rosserial

Главная Новости Пакт Рериха и Знамя Мира Семья Рерихов Л.В.Шапошникова Галерея Сотрудничество
РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Культурно-просветительская деятельность Гуманная педагогика О Беларуси Защита Имени и Наследия Рерихов
Пакт Рериха и Знамя Мира
Пакт Рериха | Актуальность Пакта Рериха | Библиография | Статьи Н.К. Рериха | Фильмы | 75 лет Пакту Рериха

Пакт Рериха – первый международный договор о защите Культуры: история и современность


Н.П. Германова, историк, член-учредитель
Международного Совета Рериховских организаций
имени С.Н. Рериха

2010 год – это год 75-летия Пакта Рериха – первого международного договора об охране культурных  сокровищ мира, автором которого был выдающийся  русский художник, мыслитель и общественный деятель Николай Рерих. Вся жизнь  великого Подвижника Культуры была посвящена Служению Общему Благу,  великому делу мира через культуру.

Пакт – великий гуманистический документ, лег в основу ныне действующей Гаагской конвенции 1954 года «О защите культурных  ценностей в случае вооруженного конфликта», которую подписала и наша страна.

Н.К. Рерих видел в Культуре важнейшее эволюционное звено в достижении мира на Земле, в великом переустройстве жизни на нашей планете через Красоту и Знание.  Он считал, что « никаким приказом нельзя запретить злобу и ложь.  Но неотложно, терпеливым напоминанием о высших сокровищах человечества, можно сделать эти исчадья тьмы вообще недопустимыми, как порождения темного невежества»[1,с.221].

Великий художник  так определял Культуру: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце.

Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и  созидательной Красоты» [2,c.63].

В этой формуле заключен практически весь смысл Космической эволюции человечества. Осознанная Красота утончает энергетику человека, меняет его отношение к жизни, духовно и нравственно преображает его. «Наше внутреннее стремление к  чему-то более совершенному, более прекрасному» пробуждает в нас «скрытые энергии», без которых человек не может «подняться на более высокий уровень знания и опыта»[3,с.62].

Сегодня идею Н.К. Рериха о Культуре, как опоре эволюции человечества, развивает в своем научном творчестве Генеральный директор Международного Центра-Музея  им. Н.К.Рериха, академик Л.В.Шапошникова. Проблема взаимодействия культуры и цивилизации занимает в ее научных трудах особое место. Она ввела в научный оборот понимание Культуры «как самоорганизующейся системой духа.  [4,с.41].

ХХI век   выдвигает на первый план приоритет духовных ценностей. С каждым годом все больше и больше людей в разных странах осознают великое значение идей  семьи Рерихов о роли Культуры в развитии мира, но без знания основ философского Учения Живой Этики о космической эволюции человечества не осознать эволюционное значение Пакта Рериха. Культурные ценности – это те магниты, которые связывают нас с мирами более высокого состояния материи, Высшими мирами, имеющими более утонченную энергетику. Произведения искусства, музыки, литературы, науки являются отпечатками того, «что творится в мире невидимом, там, где царствует мысль, где уже есть просветленные области – пространственная основа культурного созидания» [5.с,229]. Истинная Красота связывает человека с Высшим миром, побуждает его создавать рукотворную красоту.

Идеал охранения и защиты культуры жил в сердце Николая Рериха  уже в 1903-1904 г.г., когда  Н.К.Рерих и его жена Елена Ивановна совершили уникальную экспедицию, или, как сам художник, писал «паломничество» по старине. Целью этого путешествия было занести на полотно памятники древнего зодчества, отчасти уже разрушающиеся или даже разрушенные. Тогда же Рерихи посетил г. Гродно и познакомились с уникальным памятником древне-белорусской архитектуры  - Коложской церковью 12 века. Позже Рерих  в  своей статье с восхищением отзывался о  еще не утраченном ею великолепии. «Если Коложской церкви суждено « поддержание», то в каких формах выразится оно?» - писал художник [6.с.25].

