Газета "Содружество", №4, март 2002 г.
Великий художник и гуманист
Воспоминания о Святославе Николаевиче Рерихе
Меня всегда поражало то, как бережно Святослав Николаевич отвечал на вопросы и всегда старался рассказывать об Отце. В течение тридцати лет время от времени я имела возможность видеться со Святославом Николаевичем и Дэвикой Рани, когда они приезжали в Москву и Ленинград. При каждом удобном случае я стенографировала беседы с друзьями и посетителями или официальные выступления Святослава Николаевича там, где удавалось присутствовать. Часть стенограмм опубликована в МЦР (Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному, М., 1993). Теперь эти стенограммы помогают нам лучше понять мудрость этого великого Человека. Всегда очень просто рассказывал он, как искал и находил счастье в радости, в поиске Красоты во всем. Его девизом были слова: “Будем всегда стремиться к Прекрасному”. Он хотел, чтобы Красота вошла в жизнь каждого человека как великое ведущее основание.
На каждой выставке Святослав Николаевич, как правило, ежедневно общался со зрителями утром и вечером. Стоило только ему войти в зал, как люди мгновенно устремлялись к нему, тесня друг друга. Плотно окруженный ими, ходил он от картины к картине и отвечал на бесконечные вопросы. Как-то раз одна девушка придирчиво спросила: “Как же это, стремиться к Прекрасному?” Святослав Николаевич ласково посмотрел на нее и сказал: “Начнем с того, что Вы пришьете вот эту пуговичку!” И он пальцем слегка дотронулся до болтавшейся на её кофте пуговичке. Девушка покраснела и тут же исчезла.
Я никогда не воспринимала Святослава Николаевича как человека светского, хотя поведение его в этом смысле было безукоризненно. Строгая внешность, внутренняя сила, обаяние нравственной чистоты - все это было мощным магнитом, вызывало во мне глубокое почитание и одновременно богобоязненность по отношению к Святославу Николаевичу. Я постоянно чувствовала суровое к себе отношение. Святослав Николаевич снисходил в мое сознание и поднимал мой дух великой терпимостью Высшего Мира.
Накануне открытия юбилейной выставки в Третьяковской галерее в 1974 году Святослав Николаевич показывал свою экспозицию индийскому послу и его супруге с их окружением. Я ходила на значительном расстоянии и пыталась сфотографировать Святослава Николаевича. Вдруг появилась административная дама и громко потребовала: “Не мешайте человеку показывать картины!” На это я ответила: “Перед нами великий художник!” Святослав Николаевич заметил грубое проявление преданности и так грозно посмотрел в мою сторону, что я до сих пор чувствую его внушительный взгляд и свой стыд. Подобные переживания вблизи Святослава Николаевича всегда становились внутренними событиями моего духовного роста.
В Ленинграде на выставке картин Святослава Рериха в Эрмитаже в 1960 году однажды, находясь рядом со Святославом Николаевичем, я отпрянула в изумлении. Юная, полная сил смуглая индийская девушка бросилась в ноги к Святославу Николаевичу. Он немедленно её поднял. И она темпераментно стала выражать восторг перед мудростью Святослава Николаевича. Она воскликнула, что так рассказать о ее Родине может только Великий Гуру! Потом оказалось, что это была студентка Ленинградского университета, приехавшая изучать русский язык из Тамилнада. Так я узнала о бытующем в Индии обычае “брать прах у ног Учителя”.
Прочитав в свое время несколько зарубежных статей о творчестве Святослава Рериха, я перевела их на русский язык. И это было началом собирания сведений для хронологии о жизни и творчестве Святослава Николаевича. В январе 1975 года в Ленинграде я рассказала про свою работу Дэвике Рани, и она выделила в расписании Святослава Николаевича время для уточнения фактов его биографии. Это дало мне возможность составить настоящую Летопись жизни и творчества Святослава Рериха. Многие пользовались ею, так же как и стенограммами. Позднее Летопись была опубликована в 1990 году в издававшемся в Изваре бюллетене “Рериховский вестник”. Я бережно сохраняю черновик с поправками Святослава Николаевича и свой карандаш, которым он что-то вписывал.
Святослав Николаевич больше ориентировал меня на личность Н.К.Рериха и не давал подробностей своей личной жизни и творчества. Только со временем я поняла, что Святослав Николаевич считал своим призванием, своим долгом, своей миссией исполнение воли родителей. Этой же цели служило и его искусство.
Как великий художник и гуманист, Святослав Николаевич видел суть каждого человека и знал, как помочь. Он понимал и любил людей, независимо от их общественного положения. Значительную часть его творчества составляют портреты. Среди них - галерея деревенских жителей Индии.
