Пакт Рериха | | Актуальность Пакта Рериха | | Библиография | | Статьи Н.К. Рериха | | Фильмы | | 75 лет Пакту Рериха |
04.11.2014
(с сайта Научно-просветительского педагогического журнала "Педагогика Культуры")
Красота в жизни и творчестве С.Н. Рериха
Шнайдер Галина Константиновна,
председатель Немецкого Рериховского общества, г.Ремшайд, Германия,
Германова Нэлла Павловна,
представитель Международного Совета Рериховских организаций в Республике Беларусь, г.Минск, Беларусь.
Доклад на международной научно-общественной конференции «Эволюционная роль Культуры», 22 августа 2014 года, г.Таллинн, Эстония
Для меня совершенно реально и очевидно, что в Искусстве
и красоте заключены сверхъестественные силы.
С.Н.Рерих. «Искусство – великий магнит»
C.Н. Рерих прошел высочайший жизненный путь cлужения человечеству и Культуре. Он был одним из выдающихся людей нашей планеты. Любовь к человеку, природе и красоте – вот та связующая нить, которая проходит через всю его жизнь. Творческое кредо художника, философа и мыслителя С.Н. Рериха четко выражено в его словах: «Я твердо верю в утверждение Платона, который сказал: "От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни, и от красивой жизни – к абсолютной Красоте"» [1, с.123].
Вся жизнь этого великого человека была наполнена дерзанием к Красоте. Выступая по радио г. Бангалора 7 марта 1980 г. он привел слова своего отца: «Ценности великого искусства победоносно проходят через все бури земных потрясений. <…> И когда утверждаем: любовь, красота и действие, – мы знаем, что произносим формулу международного языка. Эта формула, ныне принадлежащая музею и сцене, должна войти в жизнь каждого дня. Знак красоты откроет все «священные врата». Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся.<…> [2, с. 8-9.]
Благодаря своим родителям – великому русскому художнику, ученому и мыслителю Николаю Рериху и выдающемуся философу ХХ века Елене Рерих – Святослав Николаевич «познал великие ценности жизни».
Их сотрудничество, как отмечал С.Н.Рерих, «было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах», что и создало особую атмосферу гармонии и красоты детства Юрия и Святослава Рерихов [ 3, с.158].
В атмосфере искусства, красоты, вдохновения созревал талант Святослава Николаевича. Отец и мать сумели привить сыну жажду познаний и служения Родине. Вера в человека, уважение его, бережное отношение к его достоинству – вот с чем всегда имел дело Святослав Николаевич в семье, в которой вопитывался и рос. Любовь к отцу и матери составляла один из прочных устоев его жизни. Постоянные, самые разнообразные контакты с ними формировали духовно и культурно. Николай Константинович был для Святослава Николаевича не только отцом и наставником, но и Учителем в самом высоком смысле этого слова. Истоки творчества сына связаны, в первую очередь, с отцом, с его интересами, с его деятельностью.
Как и отец, Святослав Николаевич стал живописцем, но выбор он сделал не сразу. Его привлекали все науки, раскрывающие красоту вдохновлявшей его природы: орнитология, зоология, минералогия и т.д. Не раз он говорил своим зрителям и собеседникам: «Посмотрите на крылья бабочки. Как замечательны все возможные комбинации их! Посмотрите на цветы, на кристаллы, на игру красок в небесах, море и вы увидите, что мы окружены исключительной красотой. Только это нужно увидеть и почувствовать» (из лекции С.Н.Рериха в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, 1960 г.)
Образование Святослав Рерих получил, учась в гимназии К.И. Мая в Санкт-Петербурге, в Лондоне, в США на архитектурном отделении Колумбийского университета и архитектурном факультете Гарвардского университета. И продолжение образования – самостоятельное изучение живописи старых мастеров в крупнеших музеях Европы и Америки, путешествия. Одновременно работа над эскизами костюмов и декораций для оперных постановок, занятия графикой, книжной иллюстрацией. Первые персональные выставки в крупных городах США и участие в международных выставках.