В 1903-04г.г. Рерихи посетили  более 40  городов России. В результате экспедиции был собран большой научный и культурный материал, который подвиг Рериха к многочисленным статьям в защиту Культуры.    «Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных» - писал Рерих [6,c.61]. Эта идея была предложена им Российскому обществу архитекторов. Однако началась первая мировая война, которая помешала осуществлению этих планов.

В этой войне мир столкнулся с жестокими разрушениями памятников культуры. Немецкими войсками в Бельгии варварски  была уничтожена библиотека Лувенского  университета, когда 25 августа 1914 года пылали костры из 230 000 книг, также разрушен был древний Ипрский собор. Во Франции в результате обстрела в сентябре 1915г. частично разрушен был и сожжен Реймский собор [1,с.33].

Рерих пишет плакат «Враг рода человеческого», который распространяется в войсках. Художник обращается  к верховному командованию русской армии, к правительствам США и Франции с предложением о заключении международного соглашения об охране культурных сокровищ во время вооруженных конфликтов, но его идея не получила должной поддержки.

В 20-30 годы ХХ века Рерих находится уже за пределами России, но судьба памятников старины в СССР находится в поле его внимания. Он протестует  против погрома храмов в Советском Союзе. «Печатаются статьи и о Симоновом монастыре. Подчеркивается гибель Спаса на Бору. Статья «Охранение» в дальневосточной и русско-американской прессе молит об Успенском Соборе»[6.с,.62].

В 1929 году Н.К.Рерих выдвигает идею подписания международного Пакта по охране Культуры, который был подготовлен юридически юристами-международниками из Франции. Текст Пакта был опубликован. Рерих предвидел неизбежность новой войны и хотел защитить памятники Культуры от уничтожения и разрушения. Проект Пакта был представлен Комитету по делам музеев при Лиге Наций и разослан культурным учреждениям многих стран. Идея Пакта получила большую поддержку в мире. Многие выдающиеся деятели науки и культуры поддержали начинания выдающегося художника. Среди них были Рабиндранат Тагор, Альберт Энштейн, Герберт Уэллс и другие. В1929 году Н.К. Рериха выдвигают на получение Нобелевской Премии  Мира.

Пакт предусматривал для идентификации объектов культуры, попадающих под действие Договора, особое Знамя, автором которого был Н.К.Рерих. Он  писал: «Этот план предусматривает особый флаг, который будет почитатаем, как  международная нейтральная территория; это Знамя должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами»[1,с,34]. В очерке «Знамя Мира» он дает дополнительные сведения о символе Флага Культуры, на белом фоне которого в круге три соединенные амарантовые Сферы. Сам художник трактовал, заложенный в Знамя Мира древний символ триединности, как синтез искусства, науки и религии в общем круге Культуры, или единство прошлого, настоящего и будущего в круге Вечности. В своих работах Рерих называл его Знаменем Мира, Флагом Культуры, Знаменем Охранителем. Как Знамя охранения культуры, в нем было заложено главное – бессмертие духа.

В 1930 году  были основаны постоянные Комитеты Пакта Рериха в Нью-Йорке и Париже. В 1931 году в городе Брюгге (Бельгия) был основан «Союз Пакта Рериха» под председательством члена Королевской Бельгийской Археологической комиссии Камилла Тюльпинка. Николай Рерих был избран Почетным председателем. Здесь в Брюгге прошли в 30-е годы две первые международные конференции, в работе которых приняли участие как представители правительств, так и делегаты общественных и культурных организаций. Рерих не смог принять участие в работе конференций по Пакту, но его роль в их подготовке и проведении огромна. Художник вел переписку со многими известными общественными деятелями культуры и политики в Европе и Америке. Участие Рериха в подготовке международных конференций особо ярко проявилось в его переписке с К. Тюльпинком, бароном М.А.Таубе - профессором Международного института права, председателем Комитета Пакта Рериха при Европейском центре в Париже, Георгием Шклявером – юристом-международником, одним из авторов проекта Пакта и др.

