Экспедиция Н.К. Рериха "По старине"

К 100-летию экспедиции К 110-летию экспедиции Библиография Серия картин Маршрут экспедиции


Библиография

Смоленская губерния*

СМОЛЕНСК

«У нас уже немного остается памятников доброй сохранности, не тронутых неумелым подновлением, да и те как-то дружно запросили поддержки. То оказывается неблагополучным Спас на Нередице, то дает трещины Иван Предтеча ярославский, то бедствуют смоленские стены, и не перечтешь всех несчастий, да еще с такими первостатейными памятниками. /…/

После долгого боя отстояли красивые стены Смоленска, «с великим тщанием» законченные при царе Борисе. Теперь даже кладут заплаты на них, но зато из старинных валов, внизу из-под стен, вынимают песок. Я хотел бы ошибиться, но во время писания этюдов были видны свежие колеи около песочных выемок, а вместо бархатистых дерновых валов и рвов под стенами  бесформенные груды песка и оползни дерна, точно после злого погрома. Вот тебе и художественный общий, вот и исторический вид! И это около Смоленска, где песчаных свободных косогоров не обнять взглядом. Обыкновенно у нас принято все валить на неумолимое время, а неумолимы люди, и время лишь идет по стопам их, точным исполнителем всех желаний…».
(Н.К. Рерих. По старине.(Из путевых впечатлений). 1903.// ПРС. Т.II-III.Самара, 1999.с. 435-447.)

Художественные работы:

Общий вид кремлевских стен. ГМИНВ.
Башня. ГМИНВ.
Башня. ГМИНВ.
Башня. ГМИНВ.
Крыльцо женского монастыря. ГМИНВ.
Крыльцо женского монастыря. США.

Фотографии:
Е.И. Рерих. Башня в Смоленске (внизу вынимают песок).
(воспроизведен в ПРС. Т. II-III, с. 440.)

ТАЛАШКИНО

«В 1903 году Николай Константинович и Елена Ивановна впервые посетил имение княгини Марии Клавдиевны  Тенишевой Талашкино. Оно живописно раскинулось на холме среди вековых дубов, кленов и белоствольных берез в 15 километрах от Смоленска».
(П.Ф. Беликов, В.П. Князева. Рерих. ЖЗЛ, М., «Молодая гвардия», 1972. С.71.)

«…в 1903 г. – Н.К. Рерих посетил имение М.К. Тенишевой близ Смоленска, где был создан подлинный центр изучения, сохранения и возрождения древнерусской культуры, включавший и музей и художественные мастерские. Все увиденное привело Рериха в настоящий восторг».
(И.В. Дубов. Н.К. Рерих и его археологические изыскания в Ярославской губернии. 1988 // ПРС. Т.II-III.Самара, 1999.с.108.)

     «Летом я видел один уголок, почва которого может быть плодотворна для истинного стиля. Спокойная веселая работа, изучение исконных народных творческих сил, целесообразные способы труда наверное отметят многим замечательным это место. Щедро рассыпанные образчики искусства, общая чистая художественная атмосфера выведут многих талантливых людей из смоленского села Талашкино княгини М.К. Тенишевой. Я ехал туда уже подготовленный увидеть нечто значительное, но на деле впечатление оказалось сильнее. Вы видите, как ученики, местная молодежь, работают с любовью, наряду со специальной техникой развивая и сторону композиции.

Сотнями и тысячами сходятся на работу в Талашкино жители окрестных сел. Узнают они здесь новые мотивы украшений, научатся уже забытым теперь приемам работы и далеко разнесут оздоровляющую струю непосредственного художества, проникающего во все тайники обиходной жизни. Это не пустые слова, и, когда воочию видишь человека, могущего своими руками изготовить самим сочиненную вещь, начинаешь верить в хорошее, настоящее искусство, знакомое по работам мастеров былых времен, прославленное такими именами, как Микель Анжело, да Винчи, Челлини.

При такой работе могут из предметов обихода исчезнуть аляповатость и тяжесть, будто бы такие необходимые для русского стиля; цвета тканей и вышивок могут сделаться опять благородными и ласкающими. И нет тут «нового» стиля, здесь есть отборный музей, есть здесь природа, есть основные народные способы, есть тут путь к бесконечному дальнейшему совершенствованию. И все это в здоровых условиях, среди красивейшего смоленского пейзажа.

Вижу красивый теремок; вижу красильню, где варятся не ядовитые химические, скоро выцветающие комбинации, а травы, кора и коренья. Вижу типичную красильщицу-старуху мордовку в народном уборе, в котором каждая часть восходить за многие века. Полоскала она нитки в реке и несет на коромысле мокрые длинные пряди их приятнейших густых тонов. Дай Бог селу Талашкино расти и развиваться. Не сомневаюсь, что дорога туда будет знакома многим, и среди художественных центров место его может быть большое. Приятно сознавать, что иностранные художественные издания уже отвели должное внимание и по достоинству оценили это замечательное явление в русском художестве.

Такие уголки, как Талашкино, - настоящие устои национального развития мысли и искусства; сколько самобытности могут они пролить на обедневший ею народ русский. Только такие посевы могут бороться гармошкой, пиджаком и фуражкой и со всеми последствиями этих атрибутов. Где песни, где уборы, где вера в себя и в свою кормилицу землю?»
(Н.К. Рерих. По старине.(Из путевых впечатлений). 1903 // ПРС. Т.II-III.Самара, 1999.с. 441-442.)

 

_____________________

* Cост.: Караульщиков Владимир Анатольевич и Гуркин Евгений Александрович