РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Новости

26.07.2016

(С сайта Международного Совета Рериховских организаций им. С.Н. Рериха)

Думая о Людмиле Васильевне…

26 июля 2016 года мы отмечаем знаменательный юбилей – 90 лет со дня рождения Людмилы Васильевны Шапошниковой, выдающегося деятеля культуры и науки; человека, без которого многое в истории России рубежа II-III тысячелетий могло бы иметь иную духовно-ценностную окрашенность.

Освещая события 1991 года, исследователи отечественной истории нередко называют этот временной рубеж «третьей революцией XX века» в России, точкой отсчета радикальных социальных преобразований в стране. По их мнению, с этого момента Россия обрела свободу от теней тоталитарного прошлого. События конца 1980-х – начала 1990-х годов изменили ход истории и в глобальном масштабе: в мировое сообщество вошла новая демократическая Россия. Этот период был труден, временами трагичен и требовал от всех, кто прошел через него, крайнего напряжения духовных и физических сил.

В преддверии социальных сдвигов С.Н. Рерих принял судьбоносные решения – безвозмездно передать наследие своих родителей на Родину и создать общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха в Москве. Для выполнения этой эволюционной миссии Святослав Николаевич выбрал героя Культуры – Людмилу Васильевну Шапошникову. Она выполнила труднейшие задачи, объединив в творческом созидательном труде многих единомышленников.

Одновременно с наследием семьи Рерихов в культурное пространство России возвратились имена и труды вестников духовной революции начала прошлого века – Бердяева, Флоренского, Ильина, Булгакова, Сорокина, Вернадского, Циолковского, Чижевского и многих других. Гигантский массив исключительно значимой и практически неизвестной прежде информации необходимо было освоить, вписать в историю культуры Отечества и ввести в повседневную жизнь. Очевидно, что задача не могла быть решена методологическими средствами прежних времен. Требовались новые широкие научно-философские подходы, новые социальные практики, требовалось новое мышление.

Широким, крайне разбросанным оказался спектр новых подходов на подмостках исторического театра России начала 1990-ых. Среди них уникальной эволюционной емкостью отличалась Живая Этика, составлявшая фундаментальную основу наследия семьи Рерихов. Именно Живая Этика стала методологическим ключом научного творчества и активных социальных действий Людмилы Васильевны. Однако «философия космической реальности», — как она определила эту мировоззренческую систему, — судя  по статьям, книгам, публичным выступлениям Людмилы Васильевны, включала и духовное, художественное, научное творчество Елены Ивановны, Николая Константиновича, Юрия Николаевича, Святослава Николаевича. Наконец, в эту философию жизни органично входило и прямое жизнетворчество членов Великой семьи. Предистоки же, так называемого, космизма, исходя из корпуса работ Л.В. Шапошниковой, были, на ее взгляд, щедро разлиты по страницам истории культуры мира. Прежде всего, она находила их в, очевидно, близких ей эпохах – Кецалькоатля, Великих Нагах, Перикла, Христа, Уты и Эккехарда, Жанны д’Арк, Акбара, Сергия Радонежского… Неожиданные отзвуки она обнаруживала и в современной жизни индийских племен. Таким образом, герои Культуры, двигающие эволюцию всего мира, указывали на космическое мировоззрение, на Небо, как на Родину Духа человечества.

В трудах Людмилы Васильевны было сформировано целостное представление о космической природе исторического процесса, об истории и метаистории. Здесь были выявлены особые причинно-следственные связи исторических явлений и фактов, обозначены векторы дальнейшего развития страны и планеты. Людмиле Васильевне принадлежит научно-философская концепция связи социальной и духовной революций в истории. Введенные в научный оборот понятия открыли возможность проникнуть в суть эволюционных действий, которые осуществили Святослав Николаевич и Людмила Васильевна.

