rosserial

Логотип
РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

О Беларуси
Реконструкция плана замка по гравюрам

ГРОДНЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Городенщина

Cтарый замок в Гродно.

        Старый замок в Гродно, первое оборонительное сооружение, построенное русскими князьями в XI веке. Замок расположен на высоком и крутом холме на правом берегу Немана при впадении в него речки Городничанки. Построен замок был в виде деревянной крепости от которой фактически ничего не осталось. Гродненский Старый замок был лакомым кусочком для всевозможных захватчиков - все-таки он оберегал богатый город. В XIII веке в замке возвели мощную каменную башню, очень похожую на Каменецкую вежу. Но Гродненская вежа была разобрана во время очередной перестройки. После того, как в XIII веке Гродно вошло в состав Великого Княжества Литовского, замок стал целью многочисленных нападений крестоносцев. Штурмовали крепость крестоносцы Мазовии и Тевтонского ордена в 1284, 1296, 1305, 1306 и 1311 годах. Рыцари Ливонского ордена, собрав войско со всей Европы, в феврале - марте 1364 года также безуспешно пытались овладеть замком. В 1391 году замок стал одной из главных резиденций Витовта. Во время междоусобной войны в 1390-м году войска князя Ягайлы взяли замок в плотную 50-дневную осаду. Замок был сожжен. В огне пожара едва не погиб сам Витовт с семьей.

Ф.Гогенберг. Гравюра 1570-е годы
Тамаш Маковский. Гравюра 1600 г.

Вскоре на месте пепелища великий князь Витовт построил новый каменный готический замок с пятью башнями. Буквально через несколько лет он выдержал первое боевое крещение - штурм крестоносцев. Замок был построен по периметру горы, и его стены толщиной 2,5-3 метра образовывали неправильный в плане треугольник. Стены имели неодинаковую высоту и завершались зубцами. О конструкциях стен можно судить только по сохранившимся остаткам кирпича и камня-валуна. Кирпич в кладке стен использовался для выравнивания рядов камня, в башнях - как облицовочный материал. Особенностью кирпича являются знаки-клейма мастеров, резанные острым инструментом до обжига. В замке было 5 башен. Въездная башня, квадратного сечения, располагалась в юго-восточном углу крепости и соединялась с городом подъемным деревянным мостом. Самая высокая башня, круглого сечения, уцелела с XIII в. и была включена Витовтом в систему новых крепостных укреплений. По своему характеру эта башня была близка к оборонно-сторожевым башням типа вежи в Каменце. Башни не сохранились до нашего времени: некоторые были разобраны при строительстве дворца Стефана Батория в конце XVI в., от других остались фундаменты и части стен. В линии стен, обращенных к городу, размещался новый каменный двухэтажный дворец Витовта с толстыми стенами. Это здание в основном сохранились и по сей день. От города крепость отделял 50-метровый сухой ров.

В 1445 году великий князь литовский Казимир IV Ягеллончик принял здесь польского посла, предлагавшего ему корону, а в 1492, умер в замке. Здесь очень часто останавливался Стефан Баторий, который из Гродно сделал фактическую столицу Речи Посполитой. В 1576-1586 годах Верхний замок стал резиденцией короля Стефана Батория и по инициативе короля был перестроен итальянским архитектором Скотто практически заново. От крепости, построенной Витовтом, остались лишь стены и некоторые башни. В планировке двухэтажного дворца заметна его приспособленность к обороне: отсутствовали парадные вестибюль и лестница, стены отличались большой толщиной. Небольшие по величине комнаты и несколько залов создавали асимметричную и замкнутую композицию плана. Внутренняя отделка нижнего этажа была выполнена из кирпича: королевские комнаты второго этажа отделаны шлифованным гипсом, украшены изразцами и резьбой. Пол был выложен мрамором и керамическими плитками. В башне размещалась баня, а над ней - зал с лепниной. Впечатляла и шикарная спальня, выкрашенная серой и золотой краской. Замок превратился в богато декорированный дворец.

В 1579 году здесь проходило заседание сената, на котором обсуждали вклад Речи Посполитой в Ливонскую войну. Сам же Баторий проводил в замке немало времени. Город он настолько полюбил, что наведывался сюда часто, в том числе и на охоту. Ходят легенды, что король нашел здесь даму своего сердца - дочь лесничего, которая родила ему сына. Но об этом, конечно же, не знала жена Стефана королева Анна. В последний раз король прибыл в Гродно сентября 1586 года. 6 сентября 1586 года король Речи Посполитой опять приехал в Гродно, как оказалось, навсегда. В воскресенье, 7 декабря, он, как обычно, пошел в костел - Фару Витовта (в 200 метрах от замка), но там почувствовал недомогание. Через пять дней в резиденции ему стало еще хуже. Стефан Баторий распахнул все окна, чтобы легче дышалось, но сердце остановилось. Чтобы выяснить причину внезапной смерти, в Гродно сделали первое на территории Восточной Европы анатомическое вскрытие, но и оно не дало точного ответа. Интересно, что за полтора года до своей кончины Стефан Баторий в завещании просил, чтобы его похоронили в городе на Немане. Однако, нарушив волю короля, его похоронили в Кракове, где покоятся все польские монархи.

