Главная | Новости | Пакт Рериха и Знамя Мира | Семья Рерихов | Сотрудничество | Галерея |
17.02.2012
"Осторожно, Кураев!"
С 11 февраля 2012 года на Борисовском сайте «Православный Зебин» действует региональный проект «Осторожно, секта!», в котором его авторами опубликованы различные статьи по данной тематике.
И слово «различные» в этом случае можно употребить со всей полнотой его значения, так как среди них в один ряд с сайентологией Р. Хаббарда, сектой Муна, и даже мусульманскими экстремистскими организациями «Аль-Каида», «Братья-мусульмане», «Джамаат аль-исламия» ставят многолетнюю подвижническую культурную деятельность семьи Рерихов и рериховских обществ.
Какие же аспекты снискали такое отношение к наследию великой семьи Рерихов?
Может быть, это подписанный 15 апреля 1935 года главами государств Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (известный многим как Пакт Рериха, своего рода Красный Крест в деле защиты Культуры), автором и инициатором которого был Николай Константинович Рерих?А может быть это Центрально-Азиатская экспедиция, прошедшая с 1924 по 1928 годы под руководством Н.К. Рериха, давшая миру богатейший и не сравнимый ни с чем по своей уникальности и значимости научный материал. Экспедиция внесла много нового в мировую науку. Она стала триумфом русских исследователей Внутренней Азии.
А может быть Николай Константинович и Святослав Николаевич Рерихи «удостоены» такого отношения со стороны Православной Церкви за более 12 000 художественных полотен мирового значения? Ответ однозначно очевиден всем, кем не потеряны последние крупицы здравомыслия.
Как отметил доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой мирового политического процесса Политологического отделения философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, председатель Московского философского общества Павлов Ю.М., «…имена Рерихов, деятельность Международного Центра Рерихов пользуются поддержкой в Индии. И надо сказать о том, что в Индии не так много имен русских, которые имели бы такую широкую известность и популярность, как Рерихи. Поэтому имена Рерихов созвучны с именами таких великих деятелей Индии, как Махатма Ганди и Джавахарлал Неру».[1]
Так почему же такие пасквили все же публикуются, и в последнее время в большей степени в официальных источниках информации Русской Православной Церкви? А на Борисовском региональном православном сайте вещает главный «авторитетный» эксперт Кураев?
Причин этому несколько. Самая наглядная из них – использование доверия широкого круга людей к священнослужителям Православной Церкви, в сутану которого Кураев в свое время расчетливо оделся.Еще одна причина кроется в безапелляционном манипулировании Кураевым историческими непреложными фактами. Им был избран главенствующий принцип лжи: «Чтобы в ложь поверили, она должна быть чудовищной».
У кого брал уроки по методике клеветы Кураев известно, но это не так важно, как то, в какие уродливые формы он ее обличает. В представленном на страницах сайта фрагменте из кураевского двухтомника «Сатанизм для интеллигенции (О Рерихах и Православии)» читателю предлагается кураевское же представление о Учении Живой Этики (Агни Йоге), не имеющем ничего общего с истинным содержанием и духом этого философского Учения.
Подробным и обоснованным ответом на очередной кураевский «шедевр» стала официальная статья Генерального директора Музея им. Н.К.Рериха, академика РАЕН, ученого-индолога, философа Л.В. Шапошниковой «Подвижничество диакона Кураева», в которой она пишет: «Если Кураев полагает, что дал критику Живой Этики, то он глубоко ошибается. Ибо критика есть, но Живой Этики и идей Рерихов там нет. А есть мысли и домыслы самого Кураева, которые он и критикует, называя все это почему-то Живой Этикой».[2]
Выбранным для этого способом, искусно доводить все до абсурда, дьякон А. Кураев пытается доказать всем религиозную подоплеку философских трудов Рерихов по привнесению высших культурных ценностей в сознание человечества, не понимая самой сути такого многогранного и не ограниченного земными рамками явления как Культура. Тем самым Кураев искусственно старается противопоставить философские взгляды Рерихов религии, не желая знать того, что семья Рерихов с огромным уважением и любовью относилась к Учению Иисуса Христа.