Так, в сентябре  1931 года в Брюгге, городе известном своими памятниками культуры, прошла первая международная конференция Пакта Рериха. В ее работе приняли участие  представители правительств более 20 государств и более 100 делегатов от многочисленных общественных, научных и культурных организаций. В своем Приветствии к участникам конференции Рерих выдвинул идею о Дне Культуры и Лиге Защиты Культуры. «Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ. Мы обсудим, какие именно памятники Культуры и собрания культурные будет охранять Знамя Мира»[1,с.73].Первая международная конференция приняла план по распространению идей Пакта Рериха в мире.

Во время работы первой конференции в Брюгге в древнейшей святыне этого города капелле Святой Крови впервые произошло освящение Знамени Мира. 27 декабря 1931 года в различных Православных и иных Христианских церквях Америки, а затем и других стран, было вознесено моление, и служба была посвящена Пакту и Знамени Мира. В основу было положено слово Рериха «О Культуре и мире моление»: «<…> Воздвигая повсеместно и неутомимо Знамя Мира, мы этим самым уничтожаем физическое поле войны. Будем же утверждать и всемирный День Культуры, когда во всех храмах, во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещенно напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни. Для этого будем не только всемерно охранять наши культурные наследия, в которых выразились высшие достижения человечества, но и сердечно – жизненно оценим эти сокровища, помня, что каждое прикосновение к ним уже будет облагораживать дух человеческий»[1,с.221].

В феврале 1932 года Рерих посылает Таубе фотографию своей картины, посвященной смыслу значения знака Знамени Мира. Это была картина «Пакт Культуры». Одновременно художник пишет ему и о картине «Мадонна Орифламма»(1932г.) или Святая Владычица Знамени[1,с.358]. Между двумя конференциями в Брюгге выходят книги Рериха «Держава Света» и воззвание «Красный Крест Культуры». В преддверии второй конференции по Пакту в г. Брюгге открывается фотовыставка известных архитектурных памятников из 22 стран во главе с 18 картинами Рериха. Выставка начинается картиной «Мадонна Орифламма».

7 августа 1932 года в Брюгге открылась вторая международная конференция по Пакту Рериха,  которая приняла решение обратиться ко всем странам с призывом признать за  Пактом силу международного документа, а также создать в Брюгге музей Николая Рериха. Была высказана мысль о основании Федерации мировой прессы, объединенной идеей Пакта Рериха и Знамени Мира [1,с.97]. В своем Приветствии «Второй конференции Международного союза Пакта охранения искусства и знания привет!» Рерих обращает особое внимание на параллели Пакта с возникновением Красного Креста, к этой общечеловеческой идее. Он призывает участников конференции проявить решительность и  устремление в продвижении в жизнь народов идеи  Пакта о защите Культуры [1,с.92-93].

Значительным шагом по продвижению идей Пакта Рериха стала третья международная конференция в ноябре 1933 года в Вашингтоне, куда прибыли представители многих стран. Помимо американских государств в этом международном съезде приняли участие представители и некоторых европейских стран.  Рерих не участвует в этой конференции, но избирается Почетным председателем.  В своем обращении к участникам конференции он отмечает: «<…>Прежде всего согласимся на самом простом, что, подобно Красному Кресту, Знамя в значительной мере может призывать человеческое сознание к охранению того, что, по свойству своему, уже принадлежит не только нации, но всему миру и является действительной гордостью человечества»[1,с.110-111].