Дальнейшая судьба Старого замка была связана с многочисленными переделками. В 1655 году замок был полностью разрушен русскими войсками во время русско-польской войны 1654-1667 годов. Отстроил его литовский канцлер и гродненский староста Кшиштов Зигмунд Пац. Тогда окна потеряли свое обрамление и были увеличены.

С 1678 года в замке проходил третий сейм Речи Посполитой.

Во время Северной войны 1700-1721 годов замок был разрушен шведами. Пожар 1735 года практически уничтожил то, что еще оставалось от замка, и он уже никогда не вернул былого значения. В середине XVIII века рядом был построен Новый замок, а старый перестал выполнять свою функцию. После разделов Речи Посполитой и присоединения Гродно к Российской империи, в XIX веке был перестроен в царские казармы, гостиницу, офицерское казино и военную библиотеку. Надстройка третьего этажа, выполненная в XIX веке, окончательно изменила его облик.

До наших дней дошли дворец, фрагменты оборонительных стен, руины Нижней и Верхней церквей, княжеских покоев, мост и замчище. Замок с городом соединяет каменный арочный мост, построенный взамен деревянного во второй половине XVII в.

В 1925 году в бывшей королевской резиденции открылся историко-археологический музей. В настоящее время в замке размещена основная экспозиция Гродненского историко-археологического музея. Замок давно нуждается в реставрации. Разработан проект реконструкции замка времен Стефана Батория.

Нижняя церковь. Реконструкция

Нижняя церковь и Верхняя церковь г. Гродно (Территория Старого Замка).

Раскопками на территории Старого замка в Гродно обнаружены сооружения,  подтверждающие тот известный из русских летописей факт, что город Гродно еще в XII в. был центром западнорусского удельного княжества. Раскопки подтвердили, что Гродно в XI-XIII вв. по своей планировочной структуре и характеру важнейших сооружений был типичным городом эпохи Киевской Руси и периода феодальной раздробленности.

На территории Старого замка расположена Нижняя церковь в специальном крытом павильоне. Нижней она называется потому, что на её руинах была построена еще и Верхняя. Это самая старая постройка в городе, к которой можно прикоснуться. Очень обидно, что даже не многие гродненцы лично видели это потрясающее историческое наследие.

Предположительно "Нижняя  церковь" была построена при первом гродненском князе Всеволодке Давидовиче в пределах между 1116 г. (или 1128) и 1141 г. (годом его смерти). Скорее всего, это был первый каменный храм в Гродно. Зодчие, строившие Нижнюю церковь, ваяли храм по образцу лучших церквей христианского мира для спокойной молитвы и восхищения рукотворной красотой Дома Божьего.  В 1183 г. удар молнии и последовавший за этим пожар привёл к обрушению храма. Именно об этом сказано в Ипатьевской летописи: "Того же лѣт  Городенъ погорѣ всь и цр҃кы каменая ѿ блистания молниѣ и шибения грома". Гибель храма не была единовременной. Сначала в 1183 г. внутрь храма обвалились своды и часть столпов. Храм после пожара не был восстановлен, но стены еще стояли. Далее последовало их окончательное разрушение, связанное с какой-то общегородской катастрофой, происшедшей через сравнительно небольшой промежуток времени, возможно, в середине XIII века. При восстановлении Старого замка Витовтом, в конце XIV века, пространство "Нижней церкви" было засыпано булыжным камнем. Местами завал был пролит известковым раствором и образовал возвышенную платформу. Эта платформа и явилась фундаментом новой постройки - "Верхней церкви".

Верхняя церковь XIV–XV вв. Реконструкция.

Спустя почти столетие, в конце XIII века, время было уже совсем не мирное. Каждый год под стенами города появлялись то крестоносцы, то волынские князья. Может быть, именно поэтому Верхняя церковь вышла внешне неказистой. Крошечная, всего девять на девять метров, почти квадратная, с толстыми стенами и кирпичным полом, она напоминала скорее маленькую крепость, где можно дать отпор врагу или найти последнее убежище для страждущей спасения души.

И все же этот храм уникален во всех отношениях - и как напоминание о своей неспокойной эпохе, и как памятник архитектуры. Может быть, его формы и не так притягивают к себе, как изящные стены Коложи или той же Нижней церкви, однако в грубой и на первый взгляд бессистемной кладке стен есть свои обаяние и тайна. Ведь перед нами старейшее из сохранившихся каменных зданий первых лет Великого княжества Литовского!

