Центрально - Азиатская экспедиция Н.К. Рериха
Н.П.Германова
Член - учредитель Международного Совета рериховских организаций
имени С.Н. Рериха, член правления Общества «Беларусь – Индия»Центрально-Азиатская экспедиция, которую возглавил великий художник, выдающийся ученый, мыслитель и один из крупнейших деятелей века Н.К. Рерих, длилась пять лет – с 1923 по 1928 гг. и прошла по маршруту Индия – Китайский Синьцзян – советская Средняя Азия – Сибирь – Алтай – Монголия – Тибет[1,с.66]. Она внесла значительный вклад в географические исследования Азии, продолжив дело таких выдающихся русских путешественников, как Н.М. Пржевальский, Г.Н. Потанин, П.К. Козлов, П.П. Семенов-Тян-Шанский. Первыми из европейцев, Рерихи пересекли Тибетское нагорье с севера на юг с проходом через Трансгималаи и выходом в Индию. По такому маршруту не проходил еще ни один путешественник. Экспедиция внесла много нового в мировую науку. Она стала триумфом русских исследователей Внутренней Азии[2, с.1].
Достижения Центрально-Азиатской экспедиции нашли отражение в экспедиционном дневнике Н.К. Рериха «Алтай – Гималаи», книге «Сердце Азии», а также в монографии Ю.Н. Рериха «По тропам Срединной Азии», которая сразу поставила молодого исследователя в ряды ученых-первопроходцев Азии. Открытие во время экспедиции в Тибете менгиров, кромлехов и каменных могил Ю.Н. Рерих описал в своей работе «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета», явившейся событием в мировой науке.
Л.В. Шапошникова в экспедиции по маршруту Рерихов Серьезные научные исследования Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К.Рериха провела крупнейший ученый-индолог Л.В. Шапошникова, которая в 70 – 80гг. прошлого века прошла путем экспедиции (исключая китайскую часть маршрута) и написала об этом уникальные книги: фотоальбом-книгу «От Алтая до Гималаев» (1987) и фундаментальный труд - трилогию «Великое Путешествие» (1998 – 2005). Шапошникова отметила уникальность экспедиции Рериха в том, что собранный на маршруте материал « рассмотрен и отобран с широкой философской точки зрения, где прошлое было увязано с будущим»[2,с.1].
Н.К. Рерих считал что район, расположенный у горы Канченджанги в Гималаях - прародина новой индоевропейской общности народов, оттуда началось их великое переселение, что Азия есть колыбель народов. Он искал то, что объединяет народы, а не разъединяет их, и «был глубоко убежден, что сближение Востока и Запада приведет к возрождению того и другого» [3,с.274]. Среди прочих уровней, с которых можно рассматривать историю человечества, Н.К. Рерих выбрал уровень культурно-исторической эволюции. В исторической концепции ученого и художника важнейшее значение имело соотношение временных категорий прошлого, настоящего и будущего. В Культуре прошлого он искал «чудесные камни», сохранившие «вдохновенный иероглиф будущего»[4,с.88–89]. Будучи крупнейшим мыслителем ХХ века, обладающий даром научного предвидения, Н.К. Рерих писал: «Потому, когда зовем изучать прошлое, будем это делать лишь ради будущего»[5,с.61].
Е.И. и Ю.Н. Рерихи во время
Центрально-Азиатской экспедицииСледует отметить роль в экспедиции Ю.Н. Рериха, который прекрасно знал монгольский и тибетский языки, а также ряд центрально-азиатских диалектов, что позволило ему изучать старинные рукописи, хранившиеся в тайниках монастырей, а также обеспечило прямое общение членов экспедиции с теми людьми, которые встречались на маршруте. Кроме индийской и тибетской тематики исследований, его серьезно занимали языки и диалекты Монголии. Ученый осознавал исключительную важность познания Востока Западом. Не менее важную роль играло и то, что он также отвечал за безопасность экспедиции и организовывал ее оборону от набегов разбойников[6,с.60].