Святослав Рерих был крупнейшим общественным деятелем и в продолжении всей своей жизни вел научную, просветительскую и, конечно же, художественную деятельность. В 19 лет он становится директором Международного центра искусств «Corona Mundi» в Нью-йорке, основанного его отцом, а в 24 года – вице-президентом Музея Николая Рериха и ряда других американских организаций, связанных с именем Н.К.Рериха. Организует выставки современных прогрессивных художников, читает лекции, активно участвует в организации и продвижении Пакта Рериха – международного соглашения об охране культурных ценностей.
Его научная, общественная и художественная деятельность продолжилась с еще большим размахом в Индии. Эта удивительная страна, где Святослав Николаевич прожил большую часть своей жизни, дала для его искусства благодатную почву. «Заманчивый Великий Индийский путь», о котором писал великий художник Николай Рерих и к которому готовилась вся семья Рерихов, осуществился в конце 1923 года, когда 30 ноября они сошли в Бомбее с парохода «Македония» на долгожданную землю Индии. Путешествие по городам этой прекрасной страны запомнилось необыкновенными архитектурными памятниками Аджанты, Джайпура, Дели, Агры и других центров культуры.
Путь лежал на северо-восток Индии, где в начале 1924 года в Сиккиме началась Центрально-Азиатская экспедиция Н.К. Рериха. Эту часть маршрута прошел и С.Н. Рерих. Молодой художник изучал предметы «искусства, обихода и культов, несущих следы сложных многовековых национальных переплетений и наслоений» [4, с. 59].
Он вспоминал о работе в Сиккиме: «<…>Дорог хороших не было. Шли пешком. Мы собрали караван и спускались вниз по густым зарослям с видами на боковые горы. Маршрут пролегал с одного холма на другой. И мы нашли много интересных материалов для творчества, для изучения. <…> Николай Константинович написал целую серию картин. Останавливались в этих монастырях или просто в палатках. Я зарисовывал тогда много местных типов людей. Николай Константинович каждый день что-то писал. Это были небольшие картины. Брат тоже был там, так как изучал тогда тибетский язык, буддизм» [5, с.34.].
Становление С.Н.Рериха как ученого состоялось в Гималайском институте научных исследований ʺУрусватиʺ – центре новой науки, науки будущего, который был основан Н.К. Рерихом 12 июля 1928 года в Дарджилинге после Центрально-Азиатской экспедиции. Как пишет академик Л.В. Шапошникова, «ʺУрусватиʺ представлял собой уникальное научное учреждение, где был осуществлен не только синтез метанауки, но и были заложены основы той новой науки, о которой писали в Живой Этике ее авторы, Космические Иерархи» [6, с.58.].
С конца 1928 года институт обосновался в долине Кулу, заповедном уголке в Северо-Западных Гималаях, которую называли долиной богов, риши и героев. Здесь и проходила работа по зарождению новой одухотворенной науки, по созданию будущего Города Синтетического Знания [1, с.73]. Президентом-Основателем Института стал Н.К. Рерих, Почетным Президентом-Основателем – Е.И.Рерих и директором крупнейший востоковед Ю.Н. Рерих. Институт сотрудничал с известными на весь мир учеными, крупными университетами и научно-исследовательскими центрыми.
В институте ʺУрусватиʺ С.Н. Рерих взял на себя руководство рядом секторов: ботаники, орнитологии, кристаллографии, он заведовал отделом древнего центрально-азиатского искусства, тибетской и местной фармокопеи. Особое внимание он уделяет разведению опытных плантаций лекарственных трав, так как его особенно интересовали лекарства от рака. С.Н. Рерих писал: «Кроме сведений о тибетской медицине Институт собрал данные по местным гималайским лекарственным средствам и фармокопее. Интересно отметить, что в районе Кулу практически не встречается рака <…>» [1, с. 95]. Его интересует великая медицинская система и традиция Аюрведы с ее многочисленными ответвлениями, или отпочкованиями, и адаптация к местным условиям.
