rosserial

РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы

Л.В.Шапошникова




Материалы Международной научно-общественной конференции «Тернистый путь Красоты» (К 80-летию со дня рождения и 55-летию творческой деятельности Л.В.Шапошниковой), Минск, 2006



Л.И. Пшеничная
Член Правления Отделения МОО «Международный центр Рерихов», Республика Беларусь, г.Молодечно

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА РЕРИХОВ

4 ноября 1989 года Постановлением Совета Министров СССР № 950 в Москве был создан Центр-Музей имени Н.К. Рериха и Советский Фонд Рерихов (позднее переименованный в Международный Центр Рерихов). Это событие стало возможным благодаря усилиям Л.В. Шапошниковой, доверенной С.Н. Рериха. Рождение Центра-Музея проходило в борьбе за право своего существования в статусе независимой общественной организации, за новую идею работы. Центр-Музей, по замыслу Святослава Николаевича Рериха, должен был стать деятельной исследовательской структурой: «Но Центр видится мне и как научное учреждение. Задачей его, как представляется, может стать не только систематизация и изучение многогранного наследия Н.К. и Е.И. Рерихов, но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идей. Русские и Восток, Россия и Запад, народная культура, всемирные народные ценности, единство культуры человечества, ценностные ориентации, понятие о совершенном человеке, человек и природа, внутренние возможности человека, наука и религия – все это так или иначе было, конечно, затронуто в трудах Н.К. и Е.И. Рерихов, но их подходы требуют развития в применении к нынешнему этапу всемирной эволюции» [1].

В мае 1990 года Л.В. Шапошникова спецрейсом доставила из Индии в Москву наследие семьи Рерихов, переданное Центру-Музею С.Н.Рерихом. Это четыре тонны бесценного груза (картины, архивы, личные вещи, библиотека). В это же время под руководством Людмилы Васильевны из руин поднимался памятник архитектура XVII–XIX веков – Усадьба Лопухиных, выбранная С.Н. Рерихом для размещения Центра-Музея. С 1993 года идет борьба за Музей – вышло Постановление правительства № 1121 «О Государственном музее Н.К.Рериха», согласно которому усадьба Лопухиных передавалась Музею искусств народов Востока (Музей Востока). Одновременно начинается научная работа с архивами. Выходят первые издания МЦР – Информационный бюллетень, книги серии «Малая рериховская библиотека», буклеты о Музее. Появилась возможность разместить новые издания – книги, брошюры, репродукции в отдельной витрине первого Музея.

Мемориальная библиотека семьи Рерихов положила начало созданию научной библиотеки Международного Центра Рерихов, которая в настоящее время насчитывает более 17 тысяч единиц хранения и обладает уникальным по содержанию фондом. Фонд Мемориальной библиотеки широко используется для переиздания книг, переводов и публикаций статей.

Публикаторский отдел Международного Центра-Музея, помогая утвердить идеи наших выдающихся соотечественников, публикует архивные материалы, малоизвестные труды Рерихов, работы исследователей их творчества. Событием в культурной жизни России стал выход в свет трехтомника Н.К. Рериха «Листы дневника» – полного собрания его очерков за 1934–1947 годы в серии «Большая рериховская библиотека». Тонкие, мудрые эссе и воспоминания заключены в этих трех книгах. В этой же серии вышел сборник уникальных записей Е.И. Рерих «У Порога Нового Мира».

В 1997 году завершается реставрация главного здания Усадьбы Лопухиных – происходит третье открытие Центра-Музея имени Н.К. Рериха. «Свершилось, казалось бы, невозможное – на территории России возник первый независимый общественный музей, не имеющий аналогов за рубежом и воплотивший мечту Н.К. Рериха о многогранном культурном и научном просветительском центре» [2, с. 11].

В настоящее время Центр-Музей реализует концепцию, предложенную С.Н. Рерихом. «Исследования духовного, творческого, научного наследия показывают, что оно практически неисчерпаемо. Сам характер рекомендованного Рерихами метода познания дает ключ к новым нахождениям в любой области науки и творчества » [3, с. 163].

Этот новый «метод познания» успешно применяет сама и вводит в научный оборот Л.В. Шапошникова. Ее научно-организационное творчество во многом наследовало принципы работы Института Гималайских исследований «Урусвати», созданного Рерихами в Кулу.