Елена Ивановна и
Николай Константинович
Рерихи. Август 1925, ЛадакхВ экспедиции Н.К. Рериха был не только его сын Юрий, известный востоковед, но и Е.И. Рерих, супруга художника, выдающийся философ и тонкий знаток Востока.
В путевых дневниках Н.К. Рериха часто говорится об Учителях Востока, Великих Мудрецах, обладающих высоким знанием о космической эволюции человечества. В Индии их называют Махатмами – Великими Душами. С Учителями Рерихи встретились в конце 1923 года в Дарджилинге. Центрально-Азиатская экспедиция Рерихов проходила под руководством Учителя, часто на маршруте они получали от него вести. Теснейшее духовное сотрудничество Е.И. Рерих с Учителем, результатом которого явилось создание Учения Живой Этики – философии космической реальности, продолжилось и в экспедиции.
Сикким был первым районом, который лежал на пути маршрута. Он произвел на Рерихов необычайно сильное впечатление. Мир гор, сверкающий над Сиккимом, дарил радость вдохновения и восхищения величественными громадами семнадцати вершин Гималаев. Они шли по руслу Рангита, и путь их лежал «в сердце Сиккима, туда, где на горах стояли старинные буддийские храмы и монастыри…»[7,с.14].
Н.К. Рерих. Ринченпонг. Серия "Сикким", 1924 Н.К. Рерих. Пемаянцзе. Серия "Сикким". 1924 Н.К. Рерих. Санга Челлинг. Серия "Сикким". 1924 Монастыри Ринченпонге, Пемаянцзе, Санга Челлинг, Роблинг – это только небольшая часть монастырей из ста, которые были тогда в Сиккиме. Они стояли на вершинах холмов, где дули прохладные ветры, а в синеве неба отражалась «снеговая страна». Рерихи беседовали с настоятелями храмов, ламами, отшельниками, хранителями древних знаний, которые поведали им о пророчествах, которые сохранились с древних времен в этом регионе.
На маршруте Рерих замечает то общее, что присутствует в культурах славянских народов и Индии. «Разве чужды символы индусской Тримурти – Троицы? Разве буддийское древо желаний, увешанное предметами всех желаний, не отвечает нашему понятию рождественской елки? А все детали устройства алтарей храмов? А схимники и пещерники, затворившиеся в каменных гробах? А лампады и огни заклинаний?<…>» - пишет он. [7,с.54]. Годовой праздник монастыря Ташидинг в Сиккиме, где «народ в костюмах из «Снегурочки»; встреча весны со смоляными факелами в одном из селений Кашмира – все это напоминало древний обряд встречи весны в дохристианской Руси[7,с.73,90]. О Сринагаре Н.К. Рерих записал в путевом дневнике: «На сеновале лежат сани – московские розвальни. На дворе скрипит журавель над колодцем. Соломенная крыша проросла зеленым мхом. Скрючились придорожные ивы<…>. Где же это? В Шуе или на Коломне?<…>»[7,с.90]. Все это свидетельствовало о единстве начального пути культуры разных народов.
Sheh, Ладакх. Сентябрь 1925 Н.К. Рерих. Святыни и Твердыни. 1925-1926 (Ладакх) Мульбе, Ладакх. Август 1925 В августе 1925 г., перейдя Великий Гималайский хребет, Рерихи достигли горного княжества Ладак (Малый Тибет). «Путь в страну Будды» запомнился препятствиями и трудностями. Но самое большое впечатление было от буддийских монастырей с древними фресками и высеченными из камня огромными фигурами грядущего Будды – Майтрейи. Н.К. Рерих замечает: «Гигантские ступы буддизма – погребальные памятники, обнесенные оградою, те же курганы всех веков и народов<…>»[7,с.27].