В разные научные учреждения мира отсылаются десятки пакетов семян, тысячи растений. Каждый номер, издаваемого в 1931–1932 годах ежегодника «Урусвати» посвящен выдающимся исследователям, активно сотрудничавшими с институтом [7, с. 474.]. У С.Н. Рериха завязывается переписка со многими известными учеными мира, в том числе с Н.И. Вавиловым.
Но главным его интересом и основным занятием по-прежнему остается живопись. С октября 1931 года долина Кулу на долгие годы становится местом постоянного жительства Святослава Николаевича Рериха. Индия становится для него второй Родиной. Первой всегда остается Россия: «Всегда во всех наших путешествиях, во всех наших долгих скитаниях по всему миру мы никогда не переставали думать о России, о нашей Родине» [8, с. 107].
Именно Индия, где Святослав Николаевич прожил много лет и где его искусство стало национальной гордостью страны, ее философия, Красота и утонченность были источником его художественного вдохновения и его творчества в целом. Он всегда был увлечен этой страной, запечатлел ее Красоту на своих полотнах. Для него Индия была чем-то очень важным. «В 1928 году, – рассказывал он, – я возвращался в Индию после продолжительного отсутствия. И когда сошел с корабля в Бомбее, почувствовал, как будто вернулся к чему-то особенно знакомому и близкому, как будто вернулся на землю, которую хорошо знал». Тайна великой притягательности Индии прежде всего в непрерывности культурной традиции. Непрерывно развивающаяся культура формировала духовный облик индийца, создавала непревзойденные шедевры искусства, совершенствовала философскую мысль. Святослав Николаевич говорил: «Индия все перерабатывала, поглощала, всему придавала свой облик. Это не случайно. Мысль Индии синтетична: она в себя все вмещает, она ничего не исключает, все принимает, все содержит».
Так же, как и Н.К.Рерих, Святослав Николаевич создает в сфере Прекрасного свой собственный и неповторимый мир. Творчество Святослава Рериха убеждает, что красота не только мера искусства, но и мера человека.
Он считал целью человеческой жизни – духовное совершенствование. «Самая важная и священная обязанность каждого – это его духовное развитие», которое возможно только через искусство. Искусство всегда считалось проводником Прекрасного, праздником жизни.
Свою задачу в жизни, свою миссию Святослав Николаевич видел в служении людям, в пробуждении в людях способности видеть красоту, привлекать к ней внимание и показывать нечто большее, чем наша каждодневность. Вестник Красоты и ее творец он не уставал разъяснять ее эволюционно-энергетический смысл, настаивая так же , как и его отец, на непреложности осознания этого смысла: «поиск прекрасного является наследственной эволюционной силой».
В понятии «Красота» заключена невыразимая тайна, неведомая, неотразимая сила, рождающаяся из самого сокровенного сердца развивающейся Вселенной. Красивые формы, рожденные для того, чтобы увянуть, чтобы освободить место для прихода других. Это вечное творчество Природы в создании более совершенных и красивых форм должно быть для нас примером. «И как Природа стремиться к Красоте, так и мы должны умножать предметы красоты», – писал Святослав Николаевич в своих дневниковых заметках об эволюционной роли Красоты [9, с.95].
Для Святослава Николаевича вне стремления к Красоте живописи не существовало. Предметным содержанием искусства, как писал Святослав Николаевич, являются возвышенные чувства и прекрасные формы, и он всегда искал эти прекрасные формы, передавал то красивое, что видел, и этим передавал долю радости, которую он ощущал встречаясь с красотой. В таком отражении Прекрасного в произведении искусства видел Святослав Николаевич важную задачу художника, так как «часто через искусство мы начинаем видеть и ценить то, мимо чего легко проходим в жизни».
