rosserial лакорны с русской озвучкой

Сайт Рерихи и Беларусь на Facebook Наш сайт на youtube
РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Гуманная Педагогика

 

Х Международные педагогические чтения

Мастер-класс

Форма мастер-класса – рассказ, тематическое занятие, презентация, совместное размышление.
Тема: «По маршруту Вдохновения, без подвига нет пути».
Лейтмотив:
«Постижение основных путей развития человечества – это шаг к пониманию собственной личности. Обращаясь к прошлому, мы открываем для себя настоящие… Древняя мудрость – это ключ, которым археолог и натуралист открывают секреты культуры Востока.»
Ю. Н. Рерих
Утверждаемая идея:
«Без поисков и находок, а следовательно, и без напряжения сил немыслимы увлечённость, Вдохновение».
В. А. Сухомлинский
Задачи мастер-класса:
Создание учителем пространства радости открытий, переживания чувства красоты; сопереживания героям; осознание взаимосвязи культур разных народов, осознание роли Культуры, как объединяющего начало всех народов;
На примере высоких целей и задач Центрально – Азиатской экспедиции воспитывать бесстрашие, мужество, преодоления себя, помогать утверждать веру и победу справедливости и добра, думать о прекрасном будущем, а значит и быть на пути к Вдохновению.
Демонстрация приемов: путешествие по географической карте, обращение к своему внутреннему миру в поисках источника вдохновения, напитывание воображения прекрасными образами и музыкой, одухотворение примером, обращение к человеческому сердцу
Темы для размышления:
Что такое подвиг?
Что такое Вдохновение для учителя?
Где мы черпаем Вдохновение?
Какими качествами должен обладать учитель, чтобы вдохновить учеников?

Этапы мастер – класса:

«Мысли о благе являются источником новых вдохновений» Ш. А. Амонашвили.

Поэтическая страничка или введение в мир нравственных идей. (Источники вдохновения Дубенко О. В. )

« Не может человек рассуждать о значении вдохновения без понимания Надземного мира, не может человек творить, если он отрицает сотрудничество Высших Сил».

Итог нашего совместного с детьми вдохновения – фильм – презентация « Значение Центрально – Азиатской экспедиции Н. К. Рериха для эволюционного развития Земли».
Без подвига нет пути.

Вступление. Психологический настрой.
Мысли о Вдохновении. «Мысли о благе являются источником новых вдохновений» Ш. А. Амонашвили.

- Добрый день, уважаемые друзья, коллеги!
Мастер – класс из Белоруссии проходит впервые. На данный момент у нас еще нет ни Лаборатории, ни Центра по Гуманной педагогике.
В декабре 2011 г. в г. Гродно наконец–то прошел долгожданный семинар с участием Ш. А. Амонашвили, который вызвал огромный интерес у тех педагогов, которые на нем присутствовали.

 В разных городах Белоруссии работают учителя-энтузиасты, которые всеми силами своей души, всем своим умением несут идеи Гуманной педагогики в пространство Беларуси.
Раз они несут эти идеи, значит что- то им помогает это делать, для чего – то они это делают. Может быть, это и есть вдохновение, источником которого есть мысли о благе других… Вот сегодня, на нашем уроке, мы попробуем найти ответы на поставленные вопросы.

 Мы расскажем о том, что явилось и является нашим источником Вдохновения и как мы вдохновляем наших учеников.
Итак, по Маршруту Вдохновения или без подвига нет пути.
Я предоставляю слово своему Другу, Наставнику, учителю русского языка и литературы, Отличнику образования Республики Беларусь, Дубенко О. В.

 
Все мы родом из детства.
Поэтическая страничка или введение в мир нравственных идей. (Источники вдохновения Дубенко О. В.)