Николай Рерих. Лех, Ладакх. Сентябрь 1925 Н.К. Рерих. Гэсэр-Хан. 1941 Н.К.Рерих. Поход Чингиз-хана. 1937-1938 Здесь, в Ладаке, они услышали легенду о пребывании Христа в Гималаях. «Если кто-либо будет слишком сомневаться о существовании таких документов о жизни Христа в Азии, то, значит, он не представляет себе, как широко были распространены в свое время несториане и сколько, так называемых, апокрифических легенд ими было распространено в древнейшие времена. И сколько правды хранят апокрифы!» – пишет в дневнике Н.К. Рерих[7,с.109].
В Ладаке, как и на всем маршруте, Рерихи зарисовывали старинные крепости и монастыри. В монастыре Спитуг и в его отделении в Лехе «хороша стенопись» – «крепкие тона и чутье пропорций», – замечает художник[7,с.134]. Интерес вызывали традиции и быт людей.
Весной в Ладаке отмечают праздник Гесера – главного героя монголо-тибетского героического эпоса. В песнях народ славит его подвиги[7,с.129 – 131].
За перевалом Каракорум начиналась пустыня Такла-Макан. По Великому шелковому пути караван направлялся в Хотан.
Здесь когда-то по великой пустыне шли орды Чингисхана, а в раннем средневековье Хотанской оазис был одним из центров буддизма.
Члены экспедиции обнаружили здесь останки ступ, храмов, стен неведомых селений.
Алтай дал Рерихам богатейший материал, подтверждающий прохождение здесь кочевых народов. Изучая курганы, они нашли на Алтае реликвии «звериного стиля», которые поразили их своим совершенством. Из дневника Н.К. Рериха: «…Из одного колодца почерпнута романская химера, звериный орнамент Алтая и зверьки Китайского Туркестана и Китая. Сибирские пути народов далеко вынесли одинаковый смысл украшений»[7,с.91]. Рериха интересовала история и культура народов Алтая. Он изучает легенды о давно прошедших здесь племенах, среди которых было племя Курумчинских кузнецов. «Курумчинские кузнецы» – странные, непонятные народы, которые не только прошли, но и жили в пределах Алтая и Забайкалья. Общепринятые деления на гуннов, аланов, готов разбиваются на множество необъясненных подразделений. <…> Оленьи камни, керексуры, каменные бабы, стены безымянных городов хотя и описаны и сосчитаны, но пути народов еще не выявлены…»[7, с.380]. Таинственные мегалиты и погребения Рерихи изучали также и в Монголии.
Кочевой мир оставил после себя погребения (каменные могилы, курганы); мегалитические памятники (менгиры, кромлехи); предметы в «зверином стиле. Особое впечатление произвело «целое поле менгиров» в местности Доринг[7,с.414].
Кочевые народы сыграли в мировом историческом процессе огромную роль. Именно они составили основу первых больших народообразований, таких как индоевропейцы, тюрко-монгольские племена, семиты. Они оказали влияние на этногенез различных народов и, как отмечали Рерихи, кочевники оживили древние земледельческие цивилизации[9,с.122–123].
Н.К.Рерих Шара-Мурен. Камни Монголии. 1936 Н.К. Рерих. Скалы Ладака. 1933 На всем пути Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи встречали петроглифы: в Ладаке и в Китайском Туркестане, на Алтае, Монголии и Тибете. Круторогие бараны, лучники на скалах и камнях напоминали о древних культах огня и солнца, широко известных в Азии и Европе[9,с.128].
Н.К. Рерих. Великий Всадник. Ригден-Джапо - Посланник Шамбалы. 1927 Н.К. Рерих с тханкой Шамбалы. Улан-Батор, Монголия. 1927 Сентябрь 1926 г., Монголия. В 1921 г. в этой стране произошла революция, и Рерихи повсеместно наблюдали то новое, что принесла она в жизнь монголов. У молодежи пробудилось тяга к новым знаниям, желание узнать мир. Правительству Монголии Н.К. Рерих подарил свою работу «Великий Всадник» (1927). В Урге (ныне Улан-Батор) Рерихам необходимо было решить вопрос, каким путем идти на Тибет. Они выбрали малоизвестный маршрут через Юм - бейсе и дальше на Аньси, так как путь через горы на Гурбунь – Алашань, которым ранее шли Н.М.Пржевальский и П.К.Козлов, из-за сложных политических событий был закрыт.