Вместе с тем художник далек от пассивного отношения к теневым сторонам жизни. В своих картинах он призывает к действию, зовет на борьбу с духовным убожеством. Однако совершенно необязательно увековечивать эти негативные моменты на полотне, давая им таким образом вторую жизнь. Ведь в законченном произведении искусства уже ничего изменить нельзя и все отрицательное, заложенное в них, продолжает сеять зло на Земле. Процветание жизни и процветание искусства менее всего зависят от наличия теневых строн жизни. «Художник должен верить в реальность Прекрасного, должен открывать Красоту жизни, нести ее людям и тем самым служить им», – говорил Святослав Рерих.
Искусство Святослава Николаевича многогранно. Он изображает возвышенные чувства и прекрасные формы – будь то портрет, жанровые сцены или философские темы. Вот как оценивал Н.К.Рерих творчество сына в очерке «Святослав»: «...можно видеть, как неустанно совершенствуется та же основная песнь красок. ˂...˃ Краски были сильны, но сейчас с каждым годом вы изумляетесь прозрачности и возвышенности этих красочных сочетаний. Будет ли это портрет или этюд лица, или пейзаж – во всем будет и воздушность, и убедительность, и какой-то совершенно особый, присущий ему реализм».
Портретная живопись Святослава Николаевича многообразна и занимает большое место в искусстве художника. Он пишет портреты и простых тружеников, и крупных общественных деятелей, стремясь показать связь человека с миром, раскрыть индивидуальный характер натуры. На портрете народного вождя Дж. Неру – мы видим глубокую заботу о судьбах человечества, на портрете президента Индии С. Радхакришнана – величавое спокойствие мудрости Востока. Особо следует выделить портретную серию отца Святослава Николаевича. В них он раскрывает богатый и устремленный в будущее внутренний мир Н.К.Рериха, человеческую личность большого полета, его непоколебимую веру в истинность знаний.
Главное в портретах кисти Святослава Николаевича это синтез. Здесь все, композиция, фон, краски служат одной цели – раскрыть внутреннюю сущность изображаемого человека, его личностные особенности. Одухотворенная красота облика Девики Рани Рерих – это вечно зовущая прелесть женственности. Женщина вдохновляет. Хрупкая грация способна поднимать на подвиги и исцелять раны. Утонченностью чувств преображает женщина мир. Этот великий дар женственности покоряет в портретах Девики Рани. Или, например, портрет «Маленькие сестры» (1938 г). Мы видим чувство гордой ответственности старшей сестры за порученную ей ношу. В детских глазах – изумление перед открывающимся миром чудес...
Красота у Святослава Николаевича это не поверхностная красивость, но гимн Красоте, проявляющийся ритмом действия, радостным дыханием жизни. Пейзаж в его картинах не простое отражение окружающей природы, но он говорит языком человеческих чувств, это жизнь в природе и с природой. Пейзажи Кулу, Сиккима, Канченджанги – это свободный диалог человека с природой. Одна и таже горная вершина может говорить о совершенно разном, важно в какой момент, откуда на нее взлянуть, какой вопрос ей задать. Художник раскрывает природу как неисчерпаемый источник познания.
Совмещая пейзажи с жанровыми сценами в картинах, как, например, «Труд» (1944), «Через первал» (1938), «Дочери моря» (1947), «Трудимся ночью» (1939), «Вечная жизнь» (1954) художник раскрывает блистательное будущее человечества. Свободный творческий труд. В подвиге труда, а не в праздной роскоши ищет и находит Святослав Николаевич красоту жизни и красоту человека. И он стремится проникнуть в потаенную лабораторию духа. На фоне золотого заката, синего силуэта горной цепи проходит группа людей, крупным планом в правом углу даны сидящая молодая женщина и играющий у ее ног ребенок. «Типичная природа и типичные люди юга Индии. ˂...˃ Это действительно Вечная жизнь. Вглядитесь в одухотворенное и прекрасное лицо женщины. Ее взор устремлен в необъятные дали. Там, в беспредельных горизонтах, она различает жизнь своего ребенка и свое повторение в ней. Этот маленький, еще беспомощный комочек жизни завоевал для нее вечность, и эта вечность – часть ее самой. Потому и природа склоняется перед их живой, разумной красотой и приносит им в дар свои самые яркие краски заходящего светила...», – так описывает П.Ф.Беликов сюжет картины «Вечная жизнь» в своей статье «Святослав Рерих и проблемы современного искусства».
