rosserial лакорны с русской озвучкой

Сайт Рерихи и Беларусь на Facebook Наш сайт на youtube
РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Гуманная Педагогика

Педагогика будущего Манифест Гуманной Педагогики Публикации События Контакты Библиотека

Будущие учителя размышляют о Кодексе чести и служения учителя

 

Е.С.Евдокимова, к.п.н., доцент кафедры педагогики ВГСПУ, руководитель Волгоградского регионального отделения ООО «Центр Гуманной педагогики»
 
Представление «Кодекса чести и служения учителя» для широкого обсуждения родительской и педагогической общественностью – важное событие в мире образования, оказавшееся в фокусе внимания не только состоявшихся, но и будущих учителей!
Общаясь со студентами Волгоградского государственного социально-педагогического университета по содержанию положений «Кодекса», мы с радостью отмечали их искреннее желание высказать свое суждение о том, что происходит в современной школе и вузе, как разворачиваются отношения между учениками и учителями, что может спасти хрупкий мир растущего Человека и устремить его к духовному преображению?!
Что и как думают студенты 3-4 курсов направления подготовки «Педагогическое образование» о «Кодексе»? Представим некоторые из их размышлений.
 
Ченская Т. «Л. Н. Толстой говорил о том, что «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Нам, как будущим педагогам, следует не только руководствоваться данным высказыванием, но и знать, что необходимым изменением в системе образования является духовное преображение учителя. И вдохновлять, устремлять его на творческие свершения призван «Кодекс чести и служения учителя».
Данный документ необходим не только работающим педагогам, но и всем студентам педагогических вузов, всем тем, чья профессия в дальнейшем будет связана с работой в детском коллективе.
Каждый пункт кодекса требует серьёзных размышлений. Учитель совершает огромнейший труд, несёт большую ответственность, он осознаёт своё место в образовательном процессе (п.1 «…он есть носитель Света»). Ему необходимо приложить много усилий, любить то, что он делает, знать, ради чего он это всё делает (п.5 «мудрая любовь к каждому ученику сопровождает все его педагогические деяния»).
Учитель должен быть готов грамотно планировать работу с учащимися с установкой на повышение интереса, использовать индивидуальный подход с учетом результатов диагностики, создавать необходимые условия для интеллектуального развития ребёнка. И здесь важно отметить четвёртый пункт из кодекса: «Верит в безграничные возможности каждого ученика; верит, что каждый ребенок несет в себе свой путь, свою миссию; эта вера является источником для его оптимистической и творческой профессиональной деятельности».
Всё это поможет воспитать личность, которая в дальнейшем будет готова к непрерывному обучению, саморазвитию. В ученике будет воспитана личность Благородная и Великодушная, человек культуры, герой духа, гражданин Земли, патриот своей родины (см п.6).
Читая данный кодекс, вспомнила строки из стихотворения, которое было написано мной ещё на первом курсе:
Меняется время, меняются лица,
И все установки могут забыться,
Но много того, что рождается вновь:
Терпимость и ценность, а также любовь.
Любовь к подопечным своим и к предмету,
Которым живёшь ты, находишь ответы.
Ты учишь других, и ты учишься сам,
Вот то, что и нА день нельзя забыть нам.
А ведь это действительно так: мы, будущие учителя, несём ответственность перед судьбой каждого своего ученика, являемся примером культуры и нравственности, вежливости и сочувствия.
Мы должны быть устремлены к благу и сеять разумное, доброе, вечное, чтобы потом, глядя на нас, окружающие стремились сделать себя лучше, а в дальнейшем и весь мир».
 
