Педагогика будущего | Манифест Гуманной Педагогики | Публикации | События | Контакты | Библиотека |
Бак В.Ф.,г.Артемовск, Украина
Итоги Тринадцатых Международных Педагогических Чтений по Гуманной педагогике в Тбилиси
(с сайта Международного Центра Гуманной педагогики)
21-23 марта 2014 г. в Тбилисском государственном университете имени Иване Джавахишвили состоялись Тринадцатые Международные Педагогические Чтения по Гуманной педагогике на тему «Учитель».
Чтения проходили в Тбилиси по предложению и поддержке президента Грузии Георгия Парменовича Маргвелашвили. Они собрали более 700 участников из 18 стран: России, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Финляндии и др.
На первой общей встрече с основным докладом перед участниками Чтений выступил Шалва Александрович Амонашвили - почётный президент МЦГП, академик Российской академии образования, дважды лауреат премии Правительства РФ в области образования, почётный доктор Софийского университета имени Св. Климента Охридского (Болгария), Хмельницкого национального университета (Украина), почётный профессор Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова (Украина), Южноукраинского национального педагогического университета имени К.Д.Ушинского (Украина) и многих государственных педагогических университетов России, иностранный член Национальной академии педагогических наук Украины, заслуженный профессор Московского городского педагогического университета, Рыцарь Гуманной Педагогики, Рыцарь Детства.
В своем выступлении он отметил, что современные дети не принимают насилия и авторитаризма, они нуждаются в учителях, носителях Света. Такими учителями должны стать мы. Чтения дают импульс к изменению наших качеств. Для того, чтобы стать учителем Света нужно приложить усилия и стремиться:
* всегда оставаться сознательным учеником, постоянно учиться не только у тех, кто является для нас авторитетом, но и у своих учеников;
* для того, чтобы изменяться нужна сильная Добрая воля, гуманный учитель с помощью воли держит себя в терпении и творчестве, а для Доброй воли нужна любовь, а не стремление управлять. В наше время Добрая воля учителя и его устремление к собственному преображению есть подвиг;
* учителю необходима Вера. Вера – это предчувствие знаний. Нужно верить в ребёнка, верить в себя. Обычно учителя гордятся своими сильными учениками, а гуманный учитель гордится своими слабыми учениками, которых он сделал сильными;
* учитель должен принадлежать Красоте и искать Красоту во всём. В своем внутреннем мире необходимо пресечь поток низких образов и мыслей, жить в Красоте мыслей и поступков – задача учителя;
* любить детей, потому что они – дети; взращивать в себе преданность детям и безусловную любовь, – это жертва и большой труд;
* нам необходимо освободиться от грубости, раздражительности, ненависти, зависти и мстительности и научиться любить своих врагов, превращая их в друзей.
Для того, чтобы достичь всего этого учитель должен иметь большую смелость и начать изменяться уже сейчас, а не тогда, когда будут подходящие условия. Дети ждут учителей смелых, отважных и бесстрашных.
На Чтениях были представлены мастер-классы:
- академика Ш.А. Амонашвили на тему: «Каждый для меня учитель»;
- педагогического коллектива образовательного Центра «Бобек», который представил целостную педагогическую систему образования и воспитания, разработанную педагогами Казахстана под руководством Первой Леди Казахстана Сары Алпысовны Назарбаевой. Тема мастер-класса - «Самопознание».
В разделе «Персона в гуманной педагогике» были представлены:
Ким Тагиетдинович Султанов, президент Дагестанского Республиканского центра гуманной педагогики, член Координационного Совета МЦГП, директор гимназии Культуры мира, имеющей почетное звание «Образовательное учреждение Гуманной Педагогики», Рыцарь Гуманной Педагогики (Дербент, Дагестан);
Мансурова Клара Шарафовна, руководитель Международного общественного движения «Родительская забота», член Координационного Совета МЦГП, кандидат химических наук, Рыцарь Гуманной Педагогики, (Москва, Россия);
Баранюк Марина Андреевна, член Координационного Совета МЦГП, член правления Ассоциации гуманно-личностной педагогики в Эстонии, руководитель Эстонского общественного центра гуманной педагогики, руководитель Ласнамяэского детского центра, Рыцарь Гуманной Педагогики, обладатель почётной медали «За вклад в развитие образования» (Таллинн, Эстония);
Амонашвили Натела Александровна, доктор педагогических наук, учитель начальных классов Республиканской экспериментальной школы № 1, Рыцарь Гуманной Педагогики (Тбилиси, Грузия).
