25.01.2019Уничтожение Министерством культуры Российской Федерации общественного Музея имени Н.К. Рериха: некоторые причины и правовые последствия
Доклад на Международной онлайн конференции «Наследие семьи Рерихов в России под угрозой: что мы можем сделать, чтобы помочь», 12.01.2019
Я.С. Сомов, юрист, член Европейской Ассоциации поддержки Международного Центра Рерихов и его Общественного Музея имени Н.К. Рериха, член Информационно-просветительской группы “Рерихи и Беларусь” (Республика Беларусь)
Общественные объединения, которые участвуют в жизни государства, в какой-то мере берут на себя часть функций некоторых официальных органов в государственном управлении. Это дает полное право рассматривать общественные объединения в качестве равноправных с государством участников.
В России таким ярчайшим примером является Международный Центр Рерихов и его общественный Музей имени Н.К. Рериха в Москве.
За 26 лет Международный Центр Рерихов реализовал многие социально-значимые проекты в сфере культуры, сопоставимые по качеству с деятельностью Министерства культуры Российской Федерации в стране и на международной арене. Достижения Международного Центра Рерихов отмечены на самом высоком межгосударственном уровне. В том числе руководством Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО.
Но эти достижения руководство Министерства культуры во главе с министром Мединским восприняло не как позитивную возможность для общественно-государственного партнерства, а как конкуренцию общественной структуры в сфере культуры, стоящей вне государственного подчинения. С 2015 года министр Мединский стал планомерно уничтожать общественный Музей имени Н.К. Рериха самыми бесчестными способами: через обман президента страны, подлог документов, через административное давление, беспрерывные проверки и судебные иски, через финансовую и информационную блокаду. Этими же методами Министерство культуры учинило расправу над рядом других общественных музеев, музыкальных и творческих коллективов.
В 2017-ом году Министерство культуры произвело силовой захват общественного Музея имени Н.К. Рериха, его картин и музейных архивов, стоимостью более 1 миллиарда долларов США. В свое время право собственности на них Международному Центру Рерихов нотариально передал последний из членов семьи Рерихов - Святослав Николаевич. Государство же в лице Министерства культуры никогда не было собственником этих культурных ценностей, и тем более оно им не могло стать после силового захвата общественного Музея, поскольку право собственности на культурные ценности может перейти от МЦР к кому бы то ни было исключительно на основании соответствующего договора. Поэтому министерство Мединского не смогло представить широкой общественности какой-либо правоустанавливающий документ на захваченные у общественного Музея картины и музейные архивы.
Тем не менее, Министерство культуры распоряжается ими вопреки последней воле членов семьи Рерихов и единственного законного собственника - Международного Центра Рерихов. Недавний пример - сканирование (воспроизведение) на электронный носитель и последующая публикация этим ведомством в сети Итернет сокровенных дневников Елены Ивановны Рерих и других семейных архивов, хранившихся в общественном Музее МЦР, при нарушении письменно установленных автором сроков публикации и при полном попустительстве правоохранительных органов страны. Это не единственный такой случай. В 2002-ом году российское издательство «Сфера» незаконно опубликовало дневники Е.И. Рерих за 1920–1935 годы. Этим нарушениям закона способствует несовершенство и избирательность российской правоприменительной практики в сфере законодательства об авторском праве и смежных правах, а также музейного законодательства.
Подобные неправовые действия в странах Евросоюза и США строго пресекаются и неотвратимо влекут ответственность. Поэтому две незаконные публикации преднамеренно имели место на территории Российской Федерации при непосредственном содействии музея Рериха в Нью-Йорке и при подстрекательстве к нарушению закона несколькими гражданами Германии и США. Этот факт сам по себе уже должен наводить на мысль, кому выгодны антикультурные диверсии в России.
В Беларуси известны все эти грубые и очевидные нарушения норм международного права в области культурных прав, а также авторского права и смежных прав по отношению к Международному Центру Рерихов и его музейной коллекции. В нашей стране сложилась консолидированная позиция по этому вопросу со стороны не только культурной общественности, но и представителей государственных культурных организаций.
Так, в 2017 и 2018 годах участники международных форумов в городе Молодечно и в культурной столице Беларуси в городе Витебске единогласно констатировали факты нарушений культурных прав Международного Центра Рерихов и выступили за возобновление деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве и за возвращение захваченного у него культурного наследия. По инициативе руководителя нашей группы Н.П. Германовой администрация Президента Беларуси направила в администрацию Президента Российской Федерации просьбу о содействии в решении этих проблемных вопросов.
Захват Министерством культуры у МЦР культурного наследия породил ряд правовых коллизий с неизбежными негативными последствиями для этого ведомства и в целом для государства, так как вызывает в обществе все большее осознание несправедливости, отсутствия равноправия перед государственными структурами власти. А это ведет к подрыву основ законности и конституционности в стране; к культурному обнищанию государства, поощряющего неуважение к своим великим подвижникам культуры.
Министерство культуры уже не скрывает, что не желает создавать полноценный государственный музей Рерихов. И это не возможно сделать старыми репрессивными методами “культурного строительства” путем насильственного огосударствления культурных ценностей, захваченных у общественного музея. Государству нужно наконец осонать, что эти музеи представляют новую и прогрессивную общественную форму вовлечения народа в возрождение великой культуры своей страны.
В подтверждение приведу цитату из Граней Агни Йоги за 1958 год, параграф 212 (Апр.17): " <...> Как бы не силился мир старый втиснуть в свои формы новые энергии жизни, ничего, кроме уродства, не получится, ибо старые формы порочны сами по себе своей отсталостью от века. Те нелепости и крайности, которые наблюдаются в старом мире, являются следствием неприятия форм новых: сотрудничества, кооперации, свободы женщин. Там где они отвергнуты, прогресса не ждите. И мир всего мира, мир отвергающие разрушены будут. Нового не приемлющие впадут в ничтожество и с авансцены истории жизни уйдут. Или принять новое, или погибнуть за полным несоответствием и непригодностью к новым требованиям эпохи...".