- Дорогие коллеги! Тема наших Педагогических Чтений «Вдохнови меня учитель, на творчество!» Что же явилось источником моего вдохновения, почему я стала учителем? Прежде всего – это мои родители. Мы все знаем, что все наши комплексы, и все добрые ростки из глубокого детства. Ребенок изначально настроен на красоту и гармонию, на доброе и возвышенное. И это в руках взрослых, которые находятся рядом. Если ребёнок постепенно учится воспринимать красоту, восхищаться ею - это значит, что его восприятие становиться более эмоциональным, накапливаются эстетические впечатления, без чего, невозможно облагораживание души, развитие человеческого в человеке. Я часто задавала вопрос, счастлива ли я? Да, я счастлива. Господь дал мне любящих родителей (они оба педагоги), которые старались воспитывать своих детей через Красоту.
Мой отец математик, но прекрасно знал историю разных народов, религию, писал стихи, играл на бандуре и пел. Умел всё делать своими руками, выполняя мужскую и женскую работу. Я помню он водил нас с сестрой в степь, где мы взбирались на скифские могилы; вокруг простиралась изумительной красоты природа, непередаваемый запах разнотравья, голубое небо, пение жаворонков… И он рассказывал нам историю нашего народа. Говорил о мужестве, о стойкости, о добре и зле. Хочу зачитать отрывок из его стихотворения «Венок сонетов».

Колы менэ не станеэ на Земли;
А ты ще йтымэш дали вжэ бэз мэнэ,
Згадай тоди, як гарно на вэсни
Цвитуть кульбабы по трави зэлэний.
А як полынуть в нэбо журавли,
Ты пэрэд нымы зупынися знову,
Послухай щэ раз, як шумлять гайи,
Спиваючы нам писню колыскову.
А потим нэ забудь, що нэ посмие
Нихто створыты бильшойи красы,
Що мудрый той, хто бачыты умие,
Як сяе сонцэ в крапэльци росы…
Тэ сяйво згадувать в годыну скруты
Душа моя щэ дужэ довго будэ…

Отец и мама учили нас добру во всех проявлениях: если ты что- то даёшь кому – то старайся дать самое лучшее. Я помню его стихотворение о добре и зле.
 Завжды було добро и зло
 И будэ так завжды.
Ты ж прыдывысь и розбэрысь
Тоби иты куды.
Щоб потим сам соби сказав,
Що ты нэ марно жыв,
Що ты тэрпив,що ты страждав,
Алэ добру служыв.