Выделим лишь главное на сегодняшний момент. Благодаря провидческой деятельности С.Н. Рериха и самоотверженному воплощению его замысла Л.В. Шапошниковой, стихия социальных сдвигов начала 1990-х не поглотила духовный импульс космической эволюции, вновь направленный в Россию. Этот импульс необходимо было освоить, во-первых, в условиях земного измерения, во-вторых, в условиях конкретно-исторического этапа развития страны. Тяжелейший опыт социально-практической деятельности, в которой «захлебнулись» искры нового сознания, зажженные духовной революцией первых десятилетий XX века в России, взывал, настоятельно требовал соединить разошедшиеся тогда пути социальной и духовной революций. Действительность должна была (!), наконец, вступить в очевидность (Знаки Агни Йоги, 477) и преобразить последнюю. Духовный импульс, воплотившийся в создании Международного Центра Рерихов, должен был послужить энергетической основой социальных сдвигов, задать эволюционный вектор социальным преобразованиям. По сути, духовный магнит, сформированный С.Н. Рерихом и Л.В. Шапошниковой, призван был утвердить ту меру равновесия, ту интонацию гармонии духовного и социального начал, которые особенно необходимы в эпоху перемен.

Обладая знанием энергетических закономерностей исторического процесса, Людмила Васильевна бесстрашно продвигалась навстречу грядущему не только в научном творчестве, но и в социо-духовной деятельности. Будучи Проводником духовного импульса, озарившего сознание людей начала XXI века, она стала одной из ведущих на этом крайне трудном этапе исторического пути России. Своим героическим энтузиазмом, проявленным на полях бесконечных битв с чиновничье-бюрократическим аппаратом за жизнь МЦР в Москве, за судьбу воли С.Н. Рериха, заложенной  в его концепции Центра-Музея в России, Людмила Васильевна вдохновляла идущих следом за  ней.

Так сформировалось современное Рериховское движение, сплотившееся вокруг МЦР в начале 1991 года для реализации задач, поставленных С.Н. Рерихом. «Вы должны стать культурообразующей силой в своих регионах», — не раз говорила Людмила Васильевна на встречах с деятелями Рериховского движения. Сегодня становится ясно, что в этих ее словах был заложен наказ – вводить ценности высокой культуры, ценности духовной революции в жизнь каждого текущего дня: в расстановку приоритетов при планировании тех или иных действий, в определение их целей и задач, в выбор путей и способов осуществления, в отбор критериев оценки результатов.

Скажем сразу, не всегда рериховская общественность соответствовала планке, поставленной Людмилой Васильевной. Да и в ее земной деятельности иногда, вероятно, бывали моменты, когда, — как писала она в книге «Град Светлый», — земная материя одерживала верх над высокой энергетикой духовного мира. Однако результирующая ее пути была сформулирована Святославом Николаевичем: «Спасибо за будущее, которое Вы Нам готовите»…

Что же касается Рериховского движения, то тяжелейшие события последних лет и стойкое противостояние невиданному произволу чиновников Минкультуры РФ, действия в строгих рамках культурно-правового поля, нерушимое утверждение культурной памяти о событиях, свидетелями и участниками которых являлись и являются члены Рериховского движения, — показывают, что Рериховское сообщество стремится быть одним из важнейших инструментов духовной революции, одним из ее верных проводников. Лишь продвигая ценности Культуры в жизнь, можно эффективно защитить замысел Центра-Музея имени Н.К. Рериха, сохраняя и реализуя его эволюционный потенциал.

По прошествии четверти века, мы лишь приступаем к осмыслению пройденного, пониманию подлинных причин и масштабов великих культурных событий, продолжением которых стали 1990-2010-е годы в России, к пониманию миссии Людмилы Васильевны и своих конкретно-исторических задач на современном этапе. Тривиально утверждение: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Но жизнь неумолимо показывает – это так!

Вот почему с полным правом сегодня мы свидетельствуем: сложный исторический переход из прошлого в нынешнее столетие Россия совершила под духовным водительством С.Н. Рериха и Л.В. Шапошниковой. Их имена запечатлены на скрижалях истории и метаистории нашей страны и планеты.

В день юбилея Людмилы Васильевны Шапошниковой присоединимся к Общей Радости и торжественно понесем ее в сердце!

 

Е.В. Троянова,

О.А. Уроженко