Рерихи и Беларусь. Семья Рерихов
Семья Рерихов


Рерихи и Беларусь

Более ста лет назад, в 1903 – 1904 гг., выдающийся русский художник, общественный деятель, ученый Н.К.Рерих и его жена, крупнейший философ ХХ в. Е.И.Рерих совершили уникальную экспедицию, или как сам художник писал «паломничество» по старине. Маршрут экспедиции включал в себя десятки городов и населенных пунктов России. В начале ХХ века в отношении старины Россия переживала трудные времена. Мало оставалось памятников архитектуры в хорошей сохранности, нетронутых «подновлением». Рерих спешил запечатлеть их на своих полотнах.

Экспедиция  охватила огромный район:  Ярославль,  Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев Польский, Ростов Великий, Москву, Смоленск, Вильну, Троки и другие города.

Елена Ивановна Рерих во время паломничества по светлым местам Руси всюду фотографировала, и часть фотографий вошли в «Историю искусств» Грабаря и в другие издания. Николай Константинович делал эскизы, зарисовки, писал картины об увиденных памятниках старины. Так родились, например, картина «Успенская Пароменская церковь во Пскове» (нач. 1900-х), а позже, в 1936 году, на основе сделанных зарисовок, Николай Константинович пишет картину "ДРЕВНИЙ ПСКОВ":

   

Летом 1903 года Рерихи посетили г. Гродно и познакомились с уникальным памятником древне-белорусской архитектуры 12 века  – Коложской церковью.

Позже Н.К. Рерих  в  своей статье с восхищением отзывался о  еще не утраченном ею великолепии: «Но вот стоит Коложская церковь около Гродно…Остались от нее не бесформенные остовы стен без всяких ближайших сведений; в ней еще виден слад украшателя, и о ней мы знаем – она была устроена с особенным великолепием, и следы его еще обозначились в ХVIII столетии, как говорит Игнатий Кульчинский в своем инвентарном описании Коложи 1738 года. Кроме изразцовых настенных украшений, еще сохранившихся, мы знаем о фресках, об остатках богатого иконостаса; знаем об оконных свинцовых переплетах; знаем о покрытии крыши и купола цветною, глазурованною черепицею. Своды храмы уничтожены только при осаде Гродно Карлом Двенадцатым. Все это еще так свежо и в то же время уже неосязаемо, невосстановимо…
Если Коложской церкви суждено «поддержание», то в каких формах выразится оно?» [1,с.25].

Тогда же  Н.К. Рерих написал свою картину «Древняя церковь около Гродно», на которой изобразил Коложскую церковь.  Сегодня картина эта находится где-то в частных коллекциях США.

Рерих с восхищением пишет о замках, которые посещал на протяжении всего маршрута: «Городище Старой Ладоги, рубленный город Ярославля, места Гродненского, Виленского, Венденского и других старых замков – лучшие места во всей окрестности»[2,с.20].
В результате экспедиции был собран большой научный и культурный материал, который подвиг Рериха к многочисленным статьям в защиту Культуры. «Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных»  –  писал Н.К. Рерих[1.с.61].

Святослава Николаевича Рериха связал с Беларусью город Бангалор — побратим Минска.

Важнейшим событием в укреплении белорусско-индийских отношений явилась поездка в 1987 г. делегации БССР в Индию во главе с заместителем Председателя Совмина Критским В.И. В городе Бангалор проходили Дни экономики, науки и техники БССР в рамках фестиваля СССР — Индия. В составе делегации тогда были известные и сегодня граждане нашей страны, такие как: академик Лабунов В.А., народная артистка Гаевая В.И., председатель Фонда культуры Республики Беларусь Гилеп В.А. и другие. Все они были приглашены Святославом Рерихом и приняты в усадьбе Татагуни под Бангалором.

На фото (здесь и далее из личного архива Н. Нерад): Премьер-министр Правительства штата Карнатака (слева), Святослав Николаевич Рерих (в центре), далее - Заместитель Председателя Совета Министров БССР В.И.Крицкий, мэр города Бангалор (справа), в окружении артистов Госансамбля танца БССР.

Активист Белорусского общества дружбы и культурной связи с зарубежными странами Нина Сильвестровна Нерад, которая в 1983-1995 гг. являлась заместителем председателя Президиума общества, вспоминает: «Итак, 20 декабря 1987 года мы с трепетным чувством радости по приглашению Святослава Николаевича едем в его усадьбу под Бангалором. На эту новость (о поездке к самому Рериху!) откликнулись советские дипломаты, несколько журналистов да еще официальные представители штата Карнатака и мэрии Бангалора. Плюс к этому надо добавить человек 25 военной охраны, так как в те дни в штате вспыхнули столкновения на межнациональной основе. Таким образом, в усадьбу въехало гостей около сорока. По центральной аллее мы двинулись к дому.

На ступеньках дома встретил Святослав Николаевич с супругой…»[3,с.163]. Около трех часов С.Н. Рерих рассказывал о своей семье, творчестве Н.К. Рериха, показывал десятки своих полотен. Отвечая на вопросы, он рассуждал о Вечном, о Красоте…

На фото второй слева - С.Н.Рерих с Девикой Рани Рерих, левее - первый заместитель Министра культуры БССР В.А.Гилеп (ныне председатель Белорусского фонда культуры)

Событием для всей белорусской делегации было посещение  С.Н. Рерихом дважды выставки. По воспоминаниям академика В. Лабунова, Святослав Николаевич сказал, что «очень много новой информации взял для себя, «открыл» высокий научный уровень развития Белоруссии»[3,с.157].

Девика Рани (на фото справа в центре), супруга С.Н. Рериха, вспоминала о фестивале: «Советский Фестиваль в Индии имел огромный успех. В Бангалоре все было просто чудесно. На выступлениях было много народа. Восемьдесят тысяч людей на стадионе аплодировали советским певцам и пели вместе с ними. Царили душевная атмосфера и счастье. Артисты тоже получили огромное удовольствие. Большими группами они приходили на встречу с д-ром Рерихом. Многие из них посетили его усадьбу и звонили в колокол под старым баньяном, загадывая новые желания. Встречи были очень душевными.

Бангалор просто влюбился в советских гостей, восхищенный их искусством и манерой поведения. Красивое место в городе названо «Минской площадью»[4,с.373  -  374].

Следует сказать, что в Минске тогда появилась площадь «Бангалор».

В последствии  белорусские делегации не раз приезжали к С.Н. Рериху в Индию. Многие белорусы хранят в своем сердце светлые воспоминания о встречах с великим художником Святославом Рерихом.

 

 

 

На фото слева: С.Н.Рерих дает интервью советскому радио на стадионе г. Бангалора в день закрытия фестиваля «СССР- Индия»

 


 


Н.П. Германова

________________________________
1. Н.К. Рерих. Берегите старину. Москва, Международный Центр
Рерихов.1993.
2. Н.К. Рерих. Россия. Москва: Международный Центр Рерихов, 1992.
3. Воспоминания о С.Н. Рерихе. М.: Международный Центр Рерихов, 2004.
4.Святослав Николаевич Рерих. Письма Том II(1953  -  1992 гг.) М.: Международный Центр Рерихов, 2005.