Минская область
Национальный художественный музей РБ
Национальный художественный музей Республики Беларусь (Государственная картинная галерея с 1939 до 1957, Государственный художественный музей с 1957 по 1993) – крупнейшее в стране собрание белорусского и зарубежного искусства. В экспозиции, филиалах и фондохранилищах находится более 30 тысяч произведений, которые формируют двадцать разнообразных коллекций и составляют два главных музейных собрания: собрание национального искусства и собрание памятников искусства стран и народов мира.Официальная история музея начинается 24 января 1939 г. – согласно постановлению Совета Народных Комиссаров БССР в Минске создавалась Государственная картинная галерея.
Довоенный период работы Галереи под руководством Николая Прокопьевича Михолапа (1886–1979) известного белорусского художника-керамиста – время интенсивного формирования художественных коллекций.
Основой живописной коллекции Галереи стали произведения из отделов изобразительного искусства исторических музеев Минска, Витебска, Могилева и Гомеля. Несколько произведений из своих фондов подарили Третьяковская галерея и Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Государственный Эрмитаж. В коллекцию новой галереи вошли и произведения известных русских советских художников.После воссоединения в сентябре 1939 г. западно-белорусских земель с БССР в Картинную галерею произведения из национализированных усадеб и замков Западной Беларуси, в том числе и часть коллекции дворца князей Радзивиллов в Несвиже. Таким образом, коллекция пополнилась богатым собранием слуцких поясов, французских гобеленов XVIII в., портретной живописи XVI–XIХ вв.
В начале 1941 г. фонды ГКГ БССР насчитывали уже 2711 произведений, из которых 400 находились в экспозиции.
Однако такому богатому собранию картинной галереи в Минске не суждена была долгая жизнь. В первые дни войны судьба всего собрания складывается трагически. За короткий промежуток времени оно исчезнет бесследно. Коллекцию готовили к эвакуации, но не сумели спасти – не вывезли. В полном составе и в полной сохранности художественное собрание в Минске предстало перед завоевателями.
Лучшие предметы прикладного искусства и картины, как свидетельствуют документы, были конфискованы, ценные коллекции отправлены в рейх и в Кенигсберг. К сентябрю 1941 г. собрание картинной галереи было практически рассеяно. В это время гауляйтер Вейсрутении (так называлась Беларусь) В. Кубе жалуется А. Розенбергу, что Минск лишился миллионных ценностей, так как «ценные полотна, мебель XVIII–XIX вв., вазы, изделия из мрамора, часы и т.д. СС отдает на разграбление вермахту». Многое было вывезено в неизвестном направлении, кое-что осталось в немецких организациях в Минске.
Собрание картинной галереи перестало существовать, и его утрату можно назвать невосполнимой.
После войны была возвращена только небольшая часть произведений, находившихся накануне войны на выставках в России (например, бюст князя П.А. Румянцева-Задунайского работы Ф. Шубина), или найденных советскими солдатами в конце войны в городах Восточной Пруссии (коллекция портретов из Несвижа) и разоренном Минске («Шахтер с лампочкой» Н. Касаткина, «Осень» И. Левитана, «Утро весны» В. Кудревича оказались брошенными фашистами в недостроенном здании ЦК КПБ).
Второй этап истории музея связан с 33-летней подвижнической деятельностью заслуженного деятеля искусств БССР, директора Галереи с 1944 г. Елены Васильевны Аладовой (1907 – 1986). После освобождения Минска Галерее предоставили четыре комнаты Дома Профсоюзов на площади Свободы. Благодаря энергии и энтузиазму немногочисленных первых сотрудников, работавших самозабвенно, часто до глубокой ночи, музей буквально «восстал из пепла». Несмотря на послевоенную разруху, правительство республики выделяло немалые средства на покупку произведений для Галереи. Уже в августе 1945 года были приобретены полотна Б. Кустодиева, В. Поленова, К. Брюллова и И. Левитана. Вновь помогали музеи России: Государственный музей им. А.С. Пушкина передал несколько картин западноевропейских мастеров, Государственный Русский музей – три пейзажа А. Куинджи, пейзаж А. Боголюбова и парадный портрет императрицы Екатерины II. На бывшем Архиерейском подворье в Минске, где до войны размещался Белорусский государственный музей, были найдены чудом уцелевшие иконы – в том числе и шедевры белоруской иконописи «Рождество Богородицы» Петра Евсеевича из Голынца 1649 г., «Параскева» и «Вознесение» XVI века.