Куртенкова Мария: «Прежде всего, хотелось бы сказать, что у меня не было намерения каким-либо нелестным образом отзываться о том или ином проекте, стандарте, либо кодексе. В данном тексте можно проследить лишь собственно субъективные и отчасти наполненные эмоциональным содержанием мысли студентки 3 курса, готовящейся взять на себя всю ответственность за ношение гордого звания «педагог».
Читая «Профессиональный стандарт деятельности педагога» группы Е.А. Ямбурга невольно задаешься над вопросом: а нужен ли вообще в данном случае ЧЕЛОВЕК, в качестве учителя? Ведь те необходимые стандарты, те важнейшие нормы, которые должен знать и которыми обязан владеть современный педагог, не соотносятся с реальными физическими возможностями любого человека. Дабы обосновать свое несогласия, хотелось бы привести в пример несколько выписок, а далее пояснить их содержание.
Стандарт должен:
- Соответствовать структуре профессиональной деятельности
- Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога
- Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей
Не акцентирую особого внимания на втором пункте (хотя тут тоже есть о чем побеседовать), я бы хотела сразу обратиться к последнему. Анализируя основной перечень новых установок современного педагога можно расшифровать данную фразу так : учителя хотят избавить от функций, не соответствующих его профессиональному статусу. Однако каким способом? Прибавить им обязанностей? Ведь в таком случае, уже не будет тех самых несвойственных учителю функций. Конечно, теперь он обязан уметь все и сразу.
Однако, не буду оттягивать время и сразу перечислю некоторые из новых требований к учителю:
- Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
- Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
- Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов)
- Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают
- Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе
- Аудиовизуальная фиксация (коррекция текста и перевод между языками)
- Дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания
- Обучение русскому языку как неродному
Я выбрала основное, то, что действительно задело меня до глубины души. Удивительно, как все это должен реализовывать один человек!
Люди годами учатся на медицинском, годами изучают русский, как иностранный, и год за годом осваивают новые технологии! Спрашивается – как? Как должен педагог выполнять столько функций, и тем более как он должен освоить необходимые знания для того, чтобы эти функции выполнялись на должном уровне? Я не говорю сейчас о перестройке всей системы образования. Я поднимаю тему Человека!
Я не вижу другого выхода, кроме как задействовать в образовательном процессе роботов. Именно такие машины сумеют показать высокое качество и способность к выполнению таких сложных по своей структуре и ответственности обязанностей.
Но невольно возникает вопрос: а как же душа? Да, проведенные опросы лишь лишний раз доказали, что детям нужен ЧЕЛОВЕК. Им нужен кто-то, кто будет их не просто учить и наполнять как сосуд, а вести вперед и направлять, помогать, в конце концов, обрести себя. Терпение, любовь, понимание…вот, что должно ассоциироваться у учеников со словом учитель.
Кодекс чести и служения учителя гласит «Учитель открыто и мужественно отвечает на вызовы времени, главный из которых — быть Духовно-нравственным Человеком и воспитывать Духовно-нравственного Человека». Из слов Ушинского не сложно заключить, что важно, чтоб ребенок нашел свое место в жизни, чтоб смог выбирать сам, чтоб был рад себе, своему внутреннему Я и другим людям, входящим в его жизнь.
Наверно было бы идеально в равной мере создать синтез двух этих документов. На мой взгляд, лишь так возможно решить существующие в нынешнем образовании проблемы.
Не затягивая окончание своей работы, хочу сказать, что сегодня посмотрела фильм «РОБОКОП», и как-то в голове прекрасно сложилась картина происходящего. Робот-навсегда останется роботом, выполняющим лишь заложенные в него программы. Он не будет чувствовать, мыслить как человек. Он будет действовать ПО-ПРАВИЛАМ. А, как известно в правилах есть исключения. И каждый человек, каждый ребенок, сидящий за партой — это то самое исключение. Только душа способна пересилить компьютер. Только она является тем, что делает нас человеком».
 
Нуштаева Анастасия: «Совершенно не в моей компетенции осуждать, критиковать или поправлять, те документы, которые приняты людьми, наверняка опытнее, мудрее и старше меня. Но я не могу не отозваться на очередное нововведение, потому что оно касается и меня непосредственно как будущего педагога (очень надеюсь, что смогу так себя называть). Речь идёт о профессиональном стандарте учителя. Идея, если можно так сказать, благороднее некуда: дать свободу педагогу, раскрепостить его, освободить от регламентов и формальной деятельности. И всё это провозглашается как раз в очередном стандарте!
Ирония судьбы, не иначе. И, наверное, от самого слова, понятия «стандарт» устали не только дети, которым всё время приходится соответствовать неведомым стандартам, но и учителя. Опять новые требования, опять формальная деятельность… авторы пишут о том, что нельзя требовать от учителя, то чего он не знает и не умеет. Отсюда следует вывод, что чтобы требовать, надо научить. Но сколько всего опять возникает на пути у учителя и затмевает его истинное призвание: помогать детям расти, развиваться, удивляться и открываться новому миру. Вместо этого сваливаются заботы по овладению ИКТ-компетенциями (нисколько не умаляю важность этих знаний, но не уверена, что это именно то, чего ждут дети от своих учителей), умению читать и понимать тексты специалистов различных областей (а чем будут заниматься специалисты эти областей?) и т.д. и т.п.
Учитель, педагог — это ведь призвание. А как призвание, талант можно стандартизировать? Безусловно, необходим перечень тех знаний, которыми обладает педагог, как носитель знаний, культуры и как посредник между внешним миром и миром ребёнка. Но слово «должен» убивает всё желание эти «требования» выполнять… Сидит студент педагогического вуза и думает, что всё это ему не по зубам, что все перечисленные знания и компетенции потеснят знания о детях и своём предмете…Но я буду стоять на своем: единственное, что должен учитель, это любить детей, свой предмет, жизнь и научить своих воспитанников тому же.
К моему счастью, и к счастью многих-многих других людей у нас есть педагоги, которые придерживаются именно такой точки зрения. Читая их слова, тут же хочется соответствовать автору, написанному им и их представлениям о педагоге. Такими словами стал и «Кодекс чести и служения учителя» Ш.А. Амонашвили. Само название документа заставляет с трепетом и уважением относиться к Учителю. Ведь он не просто оказывает «услуги», а «несет ученикам уроки как дары своего духа». Каждое слово возвышает учителя, его учеников и таинство воспитания. После такого «стандарта» хочется быть самым «стандартным из стандартных», если после таких слов это выражение вообще ещё живёт в голове.
 