Импульс вечной жизни, проявляющейся в природе, человеке, человеческих мыслях, чувствах и делах, стоят у Святослава Николаевича на первом месте. Он говорил, что не следует думать об искусстве, которое вне нас, нужно обогащать жизнь, в которой мы живем. И обогащая ее, мы обогащаем и себя и всех соприкасающихся с нами. Именно желание создать что-то прекрасное, устремление к творчеству не только объединяет людей, но и улучшает и поднимает человека. «Вот это стремление стать лучше, чище и будет строить светлую и радостную жизнь, строить Будущее» [10, с. 44].
Воспитание детей в окружении красивых вещей, учить их видеть красоту – в этом видел Святослав Николаевич основу будущих поколений. Обращая внимание на то, что зрительные впечатления относятся к самым сильным и неизменным способам воздействия, он говорил во время своих бесед со зрителями: «Раскройте перед детьми красоту окружающей их родной природы, чтобы они видели в школе не четыре стены, а могли смотреть на что-то прекрасное, воспитывались на красоте родных мест» [11, с.88]. Святослав Николаевич приводил в пример опыт школы имени Ауробиндо Гхоша, основанной в Бангалоре в 1967 году последователями его идей, где весь процесс обучения организован таким образом, что дети хотят находиться там весь день, как можно дольше. Красота подобно свету, рассеивает безобразные мысли; волны гармонии, которые она в нас пробуждает, даже если мы этого не осознаем, оказывают успокаивающее и положительное воздействие, красота возрождает душу.
«Трудно решиться на преступление под высокими сводами собора, тогда как сделать это в безобразном притоне ничего не стоит», – говорил Святослав Рерих.
Нельзя обойти вниманием «философский» цикл Святослава Рериха. В своих работах художник стирает границы между реальным и символичным, воздействует на зрителя силой чувств, предчувствий, разума. Цикл открывается триптихом 1939 – 1942 гг. Сюжет был подсказан трагическими событиями второй мировой войны.
Центральное полотно – «Распятое человечество» – апокалиптически устрашающе. Изображена фигура простертого в распятии человека. Но крест, атрибут распятия, отсутствует. Человество распинает себя во времени и пространстве. Полотно трактует уже свершившуюся катастрофу на фоне пылающих городов, толп, спасающихся от пламени людей – это сегодняшний день.
«Куда зашло человечество?» – человечество само подвело себя под распятие ужасами войны.
«Освобождение» – «это война иного порядка, – комментировал картину Святослав Николаевич, – она выражает борьбу человека с самим собой. С тем множеством безобразных эгоистических ʺяʺ, которые не дают ему подняться на более высокую ступень существования». Без подлинного усовершенствования каждого человека не избежать повторения того, что показано на первых двух полотнах. Святослав Николаевич всегда оптимистичен, он беззаветно любит жизнь и все живое и верит в человека. Путь к счастью через страдания – трагедия человечества, но и эта трагедия с оптимистическим жизнеутверждающим концом.
К философскому циклу следует отнести такие картины, как: «Когда собираются йоги», «Как в былые дни», «Яков с Ангелом», «Пиета». Каждая картина показывает и ясно выраженное отношение автора к затронутой теме, и его мировоззрение.