В его глазах всегда была боль. Прошёл войну, ранения. Всю жизнь преследовали, КГБ, но ученики в школе его очень любили, коллеги уважали. У поэта Александра Алеся есть стихотворение про орла. Оно как нельзя лучше отображает жизнь отца. А его коллега Инна Зубко посвятила ему стихотворение «Свет будет с вашего окна».
До третьего класса я не понимала, что я делаю в школе. Учительница посадила меня за последнюю парту и забыла обо мне. Родителям же было сказано, что я не обучаемая (хотя я в пять лет читала и писала). На уроках я просто молчала, друзей у меня не было, дети просто избегали меня. И тогда отец написал для меня стихотворение «Якщо выйдэш колысь на дорогу…»
А мамам говорила: « Не важно, что тебя не любят, главное, ты должна любить всех. Солнце посылает на Землю тепло всем: и плохим, и хорошим. Ты должна быть маленьким солнышком и светить всем людям, чтобы им было возле тебя тепло. Что-то произошло между родителями, и мама со мной и сестрой уехала в деревню. Сама историк, стала директором школы. И вот здесь, среди прекрасной природы, среди простых и добрых людей мы росли. Мама сумела создать коллектив единомышленников. Не говоря тогда о гуманной педагогике, они жили в атмосфере гуманной педагогики. С того времени я слышала имена Пифагора, Платона, Ушинского, Корчака и др.
Учителя, работающие в этой школе, говорили нам, что плохих людей нет, а просто каждый находится на определенной ступеньке развития. И цель каждого в этой жизни – стать более совершенным. Уроки часто проводились в саду. (Школу окружал прекрасный сад. ) Выносились весной парты, доска и среди цветущих деревьев проходили уроки. Звучала тихая музыка. Запомнились уроки литературы. А ночью на звездном небе изучали астрономию. В школе воспитывали детей красотой, любовью ко всему живому, прививалось бесстрашие… Ночью, мы, дети, тайно, чтобы никто не видел, вскапывали огороды старикам, убирали урожай, расчищали снег, учителям ставили цветы на пороге дома. Чтобы расширить наш кругозор, нас возили в Москву, Ленинград, Прибалтику. Оплачивал колхоз эти поездки. Часто в школу приезжали поэты, писатели, художники. Мама изучала философию Индии и много рассказывала нам о таинственных мудрецах, которые жили в Гималаях. Так в мою жизнь вошла семья Рерихов. Я помню, как Л. В. Шапошникова уехала в Индию и прошла по маршруту Центрально –Азиатской экспедиции Рерихов. Мы долго в семье об этом говорили и долго восхищались мужеством смелой женщины. А потом вечерами читали книгу Н. К. Рериха «Сердце Азии». Так Индия вошла в моё сердце. В 1968 году мама закрыла школу на три дня и мы, несколько старшеклассников и учителя поехали в Павлышскую школу к В. А. Сухомлинскому. Меня поразило обилие цветов, душевная теплота, с которой нас встретили и чувство, что в своих мыслях, поступках мы не одиноки. Всё было пронизано благородством, любовью и красотой. Взрослые общались между собой, а мы, дети, делились своими впечатлениями. В этой школе, как и у нас, некоторые уроки вели дети (тоже в саду), играла музыка. Я помню, по дороге домой мама сказала: «Это учитель с Большой буквы, сейчас его не понимают и не принимают, но потомки и Украина будут гордиться своим сыном».
Будучи студенткой первого курса, я прочитала книгу, поразившую меня «Сердце отдаю детям». Позже у меня будет много встреч с интересными, великими людьми. И всё время мне казалось, что за мной кто – то наблюдает, ведет меня, я кому-то должна дать отчёт в своих поступках. В Днепропетровск поступила на филфак, изучала хинди. Я избрала путь педагога, может быть, хотела быть похожей на своих родителей, а может быть, хотела доказать себе и другим, что с помощью любви можно преодолеть все трудности. Мне пришлось жить и на БАМе, учить детей Бурятии, и в Украине. И почему-то мне всегда давали трудные классы. Муж был врач, и мы попали в Белоруссию. В 1984 году он погибает. Мне 32, двое маленьких детей. Как жить дальше? И вдруг, как бы со стороны слова: ты выдержишь все, ты сильная, ты нужна детям и не только своим. Я не знаю, как так сложилось, но в 1985 году я попала в Индию. За 24 дня я очень многое увидела. Это было моё спасение. То, что я там пережила, и с кем встречалась, описывать не буду. Знаю только одно, если мы чего –то хотим и к чему-то стремимся, обязательно сбудется. Мысли материальны, и мы в ответе за то, что мы притягиваем и, что посылаем. Я действительно счастлива, у меня трое внуков, работа, которую я люблю, верные друзья, Общественное объединение «Культура и Знание». Мы изучаем творческое наследие семьи Рерихов, проводим культурную работу в городах Беларуси. Хочу закончить стихотворением Дементьева. Для меня это пример, как нужно прожить жизнь на земле.

Жизнь по-разному можно прожить
Можно в горе, а можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить, вовремя
Делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать и, помышляя о чуде,
Рукой оголенной солнце достать
И подарить его людям.

Импульс вдохновения – книга Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!». Настоящий Друг. Педагогика, зовущая в полет. (Источники вдохновения Барташевич Е.В. )

 Шалва Александрович говорит о том, что каждый ребенок приходит в этот мир с определенной миссией. Не знаю, была ли это миссия, но желание работать с детьми, помогать им возникло у меня ещё в детском саду. И я упорно шла к исполнению своей мечты, реализовывая её через работу с октябрятами, через взаимоотношения со сверстниками. Мы организовали Тимуровский отряд по оказанию помощи пожилым людям, участникам ВОВ, ухаживали за могилками солдат, погибших во время ВОВ (тогда за этим кладбищем никто не смотрел), помогали обычным людям. И во всей этой детской деятельности, которую мы придумывали и вели сами, без помощи взрослых, чувствовалось, что-то что мы делаем для людей приносит этим людям и нам огромную радость.
После окончания восьми классов я поступила в наше Борисовское педагогическое училище. Ещё учась в школе, целенаправленно приобретала педагогическую литературу. И вот мне попадается в руки книга Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!». Всё, что было написано в ней, было созвучно моей душе. Тогда я ещё не знала, в каких тяжелейших условиях находился сам автор этой книги, через какие испытания ему приходилось проходить. Сама книга была пропитана любовью к детям, их родителям, к тем учителям, которые будут её читать. Она вся искрилась Светом, Радостью, детским смехом, что ни у кого и мысли не было, что у автора книги могут быть какие-либо проблемы.
Как я понимаю сейчас, эта книга, а затем и последующая «Как живете, дети?» стали для меня, я думаю, как и для тысяч других учителей, тем импульсом Вдохновения, той путеводной звездой, которая ведет и по сегодняшний день.