По историческим и  археологическим данным, совершенно точно установлено, что в Гродно в XII веке было 4 каменные церкви. Так называемая Нижняя церковь была расположена на территории укрепленного города. "Нижняя церковь", это главный храм княжеской крепости, располагавшийся почти в самом её центре. По хронологии строительства это наиболее старая гродненская каменная церковь. Церковь эта, видимо, с самого начала исполняла функции храма для князя, его семьи и воинов-дружинников. Летописного или архивного упоминания о том, в честь какого святого был назван храм, не сохранилось. Есть предположение, что церковь была освящена в честь св. Симеона.

Крытая экспозиция фрагментов стен
Верхней церкви

Весной 1931 года в Гродно во время паводков уровень воды в Немане поднялся почти на 6 метров. Для укрепления размытых склонов Замковой горы весной 1932 года начали вынимать грунт с внутренней стороны Старого замка. В результате случайно обнаружили остатки здания и плинфы XII века. Буквально чуть позже при археологических раскопках, которые продлились до 1937 года, были обнаружены руины Нижней церкви. В тоже время были обнаружены неизвестное здание («терем») того же времени и руины храма, перекрывавшего остатки Нижней церкви. Исходя из ситуации, он был назван условно Верхней церковью.

Построенная «верхняя» церковь имела по наружному обмеру 12,5 на 10,2 метра. Толщина ее стен равнялась 1,6 метра. Она представляла собой тип четырехстолпного одноапсидного храма. «Нижняя» церковь больше «верхней». Ее размеры без апсиды составляют 16,7 на 12 метров. Стены церкви сохранились на высоту от 1,5 до 2,5 метра. Она так же, как и «верхняя» церковь, имела с восточной стороны одну алтарную апсиду.

Общепринятой датировкой постройки Верхней церкви в настоящее время считается конец XIII - начало XIV вв. В 1939 году остатки этой постройки были перенесены в отдельный павильон.

Фрагменты постройки Нижней церкви

Развалины Нижней церкви были хорошо изучены.  Нижняя церковь представляла собой небольшой шестистолпный храм с тремя апсидами и одной главой. Стены храма выложены из плитнякового кирпича (плинфы). Горизонтальные швы - 2,5-4 сантиметра. Некоторые кирпичи имеют выпуклые клейма. Видно, что каждый кирпичик делался для своего места. Стены изнутри не оштукатурены, в них вмурованы глиняные кувшины-голосники, точно такие как в Коложской церкви. Они облегчали конструкцию и благодаря которым внутреннее пространство церкви имело хорошую акустику. В юго-западном углу храма сохранились остатки врезанной в стены круглой винтовой лестницы, ведшей на хоры над западным нефом. Храм имел три входа в виде простых арочных порталов с юга, запада и севера. Возможно, южный вход в храм был главным, парадным.

Особенностью архитектуры Нижней церкви было декоративное убранство фасадов, украшенных из больших естественных камней-валунов, некоторые из которых имеют фаски. Гранитный валун раскалывался на две части и вкладывался в стену плоской стороной наружу, которая в отдельных случаях полировалась. Так древние дойлиды экономили на строительном материале, а заодно и украшали фасады церкви. Некоторые камни настолько гладкие, что невозможно представить, как 8 веков назад их полировали. Цвет камня самый различный - от розового до красного, от серого до черного. Его применение в кладке с использованием различных способов обработки поверхности придавало фасадам живописность. Помимо шлифованных гранитных камней, стены церкви были украшены вставками и керамическими, покрытыми глазурью плитами красного и зеленого цвета различной формы.

На полу у входов лежали гладкие полированные камни. Под хорами в западной части пол был выстлан простой плинфой. Основное пространство храма имело майоликовые полы. В алтарной части пол представлял собой обычный набор из квадратных майоликовых плиток, уложенных рядами так, что плитки одного тона, желтые, зеленые или коричневые, шли по диагонали. В дьяконике узор был обогащен двумя пересекающимися полосами из желтых и коричневых плиток в виде ласточкина хвоста, в алтарной апсиде предположительно были вставки в виде фигур крестов. Боковые нефы имели простой настил из квадратных плиток. По контрасту с ними в подкупольном пространстве сохранился фрагмент великолепного узорчатого майоликового пола: в обрамлении пересекающихся широких лент желто-зеленой плетенки в квадраты вписаны желтые круги с орнаментальными крестами.

Кровля и купола были покрыты листами тонкого раскатанного свинца. Деревянный иконостас был украшен многочисленными медными пластинами. Найденные внутри захоронения позволяют говорить, что храм служил княжеской усыпальницей даже после своего разрушения.

Если  сравнить Нижнюю церковь с Коложской, то можно увидеть, что композиция Коложи, ее конструкция и декоративное убранство родственны Нижней церкви. Оба памятника подтверждают существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы, где широко использовались местные строительные материалы, керамика и элементы народного прикладного искусства.

В настоящее время руины Нижней церкви экспонируются «Гродненском государственном историко-археологическом музее».

страницы 1 2 3 4