После того как Н.К. Рерих получил разрешение от тибетских властей войти в Тибет и посетить Лхасу, экспедиция на моторах по бездорожью направилась к монастырю Юм - Бейсе, чтобы взять верблюдов для дальнейшего пути по Центральной Гоби.
Замерзающий караван. Chu-na-khe, Тибет. Октябрь–декабрь1927 Справа налево - Константин Рябинин, Николай Рерих. Chu-na-khe, Тибет. Октябрь–декабрь 1927 На стоянках Ю.Н. Рерих выставляет дозор, так как существует опасность нападений разбойников[10,с.250 – 253].
В августе 1927 года трудный и опасный переход через соляные топи Цайдама.
Тяжелейшие испытания ждали участников экспедиции в Тибете на плато Чантанг, где они чуть не погибли по вине британской разведки, которая препятствовала возвращению Рерихов в Индию. Среди всепроникающего жестокого холода, экспедиция провела в летних палатках пять долгих месяцев. «Медленно погибает караван. Каждый день у палаток новые трупы <…>. Из 104 караванных животных погибает девяносто. Умерло пять человек: трое монгольских лам и двое тибетцев…»[7,с.407]. И даже в этих трудных условиях экспедиция не прекращала научной работы: исследовались близлежащие монастыри, древние захоронения кочевников. Ю.Н. Рерих считал удачей обнаружение в боннском монастыре Шаруген Ганчжура и Данчжура – уникальных священных текстов религиозной литературы[6,с.144]. Это одно из открытий, сделанных экспедицией Н.К. Рериха.После долгих переговоров с властями и запрещений «сноситься с проходящими караванами», в марте 1928 г. экспедиция двинулась на Сикким. Тибетские власти отправили караван в обход Лхасы по неизученной области Трансгималаев, где перевалы около 6300 м. высоты даже не были отмечены на картах.
В мае 1928 г. экспедиция академика Н.К. Рериха вышла к Дарджилингу. Рерихами было пройдено в общей сложности 25 тыс. километров, преодолено 35 высокогорных перевалов, две большие пустыни - Такла-Макан и Гоби. Впервые были отмечены на карте и уточнены десятки горных вершин и перевалов[2,с.1].
Особенностью Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха было и то, что она проходила по местам особой Красоты. На маршруте Рерих создал более 500 полотен, и еще значительное количество картин было написано им впоследствии в Индии по сделанным в экспедиции наброскам.
За серию картин «Гималаи» Николая Рериха называют в Индии «Мастером гор».
В Сиккиме он пишет серии картин «Его Страна» и «Знамена Востока». В «Его Стране» существовал необычный мир легенд и, одновременно, отраженная в них реальность.
Н.К. Рерих. Меч Гэсэра. 1932 Н.К.Рерих. Тибетский стан (Чантанг. Тибет). 1943 Серия посвящена Учителю. Серия «Знамена Востока» – великим основателям религий, святым и подвижникам. На маршруте написана и серия картин «Майтрейя». Картины великого художника явились прямой иллюстрацией пройденного маршрута и составили важнейшую часть материала экспедиции. Это были не просто картины, но исторически и научно запечатленный мир Центральной Азии. Об этом свидетельствуют слова академика А.П. Окладникова о картине Рериха «Меч Гэсэра»: «Археологически точная зарисовка на картине позволяет определенно точно датировать наскальный рисунок, послуживший прототипом для нее. Это характерный меч или кинжал эпохи плиточных могил, такие нередко встречаются у нас за Байкалом и в Монголии на оленных камнях как важнейшее оружие древнего воина конца второго – первой половины первого тысячелетия до нашей эры»[4,стр.86].
На Алтае взор художника притягивала гора Белуха. Трагическое стояние на плато Чантанг запечатлено на картине «Тибетский стан»(1943г.), где на фоне горы с розовой вершиной внизу стоят засыпанные снегом летние палатки…
Весь этот трудный путь по Азии прошла и Е.И. Рерих.
