Евфросиния Полоцкая (1102 – 1173) – дочь полоцкого князя Георгия (мирское имя – Предслава), создательница первых школьных библиотек на Руси. Монахиня, она основала два монастыря (мужской и женский) и две церкви. Русская просветительница и труженица, Евфросиния сама переписывала книги, составляла летописи, переводила с греческого и латинского языков, писала стихи.
При монастырях существовала мастерская по переписке книг и библиотека, а также "Изборник Святослава" (1073), Полоцкая летопись, византийские хроники… Там Евфросиния обучала будущих писцов грамоте в течение 2-х циклов: первые два-три года учили читать, писать и считать, петь молитвы. Во втором цикле обучения изучали церковнославянский, греческий и латинский языки, основы медицины, риторику, природоведение, историю. Обучали будущих писцов также благочестию и "хорошим манерам" и иконописи. В женском монастыре, кроме того, обучали шитью, вышиванию и пению.
В конце жизни Евфросиния совершила паломничество в Иерусалим, где и скончалась.
Житие Евфросинии Полоцкой было написано еще в Домонгольской Руси. Сейчас мощи ее покоятся в Полоцке, а день ее успения - 23 мая (5 июня) – отмечается как день библиотекаря в Белоруссии.
Одним из политических и религиозно-культурных центров на древних белорусских землях в XII веке был Туров – столица Туровского княжества. Христианство пришло сюда в конце X века. Об этом свидетельствуют летописи, а вместе с ними каменные туровские кресты XII века, найденные в Турове и его окрестностях.
Прославил город своей просветительской деятельностью епископ Кирилл Туровский (1130-1181г.г). Известно, что Кирилл был сыном богатых родителей, но «богатства» и «славы тленныя мира сего» его не привлекали. Вначале в отцовском доме, а затем в туровском епископском монастыре будущий писатель получил хорошее образование, усвоив знания и идеи и византийского, и римского мира. Есть основания считать, что Кирилл учился в Киеве. «Житие» Кирилла Туровского сообщает, что он «добре извыче святых книг поучению». Он был автором вдохновенных повестей, наставлений, посланий, которые значительно обогатили духовную жизнь народа. Незадолго до смерти он создал стихимолитвы — ценнейшую часть своего наследия. Его произведения переписывали, читали и учили наизусть во всех восточнославянских княжествах. В богатых местных библиотеках хранилось рукописное Туровское Евангелие XI века, самая ранняя из известных науке книга, созданная на белорусских землях.
Современники называли его вторым Златоустом, что «паче всех воссиял на Руси». Произведения Кирилла Туровского и сегодня восхищают образностью и проникновенностью, простотой и искренней заботой о духовном совершенстве соотечественников. До наших дней сохранились восемь его «слов»проповедей, несколько поучительных повестей («Повесть о белоризце и монахе», «Казание о черноризском чине») и притчей («Притча о душе и теле»), два канона, около трех десятков стихотворений.
Николай Гусовский - известен как поэт эпохи Возрождения, автор «Песни о зубре».Родился он около 1470 г. (дата достоверно не известна) в семье великокняжеского охотника или лесника. Окончил церковно-приходскую или кафедральную школу, затем учился в Вильно, Польше, Италии.
В 1518 году Н.Гусовский посещает Рим в составе польско-литовской дипломатической миссии. Путешествие оказалось счастливым для поэта. Здесь по заказу папы Льва Х он начинает писать «Песню о зубре» (1522 г.) - свое лучшее произведение. «Песня» стала величественным гимном своему краю и природе, а Зубр в ней - символом и образом родной земли. Во время создания произведения в Италию приходит чума, которая уносит тысячи жизней. Под впечатлением Гусовский пишет стихотворную молитву «К святому Себастьяну», где просит небо спасти отчаявшихся людей и остановить эпидемию.
В 1523 году в Кракове Николай Гусовский издает единственную прижизненную книгу, в которую вошли стихи, написанные в Риме, и «Песнь о зубре».
Европейское признание и слава пришли к Гусовскому спустя четыре столетия. Его «Песнь о зубре» перевели на многие языки мира. Творчество Гусовского призывает к единению славянских народов, различных по вере. В нем восславляется свободная личность, неотъемлемые человеческие ценности образования, науки и искусства, которые Гусовский считал самой высокой добродетелью любого правителя.
Точная дата смерти Н. Гусовского не известна, как не известно и место его погребения. Считается, что умер он около 1533 года.