Многое для проведения конференции сделал Музей Рериха в Нью-Йорке и Генрих Уоллес – министр сельского хозяйства, который был знаком с творчеством Рериха. На конференции был избран Постоянный комитет Пакта Рериха во главе с Н.К.Рерихом. Надо отметить, что многие страны, принимавшие участие в двух конференциях в Брюгге, не приехали в Вашингтон. Это было связано с тревожными предвоенными событиями в Европе. Резолюция конференции предлагала правительству США и правительствам других стран официально признать Пакт Рериха[7, с.201].

В 1934-35 годах проходит Маньчжурская экспедиция, которую возглавляет Николай Рерих. Однако он не только внимательно следит за тем, какие страны присоединяются к Пакту Рериха, но и организует в Харбине  Комитет Пакта.

Международный Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)» был подписан 15 апреля 1935 в Белом Доме в присутствии президента США Франклина Рузвельта представителями двадцати одной американской республики. Этот документ стал первым международно-правовым актом, специально посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до 2-ой мировой войны. Президент США Франклин  Рузвельт в своем выступлении на церемонии подписания  произнес следующие слова: «Предлагая этот Пакт для подписания народам всего мира, мы стремимся к всемирному применению одного из важнейших принципов сохранения современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте»[1,с.192].

Рерих считал, что    Пакт налагал обязательство по охране культурных ценностей  не только на государственные структуры, но и на общественность: « Не устанем твердить, что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная  забота  о  них  должна  быть проявлена всеми» [1,с.255)].

Особо нужно подчеркнуть универсальный характер Пакта Рериха, так как  в нем содержатся общие принципиальные положения об охране культурных ценностей, а также в том, что он мог быть воплощен посредством заключения как всемирного, так и регионального договоров. По Договору предполагалось  воздвигать Знамя Мира над культурными учреждениями и миссиями и это объявляло их нейтральными территориями в случае военных конфликтов.

В 30-е годы обстановка в Европе стала крайне напряженной. Однако  идеи Пакта Рериха продолжали утверждаться в Европе. В 1937 году прошел первый конгресс Балтийских рериховских обществ, который постановил  создать в Балтийских государствах комитеты Пакта Рериха. В Париже проходит конгресс международных исследований, который единодушно принимает решение о присоединении к Пакту Рериха [1,с.27].

Во время второй мировой войны дальнейшее продвижение Пакта Рериха было остановлено. Но уже 6 декабря 1945 года возобновил работу комитет Пакта в Нью-Йорке. В конце 1940-х годов идеи Пакта Рериха  нашли поддержку в Индии.  В этом была большая заслуга Святослава Николаевича Рериха, который представил в Правительственные Отделы текст Пакта и официальные документы по нему. Он встречался со многими выдающимися деятелями  Индии, поддержавшими идеи Рериха о защите культуры. В начале 1948 года Правительством Индии был принят и подписан Пакт Рериха.

Пакт  сохраняет свою актуальность и сегодня, и, как отмечает академик Л.В.Шапошникова, «это не дальнее прошлое, это наше сегодняшнее»[8, c. 1].

Международный Центр-Музей им. Н.К.Рериха в Москве придает большое значение защите Культуры от разрушения и невежества. Этому были посвящены общественно-научные конференции «Защитим культуру»(1995г.) и «70 лет Пакту Рериха» (2005 г.), которые мощно  заявили о необходимости  утверждения идей Пакта Рериха  о защите Культуры как главного фактора эволюции человечества[9, с.47].В 1998 году над Центром – Музеем им. Н.К.Рериха было поднято Знамя Мира. В зале Знамени Мира музея находятся уникальные документы, фотографии, рассказывающие о продвижении Пакта Рериха  в мире. Это и фотография о вручении Знамени Мира, побывавшего на Южном  полюсе, Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану,  и Знамя Мира на борту космической станции «Мир» и др. [10,с.340,342].