Сейчас научная методология, разработанная Рерихами, не только возрождается, но и развивается. И МЦР, как и институт «Урусвати », «начал свое восхождение в мир науки с международного научного сотрудничества, с объединения передовых ученых, работающих в самых разных направлениях и областях» [2]. При МЦР создан новый междисциплинарный проект – Объединенный Научный Центр проблем космического мышления.

Разрабатывается тематика научных семинаров и лекционных циклов, проводится реставрационная работа картин, научно-музейная обработка документов и материалов рукописного наследия. В серии «Рериховская научно-популярная библиотека» ежегодно выходят в свет материалы Международных научно-общественных конференций. С 1999 года издается полное собрание писем Е.И. Рерих (большая их часть публикуется впервые).

К 100-летним юбилеям Ю.Н. Рериха (2002 г.) и С.Н. Рериха (2004 г.) опубликованы их письма (Рерих Ю.Н. Письма. В 2 т.; Святослав Николаевич Рерих. В 2 т. Том 1 (1912–1952 г.г.). А также книги Юрия Рериха: «История Средней Азии» (первый том), «Буддизм и культурное единство Азии», «Тибетская живопись»; «Воспоминания о Ю.Н. Рерихе», и книги Святослава Рериха: сборник статей «Творческая мысль» на английском языке, «Искусство и жизнь»; воспоминания Беликова П.Ф. «Святослав Рерих. Жизнь и творчество», «Воспоминания о С.Н. Рерихе».

При Центре-Музее успешно работает научно-общественное подразделение «Гуманная педагогика» под руководством академика РАО Ш.А. Амонашвили (который имеет свое издательство). Музеем была издана «Педагогическая симфония» Ш.А. Амонашвили.

Этот уникальный культурный центр ведет непрекращающиеся исследования наследия Рерихов, серьезные научные изыскания в области исторических путей развития Земли, ее взаимосвязи с Космосом. Ведущим маяком здесь является Л.В. Шапошникова, которая сама прошла почти весь путь экспедиционного маршрута по Центральной Азии Н.К. Рериха 20-30-х годов и сумела великолепно воплотить свои впечатления древнейшим образом – путешествие как литературный жанр. Результатом чего стали ее книги «От Алтая до Гималаев» (1987, 1988), знаменитая трилогия «Великое путешествие».

Первая книга трилогии «Мастер» (1998, 2006) рассказывает о жизни и творчестве великого русского художника, ученого, философа Н.К. Рериха и о его семье. Во второй книге «По маршруту Мастера» (ч. 1– 999, ч. 2–2000) автор описывает свое путешествие по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха, сопровождая описание богатейшим фотоматериалом. «Вселенная Мастера» (2005), третья книга из трилогии раскрывает исторические корни новой системы познания и формирования космического мышления. Именно Россия стала тем пространством, в котором зародилось космическое сознание. Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи в сотрудничестве с группой восточных Учителей создали философию Живой Этики – космической Реальности, новую систему познания.

Ранее Л.В. Шапошниковой были написаны: «Веления Космоса. Исторический процесс как космическое» (1995, 1996) – книга посвящена малоисследованной проблеме влияния сил Космоса на судьбы народов и показывающая связь исторических процессов планеты с энергетикой Высших Миров; сборник «Мудрость веков » (1996), где представлены все статьи Людмилы Васильевны, посвященные семье Рерихов, осмыслению и развитию проблем Учения Живой Этики; «Град Светлый» (1998, 1999) – посвящена нелегкому эволюционному, историческому пути России, в пространстве которой произошло совпадение духовной и социальной революций. Именно Россия оказалась тем энергетическим пространством, в поле которого началось зарождение нового мышления и нового сознания.

«Тернистый путь Красоты», еще одна книга Л.В. Шапошниковой – это шедевр полиграфического искусства, сочетающий «фундаментальную философию творчества и художественный альбом» (Л.В. Шапошникова является не только автором текста, но и автором художественного оформления макета). На примерах непреходящих ценностей мировой художественной культуры раскрывается истинная Красота, являющаяся связующим плодом творения между земным и горним и имеющая определяющую и ведущую роль в эволюции человечества.

