихов в Наггаре притягивает к себе многих индийских и иностранных туристов. Наши великие соотечественники своим творчеством способствовали тому, чтобы в Индии создалось более полное представление о России и ее культуре. Святослав Николаевич Рерих, проживший большую часть своей жизни в Индии и чувствующий себя русским человеком, частью России, видел свое назначение в том, чтобы быть одним из связующих звеньев между двумя народами через искусство и культуру. В течение 30 лет он часто приезжал на Родину с выставками картин – собственных и своего отца Николая Константиновича, давал интервью журналистам, встречался с людьми, читал лекции… Он связывал с Россией огромные надежды, считая ее пространством будущего. «Я всегда верил, что России предопределена особая, исключительная роль. В России сошлись Восток и Запад. А потом ее размеры, географическое положение. Все это чрезвычайно важно…» (из беседы с соб. корр. «Известий» в Бангалоре, опубликованной 13 декабря 1990г.).

23 октября, в День рождения С.Н.Рериха, выставочный зал ММТР был заполнен российскими гостями. В этот день демонстрировался видеофильм «Зов Космической эволюции», созданный Международным Центром Рерихов в Москве (МЦР). Фильм, повествующий о выдающемся вкладе Рерихов в мировую культуру, об их эволюционных задачах смотрелся на одном дыхании. Возвышающая душу красивая музыка и песня–наказ «Вперед, друзья, вперед!» наполнили сердца зрителей торжественностью. По окончании фильма в зале ненадолго воцарилось молчание… Кто-то из гостей впервые прикоснулся к жизненным вехам семьи Рерихов и их творческому наследию. Они задавали волнующие их вопросы Л.В.Сургиной и просили ее провести экскурсию по Дому Рерихов и институту «Урусвати».

В эти праздничные дни мы были очень рады встретить в Наггаре группу единомышленников из Санкт-Петербургского отделения МЦР, вместе потрудиться на благоустройстве территории в усадьбе Рерихов, вместе посмотреть замечательный фильм, объединиться на огненной пудже-молитве, обменяться впечатлениями об интересных встречах на индийской земле.

В знак великого уважения к С.Н.Рериху на флагштоках усадьбы развевались национальные флаги Индии и России, а также Знамя Мира – Знамя Культуры, поднятое Н.К.Рерихом в 30-е годы прошлого столетия в защиту культурных ценностей всего человечества. Творческая энергия разных народов, напитавшая в разное историческое время памятники культуры, созидала культурное пространство - энергетическое поле нашей планеты. Уничтожение памятников культуры ослабляет энергетику Земли. Поэтому Н.К.Рерих призывал людей защищать Культуру, ее духовную составляющую, чтобы сохранить мир, сохранить жизнь на планете.

Древняя культура храмов, исторических памятников хранят огромные знания для будущих поколений. Среди памятников древних индийских цивилизаций IVII веков, которые принадлежат к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО, нам посчастливилось увидеть пещерные комплексы Элоры и Аджанты на острове Элефанта в Аравийском море, среди каменных руин Хампи. Народ Индии в течение тысячелетий хранит свои традиции, свои памятники культуры, вне зависимости от того, где они находятся – в крупных центрах или в небольших горных деревнях, таких как Румсу или Джана.

Мягкостью и теплотой веяло от красных строений города Фатехпур – Сикри, основанного Великим Акбаром – мудрым, справедливым правителем и созидателем, покровителем наук и искусств. Он разрешил свободное вероисповедание, и следы разных религий встречаются во фрагментах дворцовых построек. Видя это объединение, понимаешь, что Истоки религий - едины. Будучи мусульманином, император Акбар построил в новой столице дворец православной жены Мариам и дворец своей любимой индуистской супруги, единомышленницы Джод Бай. В очерке «Время» Н.К.Рерих пишет: «В Фатех-Пур-Сикри, в покоях супруги великого Акбара, еще различимы следы стенописи, такие возносящие мысль, столь объединительные. Многие возвышения мысли протекали под этим кровом. Сокровищница, внешне безмолвная, но духовно красноречивая, оставлена грядущим поколениям. Да сохранятся знаки места сего. Для кого-то они будут лишь полуистертыми остатками фресок, но внимательный глаз различит неожиданные, так много говорящие ищущему сердцу облики. Эти вещественные останки скажут и подтвердят догадки историков о том, как широко мыслил Акбар и его супруга – недаром около них выросло столько легенд, предположений и увлекательных сказаний».

