Главная | Новости | Пакт Рериха и Знамя Мира | Семья Рерихов | Сотрудничество | Галерея |
05.04.2013
Манифест гуманной педагогики – путь в будущее
Впечатления белорусской делегации о XII Международных
Педагогических Чтениях по Гуманной Педагогике
В жизни каждого человека бывают значимые встречи, способные изменить его судьбу. И огромное счастье знать заранее и сознательно готовиться к такой встрече. Уходит куда-то все мелкое, душа ожидает возможность прикоснуться к Чаше мудрости. Вот уже много лет такой Чашей для многих являются Международные Педагогические Чтения по Гуманной Педагогике, проводимые в Москве. Великий учитель и автор этой новаторской системы воспитания и образования, Ш.А. Амонашвили, обладает удивительной способностью находить все новые грани педагогической мудрости, объединять вокруг гуманной педагогики ученых, политиков, артистов и даже бизнесменов, вдохновлять и одухотворять огромный зал слушателей и участников, приехавших обменяться опытом.
Состав белорусской делегации на XII Международных Педагогических Чтениях по Гуманной Педагогике (в центре - Ш.А. Амонашвили) Такие же ощущения наполняли и нашу белорусскую делегацию на всем протяжении XII Международных Педагогических Чтений по Гуманной Педагогике, которые прошли в Московском педагогическом университете с 22 по 24 марта 2013 года на тему «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее».
С белорусской стороны в Чтениях приняли участие учителя-энтузиасты из Минской, Брестской, Гродненской и Гомельской областей. Возглавила делегацию заместитель начальника управления образования Минской области Соротник М.А.
Три дня работы дали возможность глубже осознать важность принятого в 2011 году при соавторстве более сорока ведущих ученых и педагогов России и стран СНГ Манифеста гуманной педагогики для воспитания и обучения детей. Эти три насыщенных дня помогли осмыслить основополагающее понятие «духовный гуманизм», а также дали возможность убедиться в огромной преобразующей силе любви. Любви между учителем и его учениками, основанной на духовной общности, любви к своему делу, благодаря которой рождается ощущение важности миссии учительства, а значит, возникает осознанная необходимость в самопознании и самосовершенствовании.
Выступление К.А. Молчановой, председателя Эстонского общества Рерихов, г. Таллин (фото J.Kirves) М.Р. Озолиня, поэтесса, г. Рига. По сложившейся с 2010 года традиции участники Чтений ежегодно знакомятся с самыми достойными представителями педагогики XXI века, которые в рамках программы «Персона в гуманной педагогике» делятся своим опытом. Так же и в этом году все получили возможность познакомиться ближе с двумя мудрейшими женщинами – К.А. Молчановой, председателем Ассоциации гуманно-личностной педагогики в Эстонии, Рыцарем гуманной Педагогики, и М.Р. Озолиней, поэтессой, Рыцарем Гуманной Педагогики. Каждая из них прошла большой жизненный путь, трансформировав своим упорством и целеустремленностью выпавшие в жизни многочисленные трудности в кристаллы мудрости, которыми они щедро поделились с участниками.
Кира Алексеевна Молчанова в своем выступлении на тему «Встречи – судеб перекрестки» рассказала об уникальной семье Рерихов, об эволюционной важности Учения Живой Этики, и немного о своей судьбе, подарившей ей возможность лично встретиться с членами этой Великой Семьи. Именно своим Учителям, людям высокой духовной культуры, и философском значении самого понятия «учитель» К.А. Молчанова посвятила книгу, которая вышла накануне Чтений.
Удивительный демократизм Международных педагогических Чтений позволяет учителям обмениваться своими творческими находками, шлифовать профессиональную мудрость в ходе участия в работе созданных на базе международных Чтений педагогических лабораторий.
Белорусскую делегацию увлекла творческая деятельность в лаборатории «Духовный гуманизм», работой которой руководили Е.Н. Черноземова, профессор МПГУ, д.ф.н., Рыцарь Гуманной Педагогики, и И.А. Киршин, к.п.н., руководитель студии «Солнечный Сад», Рыцарь Гуманной Педагогики. В ходе работы этой лаборатории каждый из присутствующих постарался как можно полнее осознать смысл понятия «Духовный гуманизм», поскольку без духовного гуманизма истинный образовательный процесс просто невозможен.
Вот уже много лет на Педагогических Чтениях существует такая форма работы как мастер-классы. Это квинтэссенция многолетней работы, проводимой педагогами-энтузиастами в учебных заведениях всех уровней.
В.Г. Акимова, методист Государственного образовательного учреждения Центр детского творчества «На Молодцова», проводит масстер-класс Мы побывали на мастер-классе под названием «Голограммные принципы гуманной педагогики», проводимом В.Г. Акимовой, методиста Государственного образовательного учреждения Центр детского творчества «На Молодцова», Рыцаря Гуманной педагогики. Ведущей идеей мастер-класса стал принцип, провозглашенный Манифестом гуманной педагогики: «Самая главная особенность классического педагогического мышления, в отличие от традиционного, в том, что оно многомерно. Его основу составляет синтетическое целое духовного и материального, иррационального и рационального, религиозного и наученного, космического и земного».
Мы узнали, как работают принципы голограммы применительно к педагогике; более полно раскрыли понятие «голограммный учитель» – это тот, кто верит в безграничные возможности преображения своего ученика и чувствует свою огромную ответственность за его будущее.
Выступление Ш.А. Амонашвили на Педчтениях (фото J.Kirves) В заключительном выступлении Ш.А. Амонашвили по традиции озвучил тему следующих Чтений – в 2014 году они будут посвящены многогранному и самому необходимому для дальнейшей эволюции человечества понятию «Учитель».
Впереди почти год творческих поисков, удивительных новых открытий, радости от преодоления трудностей, от ощущения полета в ожидании новых педагогических Чтений и от осознания важности Гуманной Педагогики для будущих поколений детей, осознания, которое происходит у каждого, кто соприкоснулся к этому кладезю великой мудрости.
Е.В. Барташевич,
учитель географии Государственного учреждения образования
«Гимназия № 2 г. Борисова»
Т.Л. Ковалева,
учитель истории Государственного учреждения образования
«Средняя школа № 7 г. Борисова»
День первый: День второй: см. здесь
Фотографии взяты с официального сайта Международного Центра Гуманной Педагогики:
http://www.gumannaja-pedagogika.ru/news/50-2011-08-27-18-46-28/637-chenia-fotoэ
http://www.gumannaja-pedagogika.ru/news/50-2011-08-27-18-46-28/640-foto-chtenija