«…Вопрос религии, – пишет Елена Ивановна Рерих, - очень важен. Можно сказать, краеуголен в грядущей эпохе сужденной духовности. Потому следует неотложно закладывать в сознание молодого поколения правильное понимание этого насущнейшего вопроса. Само слово «религия» от латинского «религаре» означает связь, именно связь с Высшим Миром. Нарушив эту связь, человечество лишает себя не только истинного познания, но и самого бытия, ибо живоносный Источник Благодати питает все миры».[3]
Елена Ивановна не уставала восхищаться его духовным подвигом: «Сердце, стремящееся к Величайшему Сердцу, Сердцу Христа, не сойдет с пути».[4]
«Следуйте Учению Христа без компромиссов. Тогда придет и озарение».[5] Так писала Елена Ивановна в своих трудах, словно девиз, которому неотложно следовала сама в своей жизни.В одной из публикаций А. Кураев берется делать «вывод религиеведческой экспертизы» Учения Живой Этики. Цель – доказать религиозный характер деятельности Международного Центра Рерихов и других рериховских организаций. Он умалчивает о уже проведенных экспертных исследованиях деятельности Международного Центра Рерихов, в том числе, доктором философских наук, профессором кафедры философии Московского государственного института международных отношений МИД РФ Глаголевым В.С. По заключению этой экспертизы «Международный Центр Рерихов по сути своей является культурно-просветительским и поэтому не представляет собой ни секты, ни тоталитарной секты, ни религиозной секты ни по одному из признаков, по которым определяет секту современная научная литература. Поэтому, в частности, деятельность МЦР нельзя характеризовать и как религиозную (отсутствует мифология, культовая практика, стабильная организация религиозно-харизматического типа)».[6]
Кураев неустанно попирает основы культурного строительства под Знаменем Мира, называя этот великий символ охранения сокровищ человеческого гения «оккультным талисманом».
За многие десятилетия до этих позорных для всех просветленных умов высказываний Е. И. Рерих писала в своих письмах: «Неужели же есть такие люди, которые, мнят себя образованными и даже духовными, не понимают самого основного и главного значения Пакта и Знамени Мира? Не понимают, что значение Знамени Мира прежде всего в том, что путем охраны человеческого творчества в сознании масс и подрастающего поколения закладывается уважение именно к духовным ценностям, которыми живо человечество.
Ведь не можем же мы называть великолепные храмы, библиотеки и музеи материальными ценностями! Неужели возможна такая степень невежества?!».[7]И далее: «Пусть приходящие привыкают видеть Знамя Мира и помнят те великие основы, которые оно возглавляет. Великое никогда не входило в мир при фанфарах и ликованиях, но всегда в трудах, страданиях и при осмеянии невежеством, но мы доживем и до признания и утверждения Культуры во главе Нового Строительства. Сознание масс поднимется на новую ступень и поймет, что страны не могут жить и развиваться, утратив понимание истинной Культуры. Нельзя продолжать воспитывать новые поколения на суррогатах культуры. Всякий суррогат есть ложь, но лживые основы не могут уявиться прочными устоями, и потому разрушение и самоистребление неминуемо».[8]
Возможно понимая это, взгляды дьякона Кураева и ему подобных разделяют далеко не все ученые, философы и даже священнослужители русской Православной Церкви.
С. Лутай, К.Зайцев, М.Борисенко в статье «Мракобесие для простаков» пишут: «“Сатанизм для интеллигенции” определенно не научный и не философский труд. Сочетание многочисленных примеров цитатной эквилибристики и крайне некомпетентных выводов позволяет отнести этот труд, в большей степени, к жанру скандальной публицистики, основанной на непроверенных фактах и вымыслах».[9]
Известный религиовед и философ А.Владимиров отмечает беспардонность, циничность и лживость Кураева. Он пишет: <…> За всю историю Церкви не было еще подобного примера, чтобы так безнаказанно “низший церковный чин” мог оплевывать известных деятелей культуры, науки, провоцируя противостояние Патриархии с культурой и наукой, восстанавливать против Православия своею хулою не только многие новые религии и новые духовные движения, но даже традиционные религии, исповедываемые тысячелетиями и утвердившиеся среди многих народов на огромных пространствах».[10]
На страницах вышеназванного сайта также пишется о информационно-консультативном центре им. преп. Иосифа, игумена Волоцкого, при Минской епархии Белорусской Православной Церкви и занимающегося проблемами нетрадиционных религий, к которым и относит философское Учение Живой Этики. Какими лекалами пользовалась в этом случае Минская епархия? Уж не кураевскими? Странно осознавать, что на один уровень с явно антидуховными движениями Минская епархия ставит культурно-просветительскую работу рериховцев. Судя по всему, и сайт Зембина также создан с целью противостоять рериховскому движению.