Большую работу по популяризации идей Пакта Рериха и Знамени Мира проводит и Отделение Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» в Беларуси.  Так  26 апреля 2005 г. в Доме Дружбы с зарубежными странами состоялся круглый стол, посвященный 70-летию Пакта Рериха. Организаторами выступили Белорусское отделение МОО «Международный центр Рерихов», Общество «Беларусь-Индия», Посольство Республики Индия в Республике Беларусь. В работе круглого стола приняли участие так же представители Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Министерства иностранных дел РБ.

В ноябре 2005 г. в фойе Овального зала Дома Правительства открылась выставка «70 лет Пакту Рериха», предоставленная Отделению Международным Центром Рерихов. Ранее эта выставка прошла в Государственной Думе РФ. На ней были представлены копии фотодокументов и материалов из фондов Международного Центра Рерихов.  Выставка вызвала большой интерес не только у депутатов, но и сотрудников Дома Правительства.

В 2010 году общественность всего мира отмечает юбилей Пакта Рериха.   С 6 по 12 апреля ООН провела в Европейской штаб- квартире в Вене Международную конференцию, посвященную охране культурных ценностей на нашей планете.  7 апреля, в рамках конференции, состоялось торжественное открытие выставки, посвященной 75-летию Пакта Рериха,  предоставленной Международным Центром-Музеем имени Н.К.Рериха. Параллельно с ней,   подобные выставки проходят в музеях Южной Америки, Российской Федерации, Украины[11].В Беларуси выставка «75 лет Пакту Рериха» в апреле прошла в школе №7 г. Борисова и вызвала искренний интерес, как у учащихся, так и учителей школ города. Далее выставка будет экспонироваться в г. Минске, Сморгони, Жодино и других городах Беларуси.

Высокую оценку эволюционной деятельности Н.К.Рериха по защите Культуры  дала Первый вице-президент Международного Центра-Музея им. Н.К. Рериха Л.В. Шапошникова на встрече с журналистами, посвященной теме 75-летия Пакта Рериха: «Одна из величайших заслуг Н.К. Рериха заключается в том, что практически перед Второй мировой войной, предчувствуя масштаб угрожающих событий, он призвал мировое сообщество к конкретным действиям во имя сохранения КУЛЬТУРЫ. Он консолидировал прогрессивную общественность, стал идеологом и создателем реального правового документа по защите культурного наследия, который нашел поддержку и признание в мире» [12].

_______________________________
1. Знамя Мира: Сб. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Междунар. Центр Рерихов,2005. (Большая рериховская библиотека).
2 Рерих Николай. Твердыня Пламенная. – Рига:Виеда,1991.
3. С.Н.Рерих. Стремиться к Прекрасному. Москва,  Международный Центр Рерихов, 1993.
4. Шапошникова Л.В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире//70 лет Пакту Рериха: Материалы Междунар. Научно-общественной конференции.2005.
5. Чирятьев М.Н. Эволюционное значение Пакта Рериха//70 лет Пакту Рериха: Материалы Междунар. Научно-общественной конференции.2005
6. Н.К. Рерих. Берегите старину. Москва, Международный Центр Рерихов.1993.
7. Лавренова О.А. Конференции Пакта Рериха в Брюгге и Вашингтоне1931-1933гг. //70 лет Пакту Рериха: Материалы Междунар. Научно-общественной конференции.2005.
8. Из выступления Л.В. Шапошниковой на открытии выставки «70 лет Пакту Рериха» в Государственной думе РФ// «Содружество»,
М.,№17,март-июнь 2005.
9. Тернистый путь Красоты:  междунар. научно-обществ. конф.(Минск, сентябрь 2006г.). – Минск: ОАО «Полиграфкомбинат им. Я.Коласа»;2007.
10. МУЗЕЙ ИМЕНИ Н.К.РЕРИХА: Путеводитель.- М.:  Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2006.
11. Юбилей Пакта Рериха в странах Европы. Новости  культуры. http://www.museum.ru/N39590
12 . 23 апреля 2010.В МЦР прошла встреча с журналистами, посвященная теме 75-летия принятия Пакта Рериха. http://www.isr.su