Слева направо: З.Лихтман, Ю.Н. Рерих, Е.И. Рерих, Н.К. Рерих. Алтай, Уймонская долина. Август, 1926
В 1938 г. в очерке «Лада» Н.К. Рерих напишет: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану<…>. У самой пульс 140, но она все пыталась лично участвовать и в устроении каравана и в улаживании всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния…»[11,с.161].В 2008 г. в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха в Москве прошла Международная научно-общественная конференция, посвященная 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Участники конференции отметили ее огромное эволюционное значение. Она «занимает особое, ни с чем не сравнимое место среди экспедиций и путешествий ХIХ – ХХ столетий»[9,с.580].
Выступление Л.В. Шапошниковой на Конференции. Москва, Международный Центр Рерихов. 2008 Выступая на конференции, академик, Генеральный директор Музея Рериха в Москве Л.В. Шапошникова сказала: «Огромный мир, древний и современный, по которому двигался Караван звучал каким-то прошлым единством и цельностью. Он нес в себе сочетания самые неожиданные. В Тибете Рерихи открыли мегалитические памятники, которые существовали в древней Европе. В тибетских нагорьях открывались украшения «звериного стиля» евразийских кочевников. И Рерих искал в этом огромном мире, древнем и современном, не различия, но общность в культуре, которая со временем преодолеет разрозненность и вражду…»[9,с.83].
Экспедиция провела широкие научные исследования: собран уникальный материал по проблемам миграции древних народов, письменные источники культур народов Центральной Азии, богатейшие этнографические, фольклорные и лингвистические источники, подтверждающие культурный взаимообмен между народами. Была достигнута цель создания «живописной панорамы земель и народов Внутренней Азии» [12, с.4]. Как свидетельствует Ю.Н. Рерих, Николай Константинович не только принес в Индию весть о русской культуре, но и глубоко проник в «истоки древнеиндийской культуры»[13,с.458]. Отстаивая идеи культурной общности различных народов в прошлом, Н.К. Рерих писал о неизбежности культурного синтеза в будущем.
24 июля 1928г. в Дарджилинге Рерихами был основан Институт Гималайских исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита «Свет Утренней Звезды»). В декабре он был перебазирован в долину Кулу. Институт провел огромную работу по систематизации находок Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха.
Литература
1.Шапошникова Л.В.Земной маршрут космической эволюции // 80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха: Материалы Междунар. Научно-общест.конф. 2008. – М.: Междунар. Центр Рерихов; Мастер-Банк,2009.
2. Газета «Содружество» №8, дек. 2002-фев.2003г. А. Степанова «Посвящается 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К.Рериха (1923-1928 годы)».
3. Шапошникова Л.В. «Мудрость веков» Меж. Центр Рерихов,1996г.
4. Шапошникова Л.В. «Ученый, мыслитель, художник» М.6 Меж. Центр Рерихов, Мастер-Банк,2006.
5. Рерих Н.К. Листы дневника. Том первый, 2-е издание. М.: Международный Центр Рерихов,1999.
6. Меч Мужества. К 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха / Авт. и сост. Л.В. Шапошникова. – М.: МЦР, Мастер-Банк,2008.
7. Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. – М.:Сфера,1999.
8. Ю.Н. Рерих. Звериный стиль у кочевников Северного Тибета – Москва, Международный Центр Рерихов,1992.
9. 80 ЛЕТ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ Н.К. РЕРИХА: Материалы Междунар. научно - общест. конф. 2008. – М.: Междунар. Центр Рерихов; Мастер-Банк,2009.
10. Музей имени Н.К.Рериха. Путеводитель. – М.: Меж. Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2006.
11. Рерих Н.К. Листы дневника. Том второй, 2-е издание. М.: Международный Центр Рерихов,2000.
12. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Самара: Агни.1996.
13. Ю.Н. Рерих. Листки воспоминания // Н.К. Рерих. Алтай - Гималаи. – М.:Сфера,1999.