В технической столице Индии – Бангалоре – мы побывали в имении Татагуни, где жил и творил выдающийся русский художник, ученый, педагог, общественный деятель С.Н.Рерих со своей знаменитой супругой индийской кинозвездой Девикой Рани-Рерих. Несмотря на близость городской цивилизации, в имении царила тишина. Ее изредка нарушали крики обезьян, неожиданно повисающих на ветвях древних баньянов. Имение Татагуни пока закрыто для посещения туристов, и, может быть, поэтому сохранило ощущение присутствия великого художника и просветителя, Вестника Красоты. На территории по-прежнему цветут кустарники, благоухают эфироносные деревья с каплями смолы, изящным изгибом манит скамейка у озера, на которой любили отдыхать Девика и Святослав Николаевич, поддерживается огонь в древнем святилище. Только Мемориал на месте их захоронения возвращает к настоящему времени. Из зажженных свечей мы выложили около Мемориала знак Триединства как символ огненного служения Подвижников Культуры ее основам – Знанию и Красоте.

В Центре искусств «Читракала Паришад», основанном С.Н.Рерихом в Бангалоре, торжественно и ярко светились краски его картин, восхищали гималайские этюды Н.К.Рериха. Долго стояли перед полотном Святослава Николаевича «Се Человек». Проникая глубоко в душу, на нас смотрели Глаза Христа, словно спрашивая: «Когда же вы научитесь любить друг друга?»

Неизгладимое впечатление оставило и посещение школы имени Ауробиндо Гхоша, в создании которой принимал активное участие С.Н.Рерих. Здесь реализовывались педагогические идеи Святослава Николаевича, его завет о неустанном устремлении к Прекрасному, и совет: каждый день становиться чуть-чуть лучше. Нам показали скромные классы с репродукциями картин Н.К. и С.Н.Рерихов, зал для медитаций (молитв), утопающий в цветах и убранный в желтых, солнечных тонах. На стенах таких же ярких коридоров есть стенды с мудрыми философскими изречениями, с красивыми видами природы.

Во время перемены на дворовую спортивную площадку вылетела стайка радостных ребятишек, а школьники постарше спокойно возвращались вместе с учителем с занятий. В Индии очень уважительно относятся к учителю. Он почитается народом наравне с богами. В литературных трудах Н.К.Рериха есть такие строки: «Я слышал прекрасную историю о маленьком индусе, познавшем учителя. Его спросили: "Неужели солнце потемнеет для тебя, если увидишь его без Учителя?" Мальчик улыбнулся: "Солнце останется солнцем, но при Учителе мне будет светить двенадцать солнц!" Солнце мудрости Индии будет светить, ибо на берегу сидит мальчик, знающий Учителя. В учениях Индии сказано: "Благословенна Индия! Ибо ты одна сохранила понятие Учителя и ученика"» (Н.К.Рерих. Химават. Гуру-Учитель)

В нашей группе путешественников было учителя, живущие идеями Гуманной педагогики. Гуманно-личностный подход Ш.А.Амонашвили к ребенку, в его воспитании и образовании, основанный на классическом педагогическом наследии, имеет много общего с направлениями обучения детей в Бангалорской школе. Любовь, сердечная молитва, Красота и Знания – вечные духовно-нравственные ценности, необходимые для развития ребенка. Как хорошо, что есть такие школы педагогической культуры и в Индии, и в России, и в бывших союзных республиках нашей страны!

Конечно, внедрение техногенной цивилизации в древнюю культуру Индии дает о себе знать в ее крупных мегаполисах. Но, все-таки живет в душе надежда, что человек не утеряет Высшие ценности, сохранит язык прекрасного творчества, язык Культуры для взаимопонимания с другими народами. И такие форумы культуры, как в Наггаре, укрепляют эту надежду.

Н.К.Рерих в очерке «Индия» пишет: «Как радостно демонстрировать молодому поколению прекрасные достижения множества блестящих мастеров. Процветание искусства и знания вдохновляет. …О, Индия волшебно-прекрасная! Позволь выразить тебе глубочайшее восхищение величием и вдохновением, которым полны твои древние города и храмы, твои луга, твои реки и Гималаи».

 

О.Слепова,

Культурно-просветительская общественная организация «Рериховское общество г.Заречного Пензенской области»


Фотохроника

Бангалор. Центр искусств. Картины С.Н.Рериха Наггар.Выступление новосибирского ансамбля
   
Н.К. и С.Н.Рерихи в Наггаре Праздник Дуссера в Кулу
   
Древний город Хампи Пещерный комплекс Эллора
   
Огненная пуджа в Наггаре В деревне Румсу