Семенова Анастасия: «Прочитав Кодекс чести и служения учителя, я, разумеется, не смогла с ним не согласиться. Но, к сожалению, как сложно сказать «я готова под ним подписаться». И причина вовсе не потому, что я не хочу или не считаю нужным соблюдать какие-либо положения из этого кодекса, нет. Я с ними целиком и полностью согласна. Я считаю их верными и нужными. Каждое слово Кодекса буквально вдыхает в читающего стремление к высшему; побуждает к созиданию, рождает желание «сеять разумное, доброе, вечное».
Но что же останавливает? Что же мешает, казалось бы, полным энтузиазма и благих душевных порывов молодым учителям, коих с таким усердием и профессионализмом воспитывают и обучают наши педагогические ВУЗы в духе гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, что, что останавливает их и где же эти плоды носителей Света?
Почему этот Свет до сих пор затухает повсеместно в российских школах, почему так много детей приходят со школы увядшими, избитыми морально и буквально выпитыми своими учителями? Читая Кодекс, я прекрасно осознавала ответ на этот вопрос. Я и раньше себе его задавала, он и раньше всегда пугал меня, этот вопрос и продолжает устрашать и своим ответом. Потому что невозможно одному педагогу принести Свет абсолютно всей школе. Потому что невозможно двадцатидвухлетнему начинающему специалисту сломать эти авторитарные баррикады.
Что будет со мной, если я приду в новую школу со своим таким энтузиазмом? Долго ли я продержусь, как долго смогу сохранять Свет в своих неопытных, молодых ладонях от насмешек и нападок, привыкших к успокаивающему полумраку учителей? Смогу ли я, простой начинающий преподаватель иностранных языков, убедить всю эту армаду своего коллектива включить Свет, выйти из своей блаженной тени, в которой они так мастерски умудряются ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ подряд сохранять «тишину на уроке».
Кем я буду в глазах тех людей, с кем мне придётся работать? Выскочкой? Недоучкой? Наивной дурочкой? Я могу предположить ещё с десяток вариантов, как обо мне будут шептаться в учительской, но ни одной возможности избежать этого.
Да, это всё ничто по сравнению с великой миссией учителя, по сравнению с любовью, которую хочешь давать детям и Светом жизни, что хочешь зажечь в их юных глазах. Можно пройти сквозь любые испытания с такой великой целью. Но как же не хочется выполнять эту миссию одному. Ведь даже у Штирлица были Кэт и Эрвин, даже в разведку не пойти одному. И поэтому я хочу, чтобы все учителя были такими. И поэтому я хочу, чтобы все положили свою правую ладонь, как американцы кладут её на Библию, на этот Кодекс и поклялись, от всего сердца своего поклялись, что будут его выполнять. Не важно, как бы это ни было тяжело. Только все вместе. Только весь педагогический состав способен что-то изменить. Способен, скорее, ВСЁ изменить. И я хочу в это верить. Я буду продолжать бояться, я до последнего дня буду вспоминать, как на меня кричали и как меня саму в школе оскорбляли, но я буду верить до конца, до победного конца, когда увижу счастливые лица детей, я буду верить в этот кодекс, я буду знать, что мы всё изменили».
 
