ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
Гомельщина
Уникальным явлением в истории искусства Беларуси считаются ветковские ремесла, давшие белорусской земле неповторимые шедевры ветковской домовой и золочёной киотной резьбы, которая по существу является наследницей всемирно известной «белорусской рези сквозной» XVII века, иконописи, рукописной книги, золотой чеканке, шитья жемчугом и бисером, которые впитали лучшие древнерусские традиции.Начало истории г.Ветки относится ко второй половине XVIIв. Тогда в результате религиозного раскола, происшедшего в России в середине столетия, в юго-восточной части современной Беларуси, на территории Речи Посполитой, появилась ветвь старообрядческих поселений, выделившая вскоре из себя и собственно Ветку – центр, имевший Покровский Ветковский монастырь, а в нем единственную по всему православному миру церковь «старого образца».
Ветковская золочёная киотная резьба
Изготовление резных киотов (от греческого «кивотис» – ящик, ковчег для священного образа), украшенных шкафчиков или застеклённых полок для икон, было распространено в регионе Ветки в конце XVII – начале XX вв. и тесно связано с существовавшим здесь центром иконописания. Мастерство вырезания золочёных киотов-«садов» в Ветке передавалось обычно от отца к сыну. Оно наследовало приёмы и растительные мотивы золочёных иконостасов, украшенных «навылетной белорусской резью», которая распространилась с XVII в. В местных условиях это искусство получило новый толчок к развитию, заново взаимодействуя с белорусскими и украинскими традициями.
Ветковская иконописная школа
Ветковская иконописная школа основана в 1680-х гг. на землях Великого Княжества Литовского выходцами из Русского государства. С 1695 года, когда был освящён Покровский храм и монастырь, Ветка стала значительным старообрядческим центром. При местных монастырях, скитах, посадах и слободах интенсивно развивалось иконописание. Традиция была в основном анонимной (удалось восстановить около 80 имён автором). Секреты ремесла и рецепты красок часто передавались по наследству. В народном творчестве краски икон становились всё более яркими – «пылающими». Была возобновлена старая византийская традиция, для которой были характерны подробная разработка оттенков красного – от киновари до глубоких вишнёвых и малиновых тонов и выполнение золотых фонов и полей икон, закрытых листами сусального золота, «двойника» (серебро и золото), серебра под цветным (иногда янтарным) лаком. В орнаменте на иконах типичными были букеты роз, отдельные цветки, ростки, звёздчатые, крапчатые мотивы.Ветковская рукописная книга
В конце XVII — XVIII в. поселение Ветка являлось крупным духовным центром старообрядцев; источником сохранения и развития русской средневековой книгописной традиции в рамках культуры Нового времени. Формируясь на границе Речи Посполитой с Русским государством, ветковская рукописная традиция приобретала самобытные черты в активном взаимодействии культур восточно-славянских народов — русских, белорусов и украинцев. Как целостное явление она оформилась на территории Беларуси, оказавшись органично вплетённой в историю белорусской культуры. Рукописная книжность Ветки в XVIII в. была связана преимущественно с деятельностью местных старообрядческих монастырей: Покровского, Лаврентьевского, Макарьевского и др. В Ветке и связанном с ней Стародубе сформировался оригинальный художественно-декоративный стиль в оформлении местных рукописных книг. Его становление и развитие прослеживается, прежде всего, по певческим рукописям, которые создавались здесь до конца 1920-х годов.
Ветковская чеканка
Первые сведения о ветковской чеканке, принесённой старообрядцами, относятся к концу XVII в. Ветковские кузнецы ковали многопудовые корабельные якоря, инструмент для многочисленных артелей строителей, ювелирные золочёные оклады на иконы и книги. Произведения мастеров-златокузнецов назывались «коваными ризами». С XIII в. упоминаются иконы «все в сребровызолоченных ризах» в 4-ярусном иконостасе в старообрядческом Лаврентьевском монастыре на р. Уза близ Гомеля. На окладах некоторых местных образов сохранились вычеканенные авторские подписи, однако многие произведения с клеймами и подписями были уничтожены. Ныне выявлены имена около 20 мастеров. Большая часть произведений художников по металлу осталась анонимной.Ветковский стиль чеканки складывался на пересечении средневекового наследия и искусства Нового времени. Барочным мироощущением проникнуты принесённые ветковчанами традиции московского искусства, испытавшего в XVII в. сильное влияние мастеров из Речи Посполитой.
Ветковское шитьё жемчугом и бисером
Ветковское шитьё жемчугом и бисером – один из видов искусств старообрядческой культуры Ветковско–Стародубского региона. Возникло в конце XVII—XVIII вв. в поселениях около Ветковского Покровского монастыря, на землях которого образовался центр развития древних традиций церковного шитья (облачения, оклады на иконы, переплёты книг и др.). Позже искусство шитья и «сажения жемчугом и бисером» перешло в народную культуру посадов и слобод. Существовала также традиция шить оклад на свадебную икону (сохранились произведения XVIII–XX вв.). На последнем этапе существования в нач. XX в. этим видом искусства занимались местные мастерицы-«келейницы», передававшие своё мастерство девочкам-ученицам.Как и в других видах изобразительного искусства Ветки, здесь преобладал растительный стиль (стиль г. Ветка - цветущая ветка).
Книжная культура Ветки
Начало истории Ветки относится ко второй половине XVII в. Тогда в результате религиозного раскола, происшедшего в России в середине столетия, в юго-восточной части современной Беларуси, на территории Речи Посполитой, появилась ветвь старообрядческих поселений, выделившая вскоре из себя и собственно Ветку – центр, имевший Покровский Ветковский монастырь, а в нем единственную по всему православному миру церковь «старого образца».К 30-м годам XVIII столетия Ветка становится крупным поповским центром в противовес Выговскому беспоповскому. К ней «прислушивались и духовно подчинялись поповцы Москвы, Поволжья, Дона, Яика, как и все поповщинские колонии раскола в юго-западной, юго-восточной России».
С момента своего основания (1680-е годы) в силу исторических причин Ветка на долгие годы стала притягательным центром церковной полемики, образования староверов, а ее церкви и монастыри – «школой книжности и письменности».
Сюда, на белорусские земли, со всех концов России на протяжении двух с половиной столетий несли люди свою «духовную пищу», сберегая ее больше своей жизни. Первые сведения о множестве книг у старообрядцев Ветки оставил секретарь королевской комиссии Пётр Полтев, который проводил тут расследование 18 января 1690 г.
«Книгами и иконами Ветка снабжала весь старообрядческий мир», - писал русский советский историк, библеист, востоковед Никольский Н.М. в своем труде под названием «История русской церкви».