В нашей стране работают такие рериховские общественные организации, как Отделение Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов», Белорусский Фонд Рерихов, КПОО «Адамант» и др. Они тесно сотрудничают с государственными и культурными организациями. Работа их многоплановая: выставки в Доме правительства, вечера и круглые столы в Доме дружбы, выставки репродукций и картин Рерихов во многих городах Беларуси, культурно-экологическая программа «Да процветут пустыни», международные конференции, в которых принимают участие ученые НАН РБ, БГУ, БГУКиИ, и многое другое.
Хотелось бы считать случайностью опубликование именно на Борисовском сайте «Православный Зебин» статей, о которых шла речь выше, поскольку региональному духовенству, принимающему посильное активное участие в культурной и воспитательной деятельности на территории Борисовского прихода, как никому другому должны быть известны многолетние и бескорыстные труды рериховцев Борисова.
Проведение международных культурно-просветительских программ по защите исторических и природных памятников Борисовщины, художественных выставок работ Н.К. и С.Н. Рерихов в Борисове и во многих городах Беларуси, тематических вечеров, посвященных их художественному творчеству, известным белорусским художникам и таким деятелям науки постижения Космической реальности, как Циалковскому, Чижевскому, Вернадскому, участие педагогов школ города Борисова в Международных конференциях, посвященных программам по Гуманной педагогике – это далеко не весь перечень проводимой рериховцами Борисова культурно-просветительской работы.
Никто из авторов, опубликованных на страницах сайта статей против такой деятельности рериховцев, не в состоянии назвать ни единого случая «заманивания» или «вербовки» людей в это общественное движение, как утверждает сайт. И это не удивительно, поскольку немногие готовы с полной самоотдачей и главное бескорыстно служить высоким идеалам Культуры.
Между тем у Православной Церкви есть свои проблемы. Так, в одной из статей проекта «Осторожно, секта!» местный священнослужитель сетует на отсутствие внимания со стороны жителей города Борисова к Православной Церкви, среди которых ее прихожане составляют лишь 1%. Но разве такими способами, как распространение лжи в лице Кураева и ему подобных, можно привлечь это внимание?
Рериховское движение Беларуси развивается и делает все возможное во имя Культуры, во имя Общего Блага, и на этом основании вышеуказанные клеветнические статьи должны быть убраны с сайта «Православный Зебин».
Ян Сомов______________________________
1. Отзыв о культурно-просветительской деятельности Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов». Размещен на сайте Международного центра Рерихов по адресу http://www.icr.su/sbt1/sbt1gl4_7.htm
2. Шапошникова Л.В. Статья «Подвижничество диакона Кураева». Размещена на сайте Международного центра Рерихов по адресу http://www.icr.su/sbt1/sbt1gl4_10.htm
3. Рерих Е.И. Письма. - Т. 4. - М.: МЦР, 2002.
4. Рерих Е.И. Письма. - Т. 7. - М.: МЦР, 2002.
5. Рерих Е.И. Письма. - Т. 6. - М.: МЦР, 2002.
6. Научная экспертиза культурно-просветительской деятельности Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» доктора философских наук, профессора МГИМО Глаголева В.С. Сайт МЦР, Раздел «Церковь против Рерихов»).
7. Рерих Е.И. Письма. - Т. 4. - М.: МЦР, 2002.
8. Рерих Е.И. Письма. - Т. 7. - М.: МЦР, 2002.
9. Цит. по: Владимиров А. В поисках Православия. С.85.
10. Владимиров А. В поисках Православия. С.226—227.