В 1946 году в фондах было уже 317 произведений.
В городе, еще лежащем в руинах, Е.В. Аладова добилась разрешения на строительство специального здания для Галереи. Проектирование нового здания было поручено молодому архитектору фронтовику Михаилу Ивановичу Бакланову (1914–1990).
Новоселья пришлось ждать восемь лет. Строительство Картинной Галереи с десятью просторными залами, расположенными на двух этажах, и вместительной галерей было завершено в 1957 году.
5 ноября представлением новой экспозиции и Всебелорусской выставки торжественно открылся Государственный художественный музей БССР (так стала называться бывшая Картинная Галерея с 10 июля 1957 года). Коллекция музея в те годы уже достигла довоенного количества и насчитывала около 3 тысяч произведений русского, советского и белорусского искусства.
Большая часть фондов русской живописи происходит из частных коллекций. Пользуясь советами И. Грабаря, А. Федорова-Давыдова, известных художников А.Д. и П.Д. Кориных, В. Фаворского, П. Кончаловского, Е.В. Аладовой удалось приобрести произведения русского искусства высокого класса из частных собраний певицы Лидии Руслановой, балерины Екатерины Гельцер, актера Ивана Москвина, многих известных коллекционеров Москвы и Ленинграда. Коллекция русского искусства (более 5 тысяч экспонатов) по полноте и цельности может соперничать со многими российскими музеями.
1970-е – начало 1980-х годов – пик выставочной деятельности музея. Коллекция белорусской современной живописи и графики из фондов музея путешествует по странам социалистического содружества. Минчане, в свою очередь, знакомятся с мировыми шедеврами на выставках западноевропейского искусства из собрания А. Хаммера (1973), из музеев Польши (1974), сокровищами Дрезденской галереи, произведениями Н.К. Рериха (1975), американской живописи из музеев США (1976) и из Метрополитен-музея (1978), польским портретом XVI–XVIII веков из польских собраний, выставкой автопортрета в русском и советском искусстве, западноевропейской живописи из Национальной галереи Праги (1979), лионскими тканями из музеев Франции (1981).
В 1977 году во главе музея стал художник-график Ю.А. Карачун. Как председатель белорусского отдела международной ассоциации музеев ICOM, он приложил немало усилий в деле охраны памятников белоруской старины, планомерной реставрации Мирского замка и обретения им статуса филиала музея.
В 1993 году началось строительство нового корпуса музея – пристройки к основному зданию (архитектор В.С. Белянкин). В 1989 году музею передано здание по улице Кирова, 25, где разместился лекторий, отделы и службы музея.
Провозглашение независимости Беларуси после распада СССР изменили статус музея и его культурную политику: с 1993 года музей именуется Национальным художественным музеем Республики Беларусь.
В 1990-х годах музей – крупный научный, культурный и просветительский центр Беларуси. С 1994 года он имеет свой архив, с 1989 – реставрационные мастерские с большим штатом реставраторов – специалистов в различных областях. Постоянно пополняются новейшей специальной литературой богатые библиотечные фонды музея.
Как всякий живой организм, музей непрерывно растет, пополняя свои фонды. Собрание русского и белорусского дореволюционного, западноевропейского, стран Востока, советского белорусского искусства насчитывает сейчас более 30 тысяч произведений.
В XXI век музей вступил с перспективами дальнейшего развития и превращения в крупнейший в республике выставочный комплекс со значительным исследовательским потенциалом и реставрационной базой.
___________________________
В 1975 году выставка картин Н.К. Рериха к 100-летию художника Николая Рериха прошла во многих городах СССР, в том числе в Минске, в Художественном музее БССР (ныне Национальный художественный музей Республики Беларусь). Выставка состояла из картин, предоставленных Святославом Рерихом для экспонирования в СССР.
Виртуальный тур по Национальному художественному музею