Перу Л.В. Шапошниковой принадлежат около трехсот печатных трудов. Наиболее фундаментальными среди них являются работы, освещающие различные грани философского наследия Рерихов – проявление космических законов (сформулированных в учении Живой Этики) в исторических, социальных процессах, в жизни и творчестве отдельного человека и в творческом процессе в целом. Итогом ее многолетних размышлений стала вступительная статья «Философия космической реальности» к новому академическому изданию книг Живой Этики.

В 2003 году были изданы два тома «Листов Сада Мории» – «Зов» и «Озарение». Это издание «ознаменовало собой новый этап в изучении и осмыслении учения Живой Этики. Учение впервые представлено в контексте современного научного знания как новая мировоззренческая парадигма XXI века. Впервые после создания Учения (1923 г.) оно во всей своей целостности так глубоко научно проанализировано, систематизировано и философски прокомментировано.

Творческий коллектив публикаторского отдела МЦР провел огромную исследовательскую работу. В основе нового издания лежит сравнительный анализ текстов первых изданий книг на русском языке (Париж, 1924, 1925) и дневниковых записей Е.И.Рерих (из отдела рукописей МЦР). Был проведен анализ вставок, исправлений по личным экземплярам изданий на английском языке (1923, 1952 и 1953), сделанные Е.И.Рерих, а также машинописный экземпляр книги «Зов» из Мемориального фонда научной библиотеки Центра-Музея имени Н.К.Рериха; записи в дневниках Е.И.Рерих и ее письма. Все различия текстологического и структурного характера приведены в комментариях.

В 2004 г. издана третья книга учения Живой Этики «Община» (Урга, 1927 и Рига, 1936).

Прекраснейшие издания МЦР – книги Л.В.Шапошниковой «Тернистый путь Красоты» и Ю.Н. Рериха «Тибетская живопись » – стали Лауреатами конкурса Ассоциации книгоиздателей (АСКИ) и были признаны лучшими книгами 2002 года. Международный Центр Рерихов был награжден Дипломом правления Ассоциации книгоиздателей за оригинальность творческого замысла, новизну издательского проекта, высокое художественное исполнение и полиграфические достоинства.

С 2001 года Центр-Музей издает ежеквартальный журнал «Культура и время» (главный редактор Л.В. Шапошникова), который уже завоевал симпатии читателей. Журнал знакомит нас с новыми достижениями науки и искусства, с уникальными художественными произведениями и культурными традициями стран Запада и Востока, раскрывает многогранный смысл понятия «Культура». Неоднократно в журнале публиковались материалы и о традициях белорусской культуры (об искусстве вытинанки, белорусских рушниках, о старинном женском головном уборе – наметке).

Всего издательской группой МЦР выпущено свыше ста печатных изданий. Это не только книги, но и комплекты открыток, календари, постеры (репродукции). Издаются каталоги выставок художников-космистов; работы философов и мыслителей, чьи идеи и взгляды созвучны рериховскому миропониманию; книги и статьи известных ученых и педагогов по вопросам, связанным с культурными и духовными исканиями человека.

Расширяется не только тематика публикаций, но и география. Латвийским отделением МЦР издается информационно-культурное обозрение «Пространство и время». Отделение МЦР в Беларуси переиздало в 2002 г. сборник серии «Малая рериховская библиотека» «Н.К.Рерих. О Великой Отечественной войне». Сборник «Рерих и Шевченко» (Киев, 2004) выпустило Украинское отделение МЦР. Отделение готовит также к изданию книги Живой Этики на украинском языке. Болгарское отделение МЦР издало книгу, посвященную 60-летию со дня рождения Людмилы Живковой (сотрудницы С.Н.Рериха), «По законам красоты» (София, 2002).

Литература
1. Рерих С.Н. Медлить нельзя! // Советская культура. 1989. 29 июля.
2. Лавренова О.А. Предисловие к книге Л.В.Шапошниковой «Держава Рерихов». Т.1, 2006.
3. Прокопенко Е., Степанова Н.Н., Фролов В.В. Твердыня культуры. Музей имени Н.К.Рериха // Культура и время. 2004. № 3–4.