 И вот, взяв за основу эту книгу, как могла, как умела начала применять её на практике. Результаты были видны сразу. С ребятами и их родителями возникла большая настоящая дружба, основанная на уважении, взаимопонимании, сотрудничестве. Причем эта педагогика распространялась не только на свой класс, она распространилась и на остальные классы. Самые «сложные» ученики этой небольшой сельской школы, в которой я начинала работать, тоже каким-то образом подпали под влияние идей Ш.А. Амонашвили и начали изменяться в лучшую сторону. И уже тогда (24г. назад) появились первые мысли о том, что хорошо было бы, если бы вся школа работала в этом направлении. По сегодняшний день эта мечта меня не оставила. И я надеюсь, что и она сбудется.
Шло время, возникало много новых вопросов, на которые мне надо было найти ответы. И вот Жизнь делает для меня ещё один подарок. Она посылает встречу с замечательным педагогом – Дубенко О.В. Как вы и сами уже смогли убедиться, это скромнейший, добрейший, благороднейший и редкой души человек. Она стала для меня не только Наставником, но и настоящим Другом. С этим человеком, как оказалось, у нас много общего: и в детстве, и в судьбе (я так же осталась одна с двумя детьми на руках), и в работе.
Вместе с О. В. мы были на первом семинаре Ш.А. Амонашвили в 2002 г. в г. Бресте, где впервые познакомились с этим удивительным человеком и его женой.
Отворилась вдруг дверь,
И вошёл человек,
Мы считали на час,
Оказалось на век.
Мы считали, что в класс,
 Оказалось - в сердца,
Чтобы здесь оставаться
Уже до конца.
Благодаря моему Другу – Оксане Васильевне я стала участвовать в Международных Педагогических Чтениях по Гуманной Педагогике, на которые приехала уже восьмой раз.
Педагогика, зовущая в полет! Несущая радость и свет, духовную высоту и творческий поиск, согретая безграничной верой в ребенка. Только такая педагогика способна наполнить смыслом жизнь. А ведь в преодолении каких препятствий происходило зарождение тех искр, из которых разгорелось такое мощное пламя Света, Любви, Добра под названием Международные Педагогические Чтения по Гуманной Педагогике. Истинно, что Высшая напряженность творит новую ступень творчества космического. (Бр. 174)

У каждого из нас свой жизненный путь, свои испытания. Сколько их было и будет ещё впереди. Они как ступеньки, способствуют нашему росту, продвижению. Только преодолевая себя через эти испытания, видишь правильность пути и, получив очередной импульс от победы, испытываешь вдох чего-то нового, что потом вдохновляет и окружающих тебя людей.

Анализируя свой небольшой жизненный путь, я прихожу к выводу, что действительно, как писал В. А. Сухомлинский: «Без поисков и находок, а следовательно, и без напряжения сил немыслимы увлечённость, Вдохновение».

Именно благодаря моим Учителям - Шалве Александровичу и Оксане Васильевне, стал возможным более плодотворный, вдохновенный и мой педагогический путь.

 

Земные творцы космической эволюции – творцы вдохновения.
« Не может человек рассуждать о значении вдохновения без понимания Надземного мира, не может человек творить, если он отрицает сотрудничество Высших Сил».

( Диалог с аудиторией идёт напрямую и при помощи видеослайдов)
У каждого человека есть свой источник Вдохновения.
- Подумайте, пожалуйста, о том, что является Вашим Источником Вдохновения?