Смысл жизни для Святослава Николаевича, как и для всей Семьи, заключался в Служении человечеству. Каждый из Четырех нес свой подвиг, свой жертвенный труд. После длительного трудового дня в музее или после официальных выступлений в других местах (то в Доме дружбы народов, то в Доме ученых, Доме кино, Доме писателей и т.д.) каждый вечер допоздна со смирением подвижника Святослав Николаевич принимал ещё и в гостинице бесконечных посетителей. Он думал не о себе. Мне пришлось быть одним из немногих свидетелей того, как тяжко было в Москве Юрию Николаевичу, и какое личное мужество проявлял Святослав Николаевич после смерти Брата, оказавшись наедине с чудовищем советского партийно-государственного аппарата! Эстафета единоборства с уродливыми представлениями и непредсказуемым поведением власти перешла от Юрия Николаевича к Святославу Николаевичу.
Каждый раз, приезжая на Родину, Святослав Николаевич неизменно ходил по одному и тому же маршруту официальных визитов: Академия наук СССР, Академия художеств СССР, Министерство культуры СССР. Эти визиты стоили Святославу Николаевичу самого высшего напряжения духа. Он пробивал глухую стену тайного противостояния его предложениям и просьбам. Чиновничий люд вынужден был принимать Святослава Рериха и считаться с ним по многим причинам. У С.Н.Рериха было индийское гражданство в связи с женитьбой. Он всегда приезжал с Дэвикой Рани, и на всех официальных визитах и приемах они бывали только вместе. Союз Дэвики Рани и Святослава Николаевича как бы олицетворял в жизни мечту Н.К.Рериха о союзе России и Индии. Н.К.Рерих писал о России и Индии как о двух магнитах, о двух устоях в равновесии мира. Общественная деятельность Святослава Николаевича в Индии и его авторитет в правительственных кругах, сердечная дружба с Джавахарлалом Неру - все это обязывало советских чиновников относиться к Святославу Рериху внимательно. И тем не менее с каждым официальным визитом Святослав Николаевич безмолвно испивал очередную порцию яда лицемерия. Обещали ему открыть в Институте Гималайских исследований “Урусвати” филиал Академии наук, обещали достойно увековечить имя Отца и создать мемориальный музей в Ленинграде, в Москве - музей на квартире Брата, великого востоковеда Ю.Н.Рериха. Однако ничего этого до сих пор нет!
Должна еще сказать, что и музейные работники устраивали персональные выставки картин Святослава Рериха только по требованию политических деятелей, а не в силу признания его искусства. Говорили, что это художник, которого пригласил Н.С.Хрущев, и которого продолжают приглашать только потому, что идет заигрывание с Индией. Вот такое предубеждение и умаление искусства великого художника было на его Родине. Еще ни один искусствовед по-настоящему не воздал должное жизни и творчеству художника Святослава Рериха, а Почетным членом Академии художеств СССР он стал только после того, как был избран Почетным членом Академии художеств и доктором Велико-Тырновского университета имени Кирилла и Мефодия в Болгарии.
Глубокие исследования творчества Святослава Рериха есть, но это сделали те, имена которых не являются авторитетами в искусствоведении. Это Павел Федорович Беликов в Эстонии и художник Леопольд Цесюлевич на Алтае. Они обратили внимание на то новое, что внес в искусство живописи Святослав Рерих.
Побывав дважды со своей выставкой в Ленинграде (в 1960 г. и в 1975 г.), Святослав Николаевич посетил многие дорогие ему с детства места и хлопотал об удалении из Казанского собора атеистического музея истории религии, хлопотал о возрождении буддийского центра в Буддийском храме и опять-таки о создании мемориального музея Отца.
На научной конференции, посвященной столетию со дня рождения Н.К.Рериха, в Академии художеств СССР в Москве в 1974 году Святослав Николаевич сказал, что изучение творческого наследия многогранной личности Николая Константиновича только начинается. Святослав Николаевич хотел, чтобы прежде всего широко изучали творчество Отца. Идея просвещения народных масс владела Н.К.Рерихом с начала века, когда он намеревался преобразовать художественно-промышленную школу, директором которой он был в Петербурге, в Свободную народную академию как “художественно-просветительское учреждение”, но помешали события семнадцатого года. Затем Н.К.Рерих стал воплощать эту идею в Соединенных Штатах Америки. Был создан Институт объединенных искусств, Международный художественный центр “Корона Мунди”, Лига Культуры, но произошло гангстерское предательство. И вот в конце столетия снова Россия: воплощение великой идеи Великим Сыном - создание Международного научно-художественного и просветительского центра Рерихов.
“Я положил основание Агни Йоги на четыре конца, как цветочный пестик”. Это одно из сокровенных указаний в Основах Живой Этики на то, что за именем “Рерих” стоит творческое наследие всей Семьи. Этот бесценный дар человечеству окончательно сложился из объединенного сознания и деятельности Четырех.
К.А. Молчанова,
председатель Эстонского общества Рерихов.
г.Таллинн