Какашвили Ирма: «На мой взгляд, созданный кодекс чести и служения учителя является важным документом как для педагогов с многолетним стажем работы, так и для будущих учителей. В данном кодексе четко охарактеризован образ педагога и то, как он должен относиться к детям и в целом ко всему образовательному процессу. И я считаю, что данный кодекс может помочь будущим учителям понять насколько серьезной является профессия учителя, а так же осознать то, что без любви к детям и преданности своему труду невозможно научить чему-то ребенка...
Из прочитанного я сделала вывод о том, что нужно действительно быть полностью посвященным своему делу в профессии учителя. И мы как будущие педагоги должны понимать то, что к каждому ребенку необходимо найти свой подход, каждому нужно уделить внимание, каждого выслушать и постараться помочь, радоваться его успехами, защищать и оберегать его от всего дурного. Учитель должен быть предан своим ученикам…».
 
Кузнецова Ольга: «В своем эссе я остановлюсь на некоторых положениях «Кодекса», особенно тронувших меня в ходе прочтения.
В первом пункте очень важным замечанием я считаю ответственность. Каждый учитель должен осознавать, что он несет ответственность за судьбу ученика, за его дальнейшее развитие, а не просто приходит в школу отвести урок.
п.4-6. Согласна, так как считаю, что педагог должен верить в возможности ученика, тем самым подталкивая его к вере в самого себя.
п.7. Очень мало встречалось в моей жизни педагогов, благодаря которым мне хотелось бы уйти дальше в самопознание. Однако, такие люди есть. И я очень благодарна им, т.к. каждый из них является для меня примером: примером того, как можно владеть языком; примером того, как можно относиться к жизни, к профессии; примером Человека. Этих людей я глубоко уважаю; смотря на них, стараюсь меняться, становиться лучше.
п.7 очень тесно связан с п. 8, по моему мнению, т.к. именно учителя-наставники учат нас созерцать, мечтать, создавать красоту. Однако, есть у меня убеждение, что не в каждом человеке можно прорастить зерно саморазвития, поскольку многое здесь зависит от самого человека, а не только от учителя.
П.14-18 для меня соединились в одно целое, т.к. здесь я увидела путь учителя и учеников, который они проходят вместе. В пути они встречаются с трудностями, но и получают возможности…
Особенно важным я считаю п.20. Никакого авторитаризма, наказаний. Учитель должен быть примером поведения для ученика, не повышать голос и не прибегать к наказаниям, тогда дети будут слушать и слышать учителя, уважать его, а не бояться и ненавидеть».
 
Олешкевич Юлия: «Изучив «Кодекс чести и служения учителя», составленный Ш.А. Амонашвили, могу сказать, что данное собрание основополагающих правил для педагога является некой квинтэссенцией всей гуманной педагогической мысли, что сформировалась за все многовековую историю существования профессии, нет, даже призвания – Учитель. Что же Шалва Александрович включает в «Кодекс»?
Во-первых, красной нитью по всему «Кодексу» проходит идея о том, что весь труд и вся жизнь каждого достойного педагога должны быть пропитаны духовным гуманизмом, и что учитель в своей практике должен отталкиваться от него, как от базы, на которой строится совершенствование образовательной реальности. Действительно, чтобы взрастить из каждого ученика духовно-нравственного человека, учитель сам должен являться таковым, т.е. примером культуры и высокой нравственности для своих подопечных. Мне очень импонирует это положение «Кодекса», поскольку я считаю, что тоталитаризм и деспотизм, как стиль преподавания, никогда не приведут к положительным последствиям для учеников. Современное общество нуждается в высоконравственных личностях, чтобы они могли противостоять превалирующей жестокости и агрессии, которые проявляются не только в межличностных отношениях, но и на более глобальном уровне.
Во-вторых, Ш.А. Амонашвили обращает внимание педагогов на то, что Учитель должен уверить каждого ученика, что он обладает безграничными внутренними ресурсами, и показать ему, что он может само - реализоваться путем постоянного самосовершенствования и преобразования мира вокруг себя. Т.е. Учитель должен привить детям привычку к постановке перед собой великих целей и высоких требований к себе. С данным положением я полностью согласна, потому как дети должны привыкнуть к чему-то стремиться, не быть пассивными потребителями, способными покупать и развлекаться, не привнося ничего полезного в мир.
И наконец, Шалва Александрович утверждает, что настоящий учитель способен показать ученикам, что познавать новое и открывать что-то для себя – это истинная радость. И правда, нужно постоянно обновлять свои ментальные ресурсы, иначе наступит отупение, и человек станет просто среднестатистическим обывателем.

Итак, в заключение могу сказать, что я испытала радость от изучения данного документа, поскольку изложенные в нем идеи, созвучны с моим пониманием о сущности поведения и особенностях мировоззрения Учителя. Настоящий педагог приходит от Бога, реализуя его волю на Земле».