В ходе Чтений учителя объединились для работы в семи лабораториях. Темы лабораторий: «Учительство есть одна из высших степеней государства»; «Преображение учителя»; Лаборатория имени В.Г. Ниорадзе «Чаша педагогической мудрости»; «Учитель среди учеников»; «Духовный мир учителя»; «Родители – первые учителя»; «Школу реформирует учитель».
На общих встречах были заслушаны выступления:
- Игоря Михайловича Реморенко, профессора, ректора ГОУ ВПО МГПУ, тема « У учителя глаза должны гореть» (Москва, Россия);
- Ирены Стульпинене, автора книги «Физика языком сердца», члена правления Литовского центра гуманной педагогики, Рыцаря Гуманной Педагогики, тема «Стремлюсь к учителю» (Клайпеда, Литва);
- Дмитрия Шотаевича Надирашвили, доктора психологических наук, профессора, декана факультета психологии Университета имени Св. Апостола Андрея Первозванного Патриарха Грузии, тема «Психологический портрет учителя через призму теории установки» (Тбилиси, Грузия);
- Беха Владимира Павловича, доктора философских наук, профессора, академика Украинской академии политических наук, первого проректора Национального педагогического университета им.М.П.Драгоманова, Рыцаря Гуманной Педагогики, тема «Учитель в контексте современного мира» (Киев, Украина);
- Марины Анатолиевны Кореневской, директора негосударственной специальной школы «Светлячок, президента Литовского центра гуманной педагогики, вице-президента МЦГП, Рыцаря Гуманной Педагогики (Клайпеда, Литва) и Мзии Самуиловны Гвилавы, учителя начальных классов Республиканской экспериментальной школы №1, Рыцаря Гуманной Педагогики (Тбилиси, Грузия), тема «Как светлый ангел побеждает»;
- Натальи Петровны Толоконской, доктора медицинских наук, профессора, академика РАЕН, Заслуженного врача РФ, президента Региональной общественной организации «Институту Человека», научного руководителя Института общей врачебной практики, действительного члена Российской академии естественных наук, действительного члена Международной Славянской Академии, президента International Union «Space of Possibilities», тема «Духовное и физическое здоровье учителя» (Новосибирск, Россия);
- Александра Михайловича Анохина, председателя Международной общественной организации «Севастопольский городской фонд Рерихов», директора общественной организации «Севастопольский городской центр детского творчества «Уриель», Рыцаря Гуманной Педагогики, тема «Учитель Культуры» (Севастополь, АРК, Украина).
Одним из главных вопросов Чтений было принятие «Кодекса чести и служения учителя», проект которого разработан творческой группой летом 2013 г. в Бушети (Грузия) под руководством Ш. А. Амонашвили. После обсуждения Кодекса на Чтениях была избрана редакторская группа, которая предложила окончательный вариант «Кодекса чести и служения учителя» и этот вариант был утвержден участниками Чтений. Было отмечено, что Кодекс представляет собой целостный документ, дающий представление об образе гуманного учителя и каждый, кто выбирает для себя следование этому образу, становится на путь самосовершенствования, требующий мужества в борьбе, прежде всего, с собственными недостатками.
В завершение Чтений состоялась церемония награждения: присвоение почетных званий «Рыцарь Гуманной Педагогики», «Учитель Гуманной Педагогики» и «Образовательное учреждение Гуманной Педагогики».
Закрывая Тринадцатые Педагогические Чтения Шалва Александрович Амонашвили сказал: «Кроме добра и любви для нас другого пути в педагогике нет. Мы в поисках этого пути. Для его обретения нам нужно:
Жить по «Манифесту Гуманной Педагогики» и «Кодексу чести и служения учителя»;
Осознать свой учительский долг и постараться показывать пример гуманного учителя, а для этого постараемся жить в Добре, в Любви, в Вере, в Красоте».
Следующие Международные Чтения по Гуманной Педагогике состоятся в 2015 г. в г.Грозном Чеченской Республики (Россия). Тема Четырнадцатых Чтений: «Учитель, укажи путь красоты духа».
Участники Чтений также имели возможность ознакомиться с работой Республиканской экспериментальной школы № 1, детского художественного центра «Басти Бубу», с достопримечательностями Грузии.