 Нашим общим источником Вдохновения является изучение творческого наследия семьи Рерихов.
Может быть, наш источник совпал?

- Что вы знаете о семье Рерихов?

 Наш рассказ о семье Рерихов:

 Человечество никогда не оставалось без помощи, всегда приходили люди, приносившие своей подвижнической жизнью новое слово и новую мысль, которые так будут нужны не только их современникам, но и будущим поколениям. Эти слова по праву можно отнести к величайшей семье 20 века – семье Рерихов. Все вместе и каждый по отдельности они внесли огромный вклад в эволюционное развитие всего человечества.

 Каждый из них оставил свой неповторимый след в культурном пространстве планеты. Необычайная гармония этой великой семьи, представлявшей собой духовное и творческое Единство, где каждый был незаменим, уникален, высокоодарен, поражает и восхищает. Их жизнь была стремительной, бесстрашной, героической, пройденной в неизменной преданности идеалам Общего Блага, наполненной самоотверженным трудом во имя духовно – культурной эволюции человечества.
Елена Ивановна (1879-1955) – выдающийся педагог, музыкант, философ, давшая миру книги «Живой Этики».

 Николай Константинович (1874 -1947) – художник, мыслитель, путешественник, ученый, общественный деятель.

 Юрий Николаевич (1902 -1960) – ученый, востоковед, знавший более 30 восточных языков и наречий.

 Святослав Николаевич (1904 – 1993) – ученый, мыслитель, художник.

 Общественно – культурная деятельность Рерихов по своим масштабам планетарна.
Подойти с обычными мерками к оценке их жизненного и творческого пути – значит не понять главной сути сделанного этими выдающимися представителями Культуры.
Их мысли, дела, устремления намного опередили сознание современных людей. С течением времени человечество всё в большей степени начинает осознавать значение беспримерного творческого Подвига этой семьи.

Основные вехи в жизни Рерихов
Многое было сделано этой семьёй. Делами всей их жизни являются:
Создание более 7000 художественных полотен Николаем Константиновичем.
Создание Пакта Рериха и Знамени Мира.
Создание книг «Живой Этики»
Осуществление Центрально – Азиатской экспедиции (1924-1928г.)

- Что Вы знаете о тех странах, по которым проходила экспедиция?

- Как Вы думаете, какую цель ставили Рерихи на своём маршруте?

 

Центрально – Азиатская экспедиция Н. К. Рериха с точки зрения Гуманной Педагогики.

Итог нашего совместного с детьми вдохновения – фильм – презентация «Значение Центрально – Азиатской экспедиции Н. К. Рериха для эволюционного развития Земли».

Без подвига нет пути.

Педагогическая новизна: разработали совершенно новую тему по географии, которой нет в учебниках Беларуси, с точки зрения Гуманной Педагогики.

Данную работу мы представляли на научно – практической конференции у себя в г. Борисове и затем с этой темой нас пригласили на научно – практическую конференцию в г. Гродно. На этих конференциях присутствовали методисты, учителя, ученики. Доктор географических наук Захаренко И. А, присутствовавший на конференции, дал высокую оценку деятельности школьников из Борисова. Он отметил новизну темы, глубину изученного материала, его эмоциональную передачу, когда при помощи музыки, репродукций картин Н. К. Рериха, фото и живой речи, была создана особая атмосфера, что позволяло представить Рерихов на таком грандиозном и сложном маршруте. Все это способствовало тому, что учащиеся и преподаватели школ, слышавшие об этой экспедиции впервые, могли больше узнать и об экспедиции, и о семье Рерихов, и о Николае Константиновиче, как Великом художнике.
 Материалы этой конференции представляют интерес для педагогов и учащихся общеобразовательных учреждений, занимающихся научно – исследовательской работой, могут использоваться в урочной деятельности и при проведении внеклассных мероприятий. Но самое главное, что тема Центрально - Азиатской экспедиции Н. К. Рериха фактически введена в научный оборот, что дает возможность шире ознакомиться с ее материалами.
Отклики были очень теплые, работа вызвала неподдельный интерес, всех участников наградили грамотами, а сама работа вошла в сборник статей « Первые шаги в науку».

А сейчас мы окунемся в атмосферу Центрально – Азиатской экспедиции.
Не судите нашу работу слишком строго, потому что этот фильм создавался в сотрудничестве с детьми и является итогом нашего совместного с детьми Вдохновения.
( Просмотр фильма 18 мин.)

 Тезисы
В XX веке по времени и пространству планеты Земля прошел Караван. Он принадлежал Центрально – Азиатской экспедиции, которую возглавлял один из крупнейших деятелей века, великий художник, выдающийся ученый и мыслитель Николай Константинович Рерих. Осуществленная им в 1924-1928 годах Центрально-Азиатская экспедиция явилась самой масштабной по своим задачам и протяженности маршрута русской экспедицией в Азию.
При подготовке работы мы ставили следующие цель и задачи:

Цель: изучить материалы по Центрально – Азиатской экспедиции Н. К. Рериха и показать ее значимость для эволюционного развития Земли.

Задачи:
- раскрытие эволюционного значения Центрально- Азиатской экспедиции Н. К. Рериха.
- обоснование культурных корней славянских и индийских народов;
- актуализация необходимости осознания связи прошлого, настоящего и будущего для устойчивого развития человечества, в том числе и белорусского народа.

 Ученые смогли приступить к изучению материалов и значения этой экспедиции только с созданием в Москве музея им. Н. К. Рериха и передачи ему архивных документов из Индии. В последние десятилетия издано много книг, в которых подробно описывается экспедиция. Мы использовали следующие источники: работы Н. К. Рериха, работы Ю. Н. Рериха, статьи академика Российской академии естественных наук, Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, генерального директора Музея им. Н. К. Рериха Л. В. Шапошниковой, журнал «Культура и время».

 В Москве в Международном Центре Рерихов 9-11 октября 2008 года состоялась Международная научно - общественная конференция «80 лет Центрально – Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924-1928) В работе приняли участие свыше 400 исследователей из 18 стран.
В докладах, прозвучавших на конференции, было отмечено эволюционное значение Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха и ее высокое научное качество.
Конференция приняла ряд важнейших решений, в том числе необходимость введения Центрально-Азиатской экспедиции в перечень великих путешествий xix-xx веков. Белорусское географическое общество и выступавший белорусский востоковед И. А. Захаренко поддержали эту инициативу.
Крупнейшая в xx столетии экспедиция продолжила дело великих русских исследователей Центральной Азии - Н. М. Пржевальского, Г. Н. Потанина, П. К. Козлова, П. П. Семенова - Тян-Шанского. Интерес к странам Востока и Центральной Азии проявился у Рериха довольно рано. К экспедиции он начал готовиться еще в 1913 году.
Он ставил перед собой задачи:

               
Еще ни один исследователь не ставил перед собой таких масштабных задач по изучению этого региона.
Экспедиция прошла по территории 5 стран: Индии, Китая, России (Алтай), Тибета, Монголии.
Вместе с Николаем Константиновичем по маршруту прошла его жена Елена Ивановна – известный философ и старший сын Юрий Николаевич.
Условия, в которых проходила экспедиция, потребовали от участников небывалого мужества и терпения.
После окончания экспедиции были обработаны и систематизированы художественные и научные материалы, выпущены монографии и научные книги. С этой целью в июле 1928 года был основан Институт Гималайских исследований «Урусвати».

Помимо традиционных научных исследований, Центрально-Азиатская экспедиция несла эволюционную нагрузку. По мнению Рерихов и академика Л. В. Шапошниковой «… экспедиция создала энергетическое поле для формирования будущих центров культуры на охваченном ею пространстве. Она заложила энергетические магниты будущего Нового Мира».
Ее маршрут объединил в единое целое страны, находившиеся на разных ступенях развития, существовавшие в разных социально-экономических условиях, имевшие разные культурно-исторические комплексы.
Впереди еще много исследований и открытий, и они покажут истинный масштаб этого комплексного экспедиционного проекта - важнейшего периода в жизни и творчестве великого художника и мыслителя.

 На слайдах представлен весь маршрут, пройденный экспедицией: Сикким, Кашмир, где проходила подготовка Рерихов к экспедиции. Ладакх – буддийский мир, Карокорумский хребет по которому проходила высочайшая в мире караванная дорога, Хотан, Кажгар, Урумчи, а также тот уникальный материал, который был собран во время экспедиции. Ребята рассказали о посещении Рерихами Советской России, Алтая, о продвижении экспедиционного пути по Монголии, о героической стоянке на суровом Чантанге, возвращении назад в Индию. Особое внимание уделялось значению Центрально - Азиатской экспедиции Н. К. Рериха для эволюционного развития Земли. Было подчеркнуто, что Н. К. Рерих, в отличие от других исследователей искал то общее, что связывало разные культуры по времени и пространству, именно он, отстаивая идеи культурной общности различных народов, говорил о неизбежности культурного синтеза в будущем.
- Как Вы поняли, что общего в этом фильме с географией и литературой?
- Чему учит эта экспедиция?
(Преодолению страха, мужеству, уверенности в себе, целеустремленности, помогает утверждать веру и победу справедливости и добра, думать о прекрасном будущем, а значит и быть на пути к Вдохновению).
1. В процессе работы над фильмом дети предложили включить изучение Центрально-Азиатской экспедиции в школьные учебники, в школьные учебные программы по географии.
2. Давать объективную информацию о Центрально-Азиатской экспедиции в интернет – пространство, потому что там очень много искажённой информации об этой экспедиции.
3. Для себя дети открыли новый этап в творчестве Н. К. Рериха, что он был не только великим русским художником, но и археологом, учёным, философом, собирателем легенд, сказаний, всесторонне одарённой личностью.
4. Для детей было открытием, что маршрут вместе в мужчинами мужественно преодолевала его жена Елена Ивановна.
5. Детям не верилось, что славянские языки своими корнями уходят в санскрит.
6. Не верилось, что можно было преодолеть 25000 км без современной техники.
7. Были поражены, как в тяжелейших условиях, на морозе -40С и ниже, можно было рисовать картины (более пятисот) и нести их с собой.
8. Дети сделали для себя вывод, что чем больше они узнают, тем больше они понимают, как мало знают.

 В процессе работы над мастер-классом мы сделали вывод: в отличии от других экспедиций, экспедиция Николая Константиновича решала задачи глобального масштаба, связанные с космической эволюцией человечества. Сейчас наступило то время, когда ученые вплотную занялись изучением не только мира, который нас окружает, но и космоса. Поэтому следует шире знакомить молодёжь с целями и задачами Центрально-Азиатской экспедиции, имеющей особую значимость для будущей судьбы всего человечества.
В школу пришли новые дети, которых уже не удовлетворяют общие фразы и сухой материал. Задают такие вопросы, на которые педагоги не могут ответить. Поэтому необходимо ставить вопрос о создании новых программ, новых учебников, наполненных новым содержанием.
Ю. Н Рерих говорил, что «Постижение основных путей развития человечества – это шаг к пониманию собственной личности». Мы считаем, что каждый шаг, пройденный на маршруте, был подвигом. Нельзя вести за собой, не обладая мужеством, стойкостью, уверенностью в себе и в других. Рерихи обладали этими качествами.
Эта экспедиция показала современникам и будущим потомкам: что если ты имеешь цель в жизни, уверенность в себе, любовь к людям, бесстрашие и мужество - ты пройдешь все препятствия. Именно поэтому, «Без подвига нет пути».
Для Оксаны Васильевны источником вдохновения были ее родители, для многих из нас – Международный центр Рерихов, для всех нас – ежегодные Педагогические Чтения, встречи с Ш.А. Амонашвили и единомышленниками.
Благодаря этому сотрудничеству, поддержке каждого из вас, надеемся, что и в нашей республике откроется Центр Гуманной Педагогики.
Действительно, «Не может человек рассуждать о значении вдохновения без понимания Надземного мира, не может человек творить, если он отрицает сотрудничество Высших Сил». Только благодаря этому Сотрудничеству, этой поддержке каждого из вас, удалось расчистить путь для дальнейшего продвижения.

Огромное всем Вам спасибо.