Проблема синтеза – одна из основных проблем, которые привлекают художника. В своих поисках синтеза он объединяет общим замыслом пейзаж и портрет в одном полотне, добивается гармонии всех частей картины, постоянно совершенствуя песнь красок. Святослава Николаевича волновало, как усовершествовать способы письма, как отобразить в плоскости двухмерного пространства жизнь в ее движении, синтез того, что вы видите и ощущаете; как принести искусство людям и вдохновить их на участие в этом движении искусства. Он знал, что Красота и произведение искусства неотделимы в народном сознании друг от друга, и он исследовал и осмысливал «священное царство Красоты», как он сам писал, и находил в нем все новые и новые грани.
Хотелось бы привести слова Л.В.Шапошниковой о новом творческом этапе С.Н.Рериха. Приехав к Святославу Николаевичу в Бангалор в 1992 году, она заметила, что в мастерской художника все было, на первый взгляд, как прежде. Многие картины были ей знакомы по выставкам, репродукциям и по личному общению с автором здесь в мастерской. «Это была Красота, Сотворенная большим художником». Но вот художник показал ей новые картины, ранее ей не знакомые. Яркие, светящиеся краски, странные, как будто неземные и в тоже время земные формы. «Тонкое и красивое женское лицо, возникшее из каких-то причудливых облаков, деревня и в то же время не деревня, река, идущая сквозь горы и освещающая их изнутри. ˂...˃ Тогда я поняла, что на двухмерном пространстве полотна Святослав Николаевич изобразил тонкий мир четвертого, а может быть и более высокого измерения. Он видел и прозревал этот мир своими утонченными центрами, своей высокой энергетикой. Имея в своем распоряжении язык двухмерного пространства, он сумел с его помощью максимально приблизиться к иному миру, открыть как бы окно в него и доказать беспредельную возможность искусства. Полотна несли людям уникальный опыт самого мастера и повествовали о реальности и доступности нездешних миров» [12, с.147].
Святослав Николаевич Рерих, великий художник, провидец и мудрец, привнес в современную живопись новые, космические категории мышления. Хотелось бы закончить словами П.Ф. Беликова: «Недалеко то время, когда беспредельные космические горизонты станут реальным достоянием человека. Искусство Святослава Рериха предвосхищает это будущее и утверждает, что путь в Космос идет через познание Красоты, а ключами от врат Беспредельности является человечность» [3, с.285].
Литература
1. Рерих С.Н. Врата в высшую жизнь: Сб. ст. / Пер. с англ. Сост. Н.Г.Михайлова, И.И. Нейч. Комментарии и примечания И.И. Нейч. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2009.
2. Рерих С.Н. Мой источник вдохновения // Рериховский вестник. Публикации – сообщения – исследования. 1990. Январь – декабрь. – Санкт-Петербург – Извара. 1991.
3. Непрерывное восхождение. Сборник, посвященный 90-летию со дня рождения П.Ф.Беликова. В 2-х т. – Т.1. – М.: Международный Центр Рерихов, 2001.
4. Беликов П.Ф. Святослав Рерих: Жизнь и творчество. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк. – 2004.
5. Рериховский вестник. Публикации – сообщения – исследования. 1990. Январь – декабрь. – Санкт-Петербург – Извара , 1991.
6. Живая Этика и наука: Междунар. начно-общ. конф. 2007 г. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2008.
7. 100 лет со дня рождения С.Н. Рериха: Материалы Международной начно-общественной конференции. 2004. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2005.
8. Рерих С.Н. Пути в новый мир // С.Н. Рерих. Стремиться к прекрасному. – М.: Международный Центр Рерихов, 1993. (Малая Рериховская библиотека).
9. Рерих С.Н. Искусство и жизнь. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2007.
10. Рерих С.Н. Радость красочного обихода // С.Н. Рерих. Стремиться к прекрасному.– М.: Международный Центр Рерихов, 1993. (Малая Рериховская библиотека).
11. Рерих С.Н. По тропам восхождения // Стремиться к прекрасному.– М.: Международный Центр Рерихов, 1993. (Малая Рериховская библиотека).
12. Шапошникова Л.В. Держава Рерихов: Статьи и выступления. 1997-2006. В 2 